О том, что сейчас происходит с федеральной целевой программой «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» и основными критериями оценки заявок, рассказывает научный сотрудник ФИАН Евгений Онищенко.
После принятия решения о перебросе более 30 млрд руб., т.е. значительной части выделяемых на ФЦП «Кадры» средств, на финансирование программ развития национальных исследовательских университетов в самой программе произошли значительные изменения.
Массовые конкурсы для групп под руководством докторов и кандидатов наук в 2011 году были резко сокращены, в крайне усеченном виде были проведены и конкурсы для научно-образовательных центров (НОЦ). Об этом уже писал ТрВ-Наука в марте 2012 года (см. мою статью [1]).
При этом утвержденные объемы финансирования основных мероприятий, в рамках которых проводятся массовые конкурсы для научных групп и отдельных молодых ученых, позволяли предположить, что, вопреки заявленным планам, в 2012 году могут быть объявлены конкурсы двухлетних проектов для НОЦ, групп под руководством докторов и кандидатов наук, а также молодых кандидатов наук и аспирантов.
Так и получилось: 3 марта 2012 года правительство России приняло постановление №184, вносящее изменения в ФЦП «Кадры» [2]. В документе сказано, что по результатам конкурсов, которые будут проведены в 2012 году, НОЦ, группам под руководством докторов и кандидатов наук, молодым кандидатам наук и приглашенным исследователям (точнее, учреждениям, в которых они работают) будут предоставляться гранты. То есть финансирование будет идти не через госконтракты, а «в форме субсидий для юридических лиц». Аспиранты же (мероприятие 1.3.2) будут получать финансирование «в форме субсидий для физических лиц», т.е. гранты будут даваться лично аспиранту на открытый им в банке счет, а не организации, в которой он работает.
То есть если раньше конкурсы в рамках ФЦП «Кадры» проходили в форме государственного заказа на выполнение научно-исследовательских работ, то теперь избрана форма «публичных конкурсов» (так Минобрнауки проводило, к примеру, конкурсы мегагрантов), что позволяет отойти от задаваемых законом о госзакупках правил проведения конкурсов и критериев отбора заявок. Таким образом, Минобрнауки предприняло первый шаг к использованию в рамках своих федеральных целевых программ грантового механизма финансирования.
Гранты… не той системы
Однако знакомство с текстом постановления показывает, что поводов для радости не так уж много: наработанная в рамках госзакупок практика проведения конкурсов не претерпит при переходе на гранты кардинальных изменений.
Наиболее важной переменой к лучшему станет резкое снижение веса ценового критерия оценки заявок. В предыдущие годы вес критерия «качество работ и квалификация участника конкурса» в соответствии с требованиями закона о госзакупках составлял 45 %, а на цену контракта приходилось от 35 до 55 %. Теперь, хотя ценовой критерий и никуда не денется, «запрашиваемая сумма гранта» будет давать не более 20 % от общей оценки заявки, а по 40 % придется на критерии «научное качество проекта» и «квалификация участника». Это, очевидно, существенно снизит роль демпинга — бича конкурсов ФЦП последних лет.
Еще одним положительным следствием внесенных изменений будет то, что с уходом от механизма госзакупок исчезает необходимость авансировать работы по этапу проекта в объеме не более 30% от общего объема финансирования этапа, а остальные 70% переводить уже после сдачи-приемки работ. Кроме того, Минобрнауки продляет сроки оценки заявок с 30 дней, установленных законом о госзакупках, до 50 дней, что дает хотя бы принципиальную возможность оценивать заявки в более спокойном ритме, без аврала.
При этом во многом, включая процедуру подачи заявок, возможность отклонения заявок по формальным основаниям и т.д., новые гранты напоминают старые госконтракты. Пожалуй, главным неудобством грантов в рамках ФЦП станет то, что, как и ранее, одно учреждение сможет подать не более чем одну заявку на лот. По-видимому, будет жестко фиксированным число выдаваемых в рамках одного лота грантов: даже если большинство заявителей запросят сумму, меньшую, чем предельно установленная (она останется для всех мероприятий такой же, как была раньше), сэкономленные деньги не будут направлены на финансирование дополнительных грантов в рамках того же лота. Вряд ли придется удивляться тому, что и наработанные ранее формы конкурсной документации не претерпят значительных изменений, хотя хочется надеяться, что объем требуемых бумаг окажется несколько меньше.
Некоторым новшеством по сравнению с конкурсами по закону 94-ФЗ является возможность объявить конкурс несостоявшимся в случае, если все представленные заявки получат за качество или за квалификацию менее 33 % от максимально возможной оценки, т.е. отказ от автоматического финансирования проектов независимо от их качества. Также, в отличие от действующего закона о госзакупках, в положении о порядке проведения конкурсов зафиксировано, что конкурсная комиссия направляет заявки на научную экспертизу. Однако «мнение экспертов носят рекомендательный характер», т.е. при присвоении баллов заявкам члены конкурсной комиссии «могут принимать во внимание результаты экспертизы заявок».
Впрочем, в отдельных отношениях особенности проведения грантовых конкурсов окажутся даже более обременительными, чем старые конкурсы. Так, не очень повезет тем научным группам, которые работают в неподведомственных Минобрнауке организациях. В этом случае соглашения будут заключаться не только между министерством и выигравшим конкурс учреждением — третьей стороной будет главный распорядитель бюджетных средств, который является учредителем победившей организации.
Объемы финансирования
В постановлении правительства указаны объемы грантового финансирования конкурсов по мероприятиям ФЦП «Кадры» 1.1.-1.5, позволяющие оценить примерное число грантов в рамках этих мероприятий, которые планируется выделить по результатам конкурсов. Исходя из заданных в ФЦП предельных объемов финансирования проектов, можно сделать вывод, что планируется выдать примерно 300 грантов для НОЦ, примерно 350 грантов для групп под руководством докторов наук, около 400 грантов для групп под руководством кандидатов наук.
Также будет поддержано примерно по 300 проектов молодых кандидатов наук и аспирантов. Зато финансирование проектов приглашенных исследователей будет резко увеличено по сравнению с первоначальными планами: если ранее программа предусматривала финансирование 100 проектов в год, то в 2012 году будет выделено более 300 грантов для групп под руководством приглашенных исследователей. Особенностью планируемых конкурсов будет то, что в этом году максимальный объем финансирования проекта будет больше, чем в 2013 году, примерно на 25-30%.
В конце прошлой недели был объявлен первый конкурс для НОЦ (по гуманитарным наукам) [2]. Как будут проведены «новые конкурсы», сколько будет нареканий по поводу экспертизы — сказать сложно. Ясно одно: теперь у Минобрнауки не будет возможности кивать на закон о госзакупках, не позволяющий проводить конкурсы нормальным образом.
- Онищенко Е. ФЦП «Кадры» -деньги университетам. ТрВ-Наука, № 73 от 1 марта 2011 года.
http://trv-science.ru/2011/03/01/fcp-kadry-universitetam/ - www.government.gov.ru/gov/results/18406/