
На прошедшей в конце 2014 года академической конференции «Этногенез, этническая и социально-политическая история, генезис языка и культуры карачаево-балкарского народа» выступил докт. хим. наук Анатолий Клёсов, утверждающий, что он создал новую науку, которая по формулам химической кинетики реконструирует историю народов. Это событие вызвало негативные отклики ученых — антропологов, археологов, историков, генетиков, лингвистов. Ученые обеспокоены не столько активной пропагандой А. А. Клёсовым его псевдонауки, сколько снижением иммунитета научного сообщества, допустившего дилетантское выступление на академическую трибуну.
Новая генеалогия от химика
Мы перестали удивляться появлению на телеканалах странных искажений реальности, выдаваемых за достижения науки. Однако включение в программу академической конференции доклада, трактующего историю народов на основе методов химической кинетики вопреки фактам, надежно установленным антропологами, генетиками, лингвистами и историками, — событие неприемлемое для научного сообщества.
Докладчик А. А. Клёсов известен публике утверждением в фильме Михаила Задорнова, что история славян насчитывает 9 тыс. лет и от них произошли скандинавы [1]. Мы все знаем, что фильмы могут исказить слова ученого и необходимо смотреть его публикации в научных журналах. Но в случае с А. А. Клёсовым это проблематично. Свои идеи он излагает в основном в Интернете и книгах, не имеющих грифа научного учреждения. Да еще в двух журналах, которые называет научными. Тематика первого — «Вестника Российской академии ДНК-генеалогии» («Академия» учреждена им самим) — широка: статьи по генетике соседствуют с расшифровкой Влесовой книги и анализом изменений климата по знакам зодиака. Второй журнал (Advances in Anthropology, главный редактор А. А. Клёсов, издается Scientifc Research Publishing) не входит в общепризнанные базы научной периодики, зато входит в список подозрительных изданий, зарабатывающих взиманием платы за публикацию чего угодно [2]. До увлечения историей человечества А. А. Клёсов занимался химией и имеет по этой специальности научные статьи и патенты. Академия наук Грузии даже ввела его в свой состав по специальности «биохимия». Возможно, как и академика А. Т. Фоменко, известного математика, Анатолия Клёсова подвело желание «навести порядок» в чуждой ему области науки.
Ученые и любители
Исследования генетического разнообразия человечества ведутся уже без малого сотню лет. Популяционная генетика изучает генофонды по всё новым маркерам: группам крови, митохондриальной ДНК, Y-хромосоме, а теперь и по полным геномам. Данные генетики давно используются как один из многих источников, рассказывающих о миграциях человека. Сегодня анализ своей ДНК стал доступен каждому — его сделали уже более миллиона человек. Благодаря наработкам популяционной генетики каждый из них может проследить миграции своих прямых генеалогических линий (мужской и женской) на тысячи лет вглубь. Эта прикладная отрасль генетики получила название генетической генеалогии, хотя в России чаще называлась «ДНК-генеалогия». Она и оказалась питательной средой для А. А. Клёсова. Используя готовые базы данных и выдергивая из обширного инструментария популяционной генетики Y-хромосому (изредка мтДНК), он добавляет к одному из методов генетических датировок несколько формул, узурпирует термин «ДНК-генеалогия» и, эксплуатируя всё возрастающий интерес к генетическим реконструкциям истории народов, объявляет всё это «новой наукой», а себя — ее создателем [3].
Как славян сделать ариями
А. А. Клёсов использует приемы, которыми можно вывести происхождение любой группы населения от каких угодно предков. Вот пример: «Восточные славяне — представители рода R1a1. Их потомки, по всей Европе и по всему миру, вплоть до Аравии, Катара, Объединенных Арабских Эмиратов — представители рода R1a1, потомки славян. Или праславян, что в данном контексте одно и то же» [4]. Как обосновать происхождение арабов от славян? Легко — при помощи подмены понятий: «В ДНК-генеалогии „восточные славяне“ — это члены древнего рода R1a1» [4]. Генетический термин «гаплогруппа» А. А. Клёсов подменяет социальной категорией «род», вкладывая в него биологический смысл. Был ли общий предок рода реальным или мнимым, целиком зависит от истории, а не от А. А. Клёсова. Поэтому жесткая привязка А. А. Клёсовым рода к биологии — попытка биологизации социальных категорий.
«Члены рода R1a1 на Балканах, которые жили там 12 тыс. лет назад, через 200 с лишним поколений вышли на Восточно-Европейскую равнину, где 4,5 тыс. лет назад появился предок современных русских и украинцев рода R1a1. Еще через 500 лет, 4 тыс. лет назад, они вышли на южный Урал, еще через 400 лет отправились в Индию, где сейчас живут примерно 100 млн их потомков, членов того же рода R1a1. Рода ариев. Потомков праславян или их ближайших родственников» [4]. В этой занимательной «истории» несколько раз использован прием подмены терминов. Сначала термин «славяне», имеющий совершенно определенные лингвистическое и этнологическое значения, произвольно толкуется как «древние носители гаплогруппы R1a1», при этом игнорируется, что гаплогруппа R1a1 была у многих других народов. Затем, когда расселение «рода R1a1» доводится до Индии, на биологических носителей гаплогруппы R1a1 переносится название языковой группы «арии», при этом игнорируется, что арийские (индо-иранские) языки разделились на пару тысяч лет раньше, чем русский и украинский. Теперь осталось приравнять конец долгой миграции к ее началу — и восточные славяне станут ариями (а арабы — потомками славян).
Формально А. А. Клёсов, конечно, признает, что у одного народа много гаплогрупп (что же ему поделать с этим фактом?). Реально — рисуемые им картины миграций основаны на такой идеологии: на всем протяжении существования гаплогруппы она является биологической меткой реально существовавшей этнополитической или социальной общности.
Такое жесткое увязывание биологических и социальных параметров выходит далеко за рамки науки.
Как произвести человечество с Русской равнины
Такими методами можно опровергать всё что угодно, например «выход» человека из Африки. «Теория выхода человека из Африки в настоящее время принята только как инструмент борьбы с расизмом. К науке она не имеет никакого отношения» [5], утверждает А. А. Клёсов. При этом даже новых данных не надо — можно использовать те же данные генетики, которые мировое научное сообщество принимает как бесспорные доказательства выхода человека из Африки. Трюк прост: объясняем максимальное генетическое разнообразие в Африке не миграциями оттуда, а миграциями туда [6]. Неважно, что для теории «множества входов в Африку» требуется бездна допущений: на протяжении сотен тысячелетий должны идти друг за другом целенаправленные миграции из Евразии в Африку, и это множество генетических линий обязано в Африке хоть и тесниться, но выживать, тогда как в Евразии эти линии по воле А. А. Клёсова должны исчезать без следа. В сочинениях А. А. Клёсова высказывается гипотеза о том, что русский Север — прародина человека разумного: «160 тыс. лет назад человек жил на Русской равнине, или на севере Русской равнины, и отсюда часть его сородичей ушли на юг, в Африку, прибыв туда после долгой миграции примерно 140–120 тыс. лет назад» [7]. Разбор фантастических построений А. А. Клёсова уже приведен в книге археолога Л. С. Клейна [8] и антропологами на сайте «Антропогенез» [9]. На том же сайте представлен и постепенно пополняется подробный анализ и генетических искажений, для аргументированного разбора которых здесь нет места [15].
Мастер мимикрии
Создатель «новой науки» демонстрирует не только агрессивный напор, но и отличное умение мимикрировать под академические стандарты, что порой вводит в заблуждение не только телезрителей, но и ученых. Так, в статье для научной аудитории фамилии генетиков М. Хаммера, Т. Карафет, Л. Животовского перечисляются в числе предтеч его «новой науки» [3], а в публикациях, рассчитанных на любителей, генетика объявляется мусором, к которому отнесены те же самые ученые [10].
Мимикрируя в ответ на критику, А. А. Клёсов пишет: «Славяне и арии принадлежат разным эпохам. Это всё равно, что сказать, что князь Владимир был советским. Даже если среди нас есть его потомки. Ни в какой научной статье у меня нет, что арии — это славяне, и наоборот» [11]. В действительности же как раз о том, что славяне — это арии, А. А. Клёсов написал несколько книг (см. выше). Искусный популист, А. А. Клёсов выдает ожидаемый результат на потребу публике. Каждому А. А. Клёсов дает желаемое истолкование его истории, не брезгуя при этом и политическими выводами. Но тот, кто искренне интересуется происхождением своего народа, вряд ли найдет в построениях А. А. Клёсова своих настоящих предков.
Переформатирование наук
«Новая наука», призванная «переформатировать представления о прошлом», отрицает результаты не только генетики и антропологии, но и лингвистики, и археологии. Например, переименовывает праиндоевропейский язык в праславянский (с тем же успехом его можно назвать прагерманским, но аудитория не та). Языкам навязывается жесткий биологический контекст: если два народа обладают одной гаплогруппой, то их языки обязаны состоять в родстве: «По ДНК-генеалогии арии и славяне (во всяком случае, от половины до трех четвертей славян) это один и тот же род, имевший общего предка, и языки у них обязаны расходиться из одного общего корня» [12, с. 35]. Ну и зачем теперь лингвистика? Протестировал несколько человек в коммерческой компании — и сразу «можно классифицировать языки по-другому», по А. А. Клёсову [12, с. 83].
Не менее решительно расправляется А. А. Клёсов и с вечной проблемой археологии — соотношением этнической общности и материальной культуры. По «новой науке», каждый этнос ассоциирован со «своей» главной гаплогруппой. Поэтому надо лишь найти для каждой гаплогруппы цепь сменяющихся во времени археологических культур: «Атрибутика Аркаима… по сути, относит его к ожидаемой гаплогруппе R1a» [11]. Если же подходящей общности нет, ее следует выдумать: для носителей гаплогруппы «R1b» по созвучию создан фантом — древний народ «эрбины».
Особенно густо фантазиями химика-генеалога насыщены его книги. Одна — в соавторстве с изобретателем «русантропа» (современника питекантропа и одновременно предка нынешних русских) A. A. Тюняевым, которого Комиссия РАН по борьбе с лженаукой называет в тройке наиболее известных лжеученых. Другая книга — в соавторстве с самодеятельным автором из Владивостока, много лет доказывающим, что великороссы являются древнейшим на Земле народом. Ее, как и другие ненаучные «достижения» А. А. Клёсова, рекламирует юморист М. Задорнов. Ученый мир его ДНК-генеалогию не приемлет. Не помогает даже Государственная премия, полученная за достижения в химии. Не спасает и заявленное на разных сайтах звание профессора Гарварда. Запрос в Гарвард показывает, что А. А. Клёсов когда-то был лишь «visiting professor» (должность, мягко говоря, не соответствующая российскому «профессор»). И потому А. А. Клёсову приходится оглашать весь список: «Давайте начистоту, хотя я не люблю бряцать регалиями. Но они — объективная реальность. Вы кого сравниваете? Я — академик Всемирной Академии, созданной по инициативе А. Эйнштейна, академик Национальной академии, лауреат разных премий, в том числе Госпремии СССР по науке и технике, автор сотен работ, большинство из которых написал сам, без соавторов, автор более двадцати книг на разных языках, доктор наук и профессор с тридцатилетнего возраста, и кого Вы мне (неявно) противопоставляете? Каких-то N? (Имена пропущены по этическим соображениям. — Ред.) Которые обезумели настолько, что называют меня „лжеученым“? Которые не понимают основ того, о чем говорят? Которые являют собой полный отстой, серость?» [11]. Такому списку соответствуют и планы Нью-Васюковского масштаба [13]: в «первоочередные задачи ДНК-генеалогии» входит, помимо всего прочего, добиться «решения Правительства РФ о поддержке нового направления ДНК-генеалогия на уровне Федерации» [11].
Опасные фантомы
Резюмируем: «новая наука» А. А. Клёсова де-факто не является научной концепцией и не может поэтому служить предметом научной дискуссии. Эта паранаучная концепция, к сожалению, отнюдь не безобидна. Признаки языка и культуры передаются не так, как гаплогруппы или цвет кожи, это два разных механизма. Фантомы А. А. Клёсова, в которых биологическое перемешано с социальным, — популистский инструмент управления опасными и скрытыми силами. Его упаковка в модную псевдонаучную форму льстит обывателю своей доступностью и привлекает читателей, национально-политические амбиции которых не удовлетворяет научная картина мира. Стремясь получить известность не только на просторах Интернета, А. А. Клёсов прямолинейно выискивает политическую злобу дня, включая и украинскую карту [14], в расчете оказаться востребованным если не наукой, то телеидеологией и телепропагандой. Дилетантизм на телеэкране научное сообщество может лишь комментировать, но дилетантизм на академической трибуне недопустим.
Е. В. Балановская (генетик, докт. биол. наук, проф.),
С. А. Боринская (генетик, докт. биол. наук),
А. П. Бужилова (антрополог, член-корр. РАН),
В. Г. Волков (генеалог),
М. М. Герасимова (антрополог, канд. ист. наук),
Е. З. Година (антрополог, докт. биол. наук, проф.),
Н. А. Дубова (антрополог, докт. ист. наук),
А. В. Дыбо (лингвист, член-корр. РАН),
Л. М. Епископосян (генетик, докт. биол. наук, проф.),
А. С. Касьян (лингвист, канд. филол. наук),
В. Ф. Кашибадзе (антрополог, докт. биол. наук),
Л. С. Клейн (археолог, докт. ист. наук, проф.),
А. Г. Козинцев (антрополог, докт. ист. наук., проф.),
О. Л. Курбатова (генетик, докт. биол. наук),
Н. В. Маркина (научный журналист, канд. биол. наук),
Д. В. Пежемский (антрополог, канд. биол. наук),
И. В. Перевозчиков (антрополог, докт. биол. наук),
А. Б. Соколов (редактор портала «Антропогенез»),
Е. Я. Тетушкин (генетик, канд. биол. наук),
В. И. Хартанович (антрополог, канд. ист. наук),
Ю. К. Чистов (антрополог, докт. ист. наук),
В. А. Шнирельман (этнолог, докт. ист. наук),
Ю. М. Юсупов (этнолог, канд. ист. наук),
Л. Т. Яблонский (археолог, докт. ист. наук, проф.)
1. polit.ru/article/2013/06/15/pchelov;
trv-science.ru/2012/12/25/voinstvuyushhijj-diletantizm-na-ehkrane
3. Клёсов А. А. Биологическая химия как основа ДНК-генеалогии и зарождение «молекулярной истории» // Биохимия. 2011. Т. 76. № 5. С. 636–653.
4. rodstvo.ru/forum/index.php?showtopic=1132&pid=26060&mode=threaded&start
5. Клёсов А. А., Пензев К. А. Арийские народы на просторах Евразии. М.: Книжный мир, 2014.
6. pereformat.ru/2013/11/nashi-predki
7. http://pereformat.ru/2013/06/hyperborea
8. Клейн Л. С. Была ли гаплогруппа R1a1 арийской и славянской? // Этногенез и археология. Т. 1. Ст. III, 9. СПб.: Евразия, 2013. С. 385–396.
10. pereformat.ru/2014/10/popgenetika-bez-prikras
11. pereformat.ru/2014/11/klyosov-penzev
12. Клёсов А. А. Происхождение славян. ДНК-генеалогия против «норманнской теории». М.: Алгоритм, 2013.
13. http://ilfipetrov.ru/soc1.htm
14. pereformat.ru/2013/03/ostrov-ukraina
15. http://antropogenez.ru/klyosov-1
Денни,прошу прощения, обязательно сделаю это, но чуть позже, сейчас должен уехать из дома на несколько часов. Как только вернусь обязательно выскажусь и по этому поводу.
Alexei Kassian
Скиньте мне доклад, если можно.
Denny:28.01.2015 в 13:04.
Уважаемый Денни, ну неужели Вы думаете, что я так наивна, что не ожидала обвинений типа «Ты в ответе за всех, кого приручил»? Но именно исходя из «высоких стандартов научной нравственности» я считала обязанной предупредить, что надо учитывать уровень статей — у Владимира Соколова не было ссылки на журнал и год. И я ее дала. С комментарием (который могла бы и не давать, правда?). Но я специально, как говорят дети, «подставила себя» — чтобы показать как «эти самые высокие стандарты работают на практике».
Могу лишь добавить, что с этим коллективом я порвала отношения.
Мне только жаль, что эти обвинения я услышала от Вас — к Вам я отношусь с уважением и все еще ожидаю конструктивного разговора.
С уважением — Елена Балановская
Сармат в этой теме, на других форумах и по почте беспрерывно напоминает мне о обещании поделиться данными по гаплотипам интересующих его фамилий осетин. При этом Сармат не верит в научность наших данных и пишет о нас «Они абсолютно нагло лгут и передергивают, и это их глубинная сущность… От их непрофессионализма и вранья только вред в науке .» http://pereformat.ru/2015/01/tragicomedy/ Поэтому мне удивительно, зачем ему гаплотипы от ученых, в данных которых он, мягко говоря, сомневается. Все же, раз данные пообещал, публикую здесь гаплотипы носителей указанных им фамилий, присутствующих в нашей выборке осетин. Дальнейшую переписку с Сарматом считаю невозможной. вот данные: фамилия hg B_DYS389I — B_DYS389II — B_DYS390 — B_DYS456 — G_DYS19 — G_DYS385 — G_DYS385-2 — G_DYS458 — R_DYS437 — R_DYS438 — R_DYS448 — R_Y_GATA_H4 — Y_DYS391 — Y_DYS392 — Y_DYS393 — Y_DYS439 — Y_DYS635 — DYS388 — DYS426 Тибилов G2a1a 11 — 28 — 23 — 15 — 15 — 15 — 15 — 17 — 16 — 10 — 21 — 11 — 11 — 10 — 14 — 12 — 20 — 12 — 11 Джиоев J2 13 — 30 — 25 — 15 — 14 — 14 — 16 — 19 — 16 — 9 — 20 — 12 — 10 — 11 — 12 — 13 — 21 — 16 — 11 Кочиев J2 13 — 30 — 24 — 15 — 14 — 13 — 16 — 19 — 16 — 7 — 19 — 13 — 10 — 11 — 12 — 11 — 22 — 15 — 11 Тибилов G2a1a 11 — 28 — 23 — 15 — 15 — 15 — 15,3 — 17 — 16 — 10 — 21 — 11 — 11 — 10 — 14 — 12 — 20 — 12 — 11 Хубулов J1 13 — 29 —… Подробнее »
Елена Балановская: 28.01.2015 в 13:50 Елена, я и в мыслях не имел Вас в чем-то обвинять. Слава богу, я не первый день замужем, реалии и практики науки хорошо себе представляю. В отличии от Олега, который с этими делами хуже знаком.
Я просто захотел продемонстрировать ему (да и остальным заодно), что применение на практике абстрактных и идеалистических высоких стандартов может дать очень опасные результаты, особенно при пристрастном подходе к делу. Думаю, Вы легко можете себе представить, какое «дело» можно было бы Вам «сшить» на этом материале, если бы было такое желание. Именно поэтому я с большой осторожностью отношусь к обвинениям морального порядка вроде соответствия «целям науки».
Извините, что именно Вы «попали под раздачу» в качестве наглядного примера.
Уважаемый Олег Павлович!
Я отправил Вам письмо несколько дней назад. Наверное, Вы очень загружены делами, поэтому еще его не видали.
С уважением и признательностью,
И.Т.
Вопрос Тонояну-Беляеву вспомнился. Вы что-то тут писали про дравидскую лошадь. Откуда у дравидов своё слово лошадь? Может, прадравиды прискакали в Индию на лошадях (понятно, что до ариев)?
Если что, я к внешним языковым связям дравидов отношусь прохладно — ни эламиты, ни уральцы меня не прельщают. И брагуи в Белуджистане скорей всего поздняя миграция из Индии, а не остаток. Но внешнее происхождение дравидийских языков допускаю.
Уважаемый АГХ!
Сего не вемъ. Если полагать хараппскую цивилизацию дравидской (как делает большинство, но с этим не согласен копающий там последние 20 лет археолог Джонатан Марк Кенойер, недавно приславший мне свой обзор результатов), то тогда дравиды, по-Вашему, должны были «прискакать туда на лошадях» ранее 3500 г. до н.э. (достоверное начало Ранней Регионализованной Хараппы), что было бы странно, учитывая традиционно более позднюю датировку массового одомашнивания лошади. Кенойер другого мнения: он полагает, что там уже в Зрелую Хараппу присутствовали носители, как минимум, трех языковых семей — дравидской, индоарийской и тибето-бирманской (с севера, на терр. нынешнего района Нгари Тибетского Автономного Района КНР и чуть западнее и южнее). Он высказывается об этом осторожно, чтобы не не делать поспешных и голословных утверждений, но также дает весьма любопытные ссылки на ряд работ, отмечающих сходство Зрелой Хараппы с поздневедийской литературой Брахман.
Поэтому это очень сложный и запутанный вопрос. Я пока воздержусь от предположений, поскольку я не археолог, а всего лишь скромный исследователь текстов на языке оригинала, да и в целом стараюсь воздерживаться от глобальных обобщений.
для АГХ, вдогоночку:
У дравидов много интересного: например, терминология металлургии железа у них целиком своя, никак не связанная ни с индоарийской, ни с иранской. А вот с градостроительной терминологией, равно как и с управленческой, у них беда: уже с раннего времени она везде почти целиком вытеснена индоарийской (если была вообще). Одно из немногих вероятных значимых дравидских заимствований в индоарийские для названия города среднего размера — nagara (драв. nakar), но даже оно оспаривается (да и означает что-то среднее между поселком городского типа и деревней).
Но при этом у них одну из важнейших и виднейших ролей культурного героя играет ригведийский риши Агастья, который даже по тамильским преданиям «принес им Веды с севера» (что как бы не очень согласуется с миграцией более культурного чисто дравидского населения с севера на юг от диких ариев). Кстати, в постмусульманскую эпоху (после многократной резни жрецов на севере) именно дравидские народы наиболее бережно и прилежно оберегают Ведийский Канон (целиком на арийском языке) — во всяком случае, «большая четверка» (тамилы, малаяльцы, телугу и каннара).