Очень много всего произошло за две недели, прошедшие с прошлого выпуска, и уже много раз было обсуждено — по частям. Но, похоже, все это аккуратно укладывается в одну картинку, и картинка эта не очень красивая.
Выборы — Фортов
С солидным перевесом в голосах, в первом туре президентом РАН был избран В.Е. Фортов. Насколько можно судить по разговорам и опросам, на эту кандидатуру возлагало надежды большинство активной части научного сообщества. Программа Фортова была самой содержательной из программ трех кандидатов, и в ней был сформулирован ряд знаковых позиций: уменьшение бюрократической нагрузки, повышение финансовой и прочей прозрачности, конкурсное распределение средств на исследования, демократизация Академии.
Но уже первые кадровые решения нового президента показали, что не все так просто. В частности, сохранил свой пост одиозный вице-президент Алдошин, герой позорного Петриковского скандала, а в последнее время — председатель комиссии, усмотревшей, что более 90% академических институтов работают на мировом уровне. Ясно, что это — следствие каких-то закулисных договоренностей (видимо, обеспечивших голосование за Фортова на бюро Отделения химии и наук о материалах). Кстати сказать, еще одна кандидатура от Фортова, хотя и не такая противоречивая, прямо нарушает его предвыборную программу, а именно, п. 5.2 («необходимо ввести жесткую систему ротации административных кадров: не более двух сроков по 5 лет … вплоть до вице-президентов…»): В.В. Козлов является вице-президентом РАН с 2001 года. Вообще, было бы любопытно аккуратно проанализировать с этой точки зрения весь обновленный список членов президиума.
Впрочем, события развиваются с такой скоростью, что уже в ближайшие месяцы станет ясно, правы ли оптимисты, которые связывают с новым президентом надежды на реальное обновление академической политики и усматривают в выборе академиков наконец созревшее понимание необходимости перемен.
Неутверждение — Ковальчук
Отделение физических наук в очередной раз проявило характер и не утвердило М.В. Ковальчука в должности директора Института кристаллографии РАН. Причем дважды — не -смотря на четкий приказ из президиума решение пересмотреть, оно было подтверждено (подробнее о происходившем на заседаниях отделения рассказывает А. Самохин на стр. 3). Каковы будут последствия этого решения мы, видимо, узнаем в ближайшем будущем, а пока что случилось феерически смешное интервью Ковальчука «Эху Москвы» [1] и существенно менее смешная заметка в «Известиях», из которой стало известно, что коллектив ИКАНа настолько обиделся на академиков, что решил всем институтом из РАН выйти. Про коллектив тоже отдельная история, там дисциплина не хуже армейской, а про выход — это механизм знакомый: некоторое время назад президиум РАН в порыве щедрости передал в возглавляемый Ковальчуком Курчатовский центр Санкт-Петербургский институт ядерной физики. Впрочем, пока решили ограничиться полумерами: Отделение нанотехнологий и информационных технологий устами Ж.И.Алферова предложило перевести часть институтов из ОФН в ОНИТ. Тут уместно напомнить, что само это отделение было образовано, точнее, реорганизовано из Отделения информационных технологий и вычислительных систем после (вследствие?) того, что ОФН регулярно проваливало Ковальчука на выборах в академики, — впрочем, ему это не помогло, и в 2008 году, с блеском пройдя голосование на отделении, он не получил достаточного количества голосов Общего собрания. Буквально на следующий год все тот же академик Алферов внес поправку, понижающую порог голосования ОС, но и эта поправка не прошла [2].
Но вернемся к интервью, в котором было сделано много высказываний, прямо-таки напрашивающихся на то, чтобы к ним отнеслись с вниманием. Вот, скажем, «посмотрите индексы цитирования» — посмотрели, результат оказался где-то в третьей тысяче из российских ученых (стр. 3). Или «каждый знает, что я выдающийся ученый в области рентгеновской кристаллографии всемирно известный» — в электронной версии этого номера опубликован отзыв А.М. Афанасьева на автореферат докторской Ковальчука, из которого следует что-то другое: недостаточная новизна, игнорирование более ранних работ, в которых сделано то же самое или даже больше, небрежное отношение к научному приоритету [3]. Или вот сказано, что ИКАН — «единственный институт Академии наук, у которого нет аренды». Ну, что единственный — это в любом случае полемическое преувеличение, но интересно другое: простой поиск в Гугле выдает несколько компаний, из которых одна — ООО «Еврокерама» располагается на карте в том же строении дома 59, что и ИКАН [4]; про другие уже надо выяснять, относятся ли к ИКАН строения 2 и 3 этого дома.
Отставка — Федюкин
На прошлой неделе подал в отставку заместитель министра образования и науки И.И. Федюкин. Этому предшествовала массированная кампания в прессе и Госдуме, где его обвиняли во всех грехах, вплоть до подложного диплома о высшем образовании; и хотя немедленно выяснилось, что из-за ошибки канцелярии ровно такие же дипломы получили все выпускники РГГУ — однокурсники Федюкина, газета «Известия» не погнушалась повторить эту ложь в заметке об отставке.
Ясно, что эта отставка связана с диссертационным скандалом. Деятельность министерства по выстраиванию системы научных аттестаций наложилась на активность блогеров и журналистов, обнаруживающих липовые диссертации у все новых депутатов и чиновников, и последние решили, что, убрав замминистра, который курировал эту тему, они смогут погасить волну. Впрочем, Сергей Пархоменко, один из лидеров сообщества «Диссернет», немедленно ответил в своем блоге: «Ужас будет продолжаться» [5].
Одновременно было проделано множество отвлекающих маневров, самым ярким из которых стало сообщение пресс-службы генеральной прокуратуры о «нарушениях в министерстве образования и науки РФ при присуждении ученых степеней и званий» [6]. Среди более или менее справедливых претензий (скажем, мало кто не ругал затяжки с утверждением степеней и выдачей дипломов), там содержится странный пункт о незаконной выдаче 1323 дипломов (имеется в виду всего лишь использование старых бланков, причем это проблема была создана не нынешней, а предыдущей командой министерства). Указано и на то, что «установлены факты непринятия министерством мер к отмене незаконных решений о присуждении ряду лиц ученых степеней, несмотря на наличие в их диссертациях плагиата», — и можно было бы порадоваться, что прокуратура включилась в борьбу с диссертационными фальшивками, но уже следующая фраза разрушает все иллюзии: «Лишь в ходе проверки Генеральной прокуратуры РФ министерством создана комиссия по проведению экспертной оценки диссертаций и аттестационных дел, содержащих поддельные документы». То есть новость-то как минимум несвежая, и нетрудно догадаться, почему именно сейчас она была вытащена из рукава.
Руководство РАН в ходе диссертационного скандала никак себя не проявило. Отвечая на прямой вопрос, заданный на пресс-конференции [7], (бывший) вице-президент А.И. Не-кипелов вспомнил, как его самого обидели обвинениями в списывании [8], а помощник (переизбранного) главного ученого секретаря В.В. Иванов повторил известный довод пойманных плагиатчиков о том, что «оценку должны давать квалифицированные люди». Кто бы спорил, но вот только почему-то не дают… Отставку же замминистра В.В. Иванов в своем блоге прокомментировал так: «А теперь объясню. Игорь Федюкин может стать хорошим специалистом. Американский диплом ничего не стоит -теперь ясно видно, что это полный отстой. Готов взять к себа на работу на должноь главспеца» [9] (орфография сохранена), и сразу стало ясно, на чьей стороне находятся его симпатии.
Эмиграция — Гуриев
Самое же политически громкое событие прошедшей недели — заявление ректора РЭШ С.М. Гуриева о том, что он подает в отставку и не собирается возвращаться в Россию. И оно тоже имеет отношение к науке — потому что причиной этому стало преследование Гуриева за участие в общественной экспертизе второго приговора Ходорковского и Лебедева: обыски и допросы; причем тут же выяснилось, что тянется это еще с прошлой осени и аналогичным преследованиям подвергаются другие юристы и экономисты, участвовавшие в экспертизе. Не буду повторять очевидное, но напомню, что той же осенью аналогичный состав начали «шить» Ольге Зелениной, и позволю себе повторить сказанное тогда: «Этот случай имеет профессиональное значение: это — образцовый пример преследования ученого за профильную научную деятельность. Все мы пишем рецензии и даем экспертные заключения. Ученый не должен бояться уголовного преследования за высказывание собственного мнения, коль скоро оно является профессиональным и добросовестным. Независимая экспертиза — это часто единственный шанс несправедливо обвиненного человека оспорить ведомственные экспертные заключения. Согласно закону об адвокатуре, адвокат может запрашивать мнение специалиста и потом ходатайствовать о приобщении этого мнения к материалам дела и учете его при принятии решения. Если же каждый независимый специалист будет понимать, что его заключение, если оно идет вразрез с точкой зрения следствия, может послужить основанием для привлечения его к тому же делу как сообщника, этот шанс станет еще более призрачным» [10].
Профессиональная солидарность сыграла некоторую роль: Зеленина была освобождена из-под стражи под подписку о невыезде. Профессиональную солидарность проявили и коллеги Гуриева: от студентов и преподавателей РЭШ до акционеров Сбербанка, выбравших Гуриева в наблюдательный совет, несмотря на самоотвод (юридический казус состоял в том, что в момент самоотвода голосование уже началось; в конечном счете Гуриев набрал больше всех голосов). Но дело Зелениной все еще тянется, преследования экспертов продолжаются, и это признак того, что страна выходит на новый уровень репрессий-теперь уже против тех, кто, как было сказано в постановлении об обыске, публикуют «заведомо ложные заключения специалистов под видом независимых общественных экспертиз» [11], а еще — «издают монографии и осуществляют публикации в средствах массовой информации о необходимости внесения изменений в уголовное законодательство России» [12].
Михаил Гельфанд
1. http://echo.msk.ru/programs/beseda/1085276-echo/
2. М. Гельфанд. Поправочка не вышла. ТрВ-Наука № 30, 09.06.2009 http://trv-science.ru/2009/06/09/popravochka-ne-vyshla/
3. http://trv-science.ru/uploads/otzyv_kov1.pdf
4. www.yp.ru/msk/detail/id/evrokerama_1414584 и http://firmhunter.ru/164779-ooo-evrokerama.html
5. http://cook.livejournal.com/216622.html
6. Генеральная прокуратура России выявила нарушения в министерстве образования и науки РФ при присуждении ученых степеней и званий. 28 мая 2013
http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-82795/
7. Будущее научных исследований в России, 5 апреля 2013 http://pressria.ru/media/20130405/601559556.html
8. Заимствования и плагиат. Накипь и ржавчина в науке. ТрВ-Наука № 44, 22.12.2009 http://trv-science.ru/2009/12/22/sonin-tabl/
9. www.facebook.com/permalink.php?story fbid=519195628147400& id=100001709036323
10. М. Гельфанд. «Дело Зелениной». Троицкий вариант — Наука № 114, 9 октября 2012 (http://trv-science.ru/2012/10/09/delo-zeleninojj)
11. В. Челищева. Месть отвязавшейся пушки. Новая газета № 55, 31 мая 2013.
12. Л. Никитинский. Подробности третьего «дела ЮКОСа»: Следственный комитет проводит обыски в Казахстане с санкции Басманного суда. Новая газета № 55, 31 мая 2013.
федюкин гуриев фортов ряд явно несоразмерный первые два всего лишь выпавшие из обоймы мажоры ничем неинтересные для ппс и нс
До сих пор нет Указа Президента России об утверждении г-на Фортова в должности Президента РАН, а почти месяц прошёл со дня выборов.
Пять лет назад Юрий Сергеевич Осипов был утверждён через 10 дней.
Что бы это значило? У меня есть версия, что это связано с неутверждением в должности одного из единственных кандидатов в директоры одного НИИ РАН.
После неутверждения этого кандидата Жорес Иванович Алфёров предложил перевести этот институт в Отделение приписки кандидата.
Вчера г-н Фортов неожиданно присоединился к этому предложению, но с важным добавлением, что кандидат должен сам определиться, «как ему лучше действовать».
А если кандидат захочет вывести институт из состава РАН?
И ещё одно наблюдение. Накануне Петербургского экономического форума было объявлено, что премию глобальная энергия будут вручать во время форума и вручать её будет Президент России. Однако вручал её президент «Роснефти» (пост важный, но существенно ниже поста Президента России), хотя Президент России на форуме был. Не связано ли это с тем, что одним из лауреатов был г–н Фортов и Президент России не захотел оказаться рядом с г–ном Фортовым в ситуации неутверждения г–на Фортова в должности Президента РАН?
Если все эти факты связаны друг с другом, то можно ожидать утверждения г–на Фортова в должности только после разрешения ситуации с указанным кандидатом в директоры. И, кстати, ещё вспомнилось, что голосование по кандидату в директоры по указанию Президиума повторили после выборов Президента РАН, но опять не вышло.
Хотелось бы ошибиться, потому что не хочется думать, что подобная ситуация возможна.
поправка
Не «Вчера г-н Фортов неожиданно…», а во время Петербургского экономического форума, что ещё интереснее, так как наводит на мысль, что это его высказывание могло быть индуцировано кем-то во время форума…
Итак, свершилось! Премьер-министр перед уходом прокукарекал еще об одной реформе: объединении академий и освобождения от финансового бремени директоров институтов. Давно пора.
Не станет ли эта реформа основанием для проведения новых выборов Президента РАН?
Вчера г-н Фортов сдал Академию Наук эффективным менеджерам.
Ему такого мандата общее собрание Академии Наук не давало.
Фортов должен уйти, если он не получит такого мандата от чрезвычайной сессии Общего собрания Академии Наук.
Его действия и саму реформу не поддерживают многие академики, включая целые отделения. http://www.vesti.ru/doc.html?id=1099315&cid=7
Надо продолжать борьбу за Академию Наук, за нашу науку, за нашу страну.
То, что было вчера — это только предложения. Дума и/или Совет Федерации могут и не принять его.
А при чём тут Фортов то? Вы же сами написали: «До сих пор нет Указа Президента России об утверждении г-на Фортова должности Президента РАН».
Видать академики выбрали не правильного кандидата, и министерство решило провернуть реформу по быстрому, пока в академии неразбериха.
Вот именно что г-н Фортов сейчас находится нигде. Я видел его интервью в новостях. Он заикался, не мог найти слов. Мы же не можем вместо него действовать. Он же должен представлять Академию Наук как избранный её президент. А он что делает? В среду законопроект будут принимать в ГД окончательно. Времени нет на раздумья. Нужен человек с активной позицией, известный стране и миру, а г-н Фортов известен мало и поддержку Академии Наук в стране организовать не сможет. Его организацию ликвидируют, а он находится в прострации буквально. Ему сообщили о заседании Правительства накануне вечером. было время, чтобы мобилизовать Академию Наук на следующий день. О том, что ликвидация готовится, предупреждал Юрий Сергеевич Осипов на сессии Общего собрания Академии Наук. О том же предупреждал и академик Некипелов. Но г–н Фортов надеялся договориться с Ливановым. И это после оскорбительных высказываний г–на Ливанов в адрес Академии Наук. Более того, г–н Фортов дал г–ну Ливанову аргументы против Академии Наук, утверждая, что Академии Наук находится в стагнации и причина этой стагнации в том, что в Академии Наук много пенсионеров. Разве это причина, а не следствие? Не следствие финансового удушения Академии Наук. Из–за чего и мал приток свежих сил? Не следствие общего положения в стране, откуда молодёжь уезжает в страны с лучшими условиями жизни и труда? А он не нашёл ничего умнее, как всё свалить на бедолаг–пенсионеров, которым досталось в 90–е блокадные годы голодать в неотапливаемых зимой институтах, когда паста в шариковых ручках замерзала. И вот г–н Ливанов злорадно повторяет тезис г–на Фортова о засилье пенсионеров в Академии Наук как кадровой катастрофе. А что в вузах лучше? Где лучше с кадрами сейчас? В промышленности не хватает квалифицированных инженеров и рабочих. Но половодье менеджеров повсюду. И вот теперь их напустят и в институты Академии Наук, в те, что останутся после оптимизации. И придётся сидеть в приёмных у чиновников неделями… Подробнее »
Сколько гениев, столько и парадоксов вне науки.
Время диспутов иссякает. М.Ломоносов двинул бы по морде каждого за покушение на его русскую академию. Но надо держать себя в рамках приличия. Не пора ли выносить компромиссное решение, устраивающее и тех и этих противников. Ученых, постаревших в науке нельзя сбрасывать со щитов. С ума посходили? Кому там неймется. Кому так кресла директорские покоя не дают? Пока старики ворочают мозгами их нельзя выгонять с работы, так как они имеют знания куда большие, чем молодые.Не будем говорить о заслугах, их неизмеримо больше, чем у кандидатов на должность руководителя. Надо выстроить и утвердить законную систему, при которой старики могут руководить научными коллективами, с условием, что они не больны и физически здоровы. В обратном случае отправлять директоров и другое начальство с почестями на пенсию. Другой вариант. После 65 лет, при хорошем здоровье разрешить старикам работать на руководящей должности на прежнем месте с 30% оплатой труда. Захотят работать — пусть работают до первого приступа и вызова скорой помощи.Что касается новых назначений, то не стоит отказываться от коллективной выборности, где правом голоса может обладать каждый учёный человек, проработавший на одном месте не менее двух лет, зарекомендовавший себя с лучшей стороны, как на работе, так и дома.
И потом, где вы собираетесь стариков после их увольнения содержать? Среди них есть такие. которым в США с удовольствием предложат чемоданы денег, лишь бы они переехали к американцам продолжать научные исследования по предложенной теме. Нельзя этого допускать, надо прекращать грызню между собой и думать об Отечестве, верить, что Россия крепко встанет на ноги, как этого желал М. Ломоносов. Компромисс!!!