История — это классная дама,
которая наказывает за невыученные уроки.
Владимир Мау
Давний печальный опыт изоляции от мировой торговли и попыток «импортозамещения» знаком многим европейским странам, в частности Великобритании и Германии.
В XIX веке, после отмены в Великобритании так называемых Хлебных законов, игравших роль таможенных барьеров, был сделан первый шаг к свободной торговле. В стране был введен режим фритредерского неограниченного капитализма. Результаты превзошли все ожидания. Детская смертность — бич средневековой Англии — снизилась в пять раз. Началось развитие науки и технологий. Появление ткацкого станка привело к развитию массового мануфактурного производства. Из учебников советского времени мы знаем, что мануфактурное производство эксплуатировало более дешевый женский и детский труд. И это было действительно так.
Но это также означало, что впервые в истории у женщин появились собственные накопления, что освобождало их от домашнего семейного рабства. Теперь Англия производила на экспорт только те товары, которые могла с большой прибылью выпускать качественно и по дешевым ценам.
* * *
Конечно, ситуация в стране, стремящейся к изоляции, может быть смягчена параллельным импортом из стран, продолжающих торговать со страной в режиме автаркии. Экономическая изоляция никогда не может быть полной. Но эти «дружеские» страны, отслеживающие катастрофическую экономическую ситуацию соседа, попавшего в трудное положение, будут диктовать ему свои условия поставок. И на эти условия придется соглашаться.
Германия выдерживала этот экономический режим до 1918 года, но перед ней вставал вопрос, насколько хватит золотовалютных резервов и сколько еще можно нести на себе бремя автаркии и, как сейчас говорят, «импортозамещения».
На последнем этапе на рынке появились — как средство преодоления дефицита — так называемые эрзац-продукты. Яичный порошок вместо яиц, кофейный напиток вместо кофе, сахарин вместо сахара и т. п.
* * *
Тогда, в XIX и начале XX века, не могла прийти в голову мысль, что с помощью режима автаркии можно развивать свою экономику. В экономике точно так же, как и в естественных науках, таких, как физика и химия, действуют непреложные законы, и действие этих законов столь же неотвратимо, как и действие законов гравитации. Экономисты XIX века открыли эти законы и следовали им. Адам Смит, Жан-Батист Сэй и другие экономисты просвещенного XIX века в своих трудах описывали их действие. К сожалению, в XX века многие так называемые экономисты принялись изобретать особую терминологию, использующую эвфемизмы, чтобы всячески затушевать действие этих законов1. В наши дни наряду с термином «импортозамещение» стали появляться такие термины, как «импортоопережение», и попытки на псевдонаучном уровне представить убыточное «импортозамещение» как средство развития региональной промышленности2, а между тем действие экономических законов остается столь же неумолимым, как и прежде. И необдуманные решения в области экономики вызывают определяемые этими законами заранее ожидаемые последствия. И как бы ни старались экономические «эксперты» доказать, что эти законы уже не действуют и что их действия можно избежать, «невидимая рука» Адама Смита3 продолжает работать и в XXI века так же, как в XIX. Любые попытки представить убыточное производство как средство развития экономики заранее обречены на неудачу. Урок XIX века так и остался невыученным.
Олег Губарев
1 Рэнд А. Капитализм. Незнакомый идеал. — М.: Альпина Паблишер, 2011
2 Гулин К. А. и др. Импортозамещение как инструмент активизации социально-экономического развития территорий // Проблемы развития территории, Выпуск № 3 (77), 2015. С. 7–25
3 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2016
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Автаркия
Л.К.
Айн Рэнд https://ru.wikipedia.org/wiki/Айн_Рэнд
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Розенбаум,_Александр_Яковлевич
Л.К.
Заметка заставляет вспомнить картину Фёдора Решетникова «Опять двойка». Однако не всё так печально и безысходно в нашем изумительно интересном мире.
Автаркия – следствие дискретности нашего мира во всех смыслах и измерениях.
Любая живая дискретность – от вируса до социума, — изо всех сил стремится остаться сама собой, индивидуальной физической и ментальной дискретностью, — не раствориться в окружающем мире.
В общем, похоже, стремление к автаркии было и будет – пока наш мир почему-то дискретен, — от элементарных частиц до видимой вселенной. Впрочем, как и стремление частей к объединению в целое, — которое, как показывает опыт, увеличит их шансы жить хорошо и долго, — хотя и менее самостоятельно.
Google сообщает: красные кровяные тельца живут 150 дней, а клетки межреберных мышц и кишечника ~ 16 лет, — вряд ли им удалось бы так долго активно жить вне тела, живущего 82 года.
Любой философ, мудро и таинственно улыбаясь, скажет:
всё это — диалектика части и целого, — закон природы, который не стоит упускать из виду, рассуждая о невыученных уроках человеческой истории.
А любой активный россиянин радостно скажет:
импортозамещение, пусть даже временно – это прекрасно, — это созидательная деятельность для многих и разных, – это счастье своими руками в соответствии с принципом МГД.
Главное, продухты больше не «давят а ля медведанс», поскольку нЕчего, а списывают как типа просрочку. «Пятёрочка» по слухам даже раздаёт и даже «с шумом и пылью» типа.
Л.К.
А то, когда давили «на зомбиясчикк», то мне / пишушему представлялось, что «обкатка трахтором» идёт непосредственно по мне. Что-то типа галлюцинации (бывш., но ещё существующ.) советскаго чел’а (совка в смысле Леры, пардон, Валерии Ильиничны Новодворской).
К.
Да не просрочку, сбывать просроченные пищевые продукты — уголовное преступление. А товары, у которых срок годности скоро кончится. Это не у нас придумали. Я в свое время отлично попитался французским сыром в Америке, у которого срок годности через день-два кончался. В обычном состоянии упаковка сыра стоила пять долларов, и жена бы меня за него пополам перепилила, а уцененка стоила доллар. А по поводу раскатанных тракторами сыров и прочего я с вами полностью солидарен.
Папа-блокадник всегда заставлял доедать все с тарелки и никогда не выбрасывал еду. В крайнем случае, обрезал испорченные части. В родительском доме никогда не валялись огрызки хлеба или недоеденные куски котлет или колбасы. Никаких пищевых отравлений в родительской семье сроду при этом не было.
По-моему, чем писать такие краткие статьи, лучше вообще не писать.
Согласен. Ничего по сути не сказано.
Это лозунг, а не статья.
«Всем лозунгам я верил до конца…»
Борис Абрамович, нет, не членкор АН / РАН Березовский, а совсем «наоборот», поэт- фронтовик Слуцкий.
Л.К.
Бог не любит умных и ученых, предпочитает тихих дураков, не уважает новообращённых и с любопытством чтит еретиков.
Ах-ах-ах!
Испугали ежа голым задом. Давно из больших городов не выезжали, дорогие коллеги. Тридцать лет Россия, кроме этих самых больших городов, и живет в «автаркии». То бишь на подножном корму — натуральным хозяйством. И рада-радёхонька, и думает лишь об одном — «К этим приспособились, лишь бы хуже не было». Вон, давеча известный протодьякон Кураев опубликовал — «Как в Москве хорошо!» Да, хорошо, очень хорошо! — да «только береженье это — на чужой крови». Из всей России Москва кровь сосет — и жирует. И никого из жителей больших городов это печалило.
Ну, теперь и большие города в автаркии поживу. Вот только огородов у них нет. И кур держать негде.
Вы бы прочли где, на чем Москва зарабатывает и что Москва производит, производительность труда какая, добавленная стоимость.
Вы, господин semen Semenov, как всегда, по делу. Я родился и до 1959 г жил в одном из старых промышленных районов Москвы. О нём даже А.Н. Островский упоминал — про ткацкие станки в Гавриковом переулке. Вся Бакунинская улица с её переулками, Почтовые улицы, Лефортово и дальше к Электрозаводской, — это были «промышленные» улицы — ткацкие фабрики, пуговичные, металлоизделий, маргариновый завод и множество других заведений. Мы и жили-то в доме, который стоял на территории пищевого комбината, который спас моих родных — маму, бабушку, старшего брата, мамину сестру во время войны — ходили на дебаркадеры пищевого комбината выбивать мешки из-под муки и выскребать бочки из-под жиров. Тем и жили до конца 41-ого. А потом бабушка и мама устроились работать на пищекомбинат. Этот пищекомбинат шефствовал над нашей 348-ой школой. Снабжал нас концентратами, когда мы шли в походы и вообще опекал, как мог. Всё продукты, которые он выпускал, были очень качественные. И ликвидацию этого пищекомбината я «реформаторам» никогда не прощу. А с 1971 я работал в области анализа загрязнений окружающей среды, что связано, как Вы понимаете, с промышленными предприятиями. Нет, Москва среди них занимала небольшую долю (в основном, была провинция — Кириши, Ярославль, Волгоград и многие другие города), но занимала — тут были и заводы по производству ракет и самолетных двигателей, и МНПЗ, и многое другое. Так что — что было раньше —я знаю. Еще в начале девяностых меня будили гудки теплоходов и буксиров, тянущих груженые баржи, которые шли по Москве-реке. А с четырех часов утра во дворе начинался птичий хор, который мог разбудить и тех, кто не просыпался от гудков теплоходов. Теперь ни гудков, ни птичьего хора. Даже воробьев нет — «арбайтеры» всю траву до корней выкашивают, воробьям есть нечего. Зато газоны (рулонные) потом можно каждый год менять — без «верхушек» корни высыхают (в этом году, правда, другая технология, рулонных газонов уже не видел). Что осталось от… Подробнее »
Москвичей сильно не любили в армии. Питерцев — меньше.
Вообще, солдаты из городских ребят — это было сущее наказание для взводного. Без разницы, из какого большого города. Самыми добросовестными были ребята из села, из сельских механизаторов. Никогда никто из них не забывал закручивать, заправлять или чистить что надо или где надо.
Вы судите по байкам, или сами служили? Я-то это наблюдал в реале два года рядовым. И все мои сверстники-универсанты. Не любили именно москвичей. Солдаты из других городов и весей. Именно в силу распространенности мнения, что Москва всех доит.
Моя военно-учетная специальность «командир взвода средних танков». Последняя должность — замкомроты. Правда, это было лет за пятнадцать- двадцать до вашей срочной службы.
Я не про специальность и должность. Я про реальную службу.
А бывают взводные или замкомроты, которые не служили? Расскажите пожалуйста про таких.
Понятия не имею. Потому Вас прямо и спрашиваю, служили или только сборы и продвижение по выслуге в запасе?
Так я вам прямо и отвечаю, что замкомроты — это просто должность на службе, она никакой выслугой лет не дается. В запасе можно стать капитаном или даже полковником, как покойный Жириновский, но не командиром полка. Это я исключительно для вашего образования, чтобы вы глупых вопросов не задавали. А то если бы я ответил просто да, служил, вы же не стали бы образованнее в этом вопросе. Благодарить не надо.
Я бы не стал говорить об этом в терминах любит- не любит. Нелюбовь подразумевает нежелание отождествить себя с предметом нелюбви. А все (ладно, почти все) жители провинции, которых я знал, мечтали перебраться в Москву. Так что это скорее зависть (и вполне обоснованная), а не нелюбовь.
Разумеется, в основе именно зависть к тем, кто, по разумению, живет незаслуженно хорошо. Но между рядовыми в армии это не работает так прямо. Все в одной лодке. И в этой лодке москвичей не любили. Их гнобили сильнее, поддерживали меньше, друзей им было найти сложнее и пр.
Я не хотел бы рассказывать вам о других способах заработка, кроме размещения промышленных предприятий в центре пятнадцатимиллионного города и эксплуатации рабов из провинции. Меня это унижает. Но они есть, поверьте. Именно заработка, а не спекуляций финансовых. Например, посчитайте, сколько пар нижнего белья нужно произвести китайским китайцам, чтобы сравниться по заработку с немцами, которые построили и продали один Мерседес. Или с американскими китайцами, разработавшими и продавшими приличную интернет-искалку.
Господин semen Semenov! Сначала немного статистики. По данным https://moskvichmag.ru/gorod/chto-proizvodyat-v-moskve-samoe-interesnoe-o-stolichnoj-promyshlennosti/ в Москве работает более 3 тыс. предприятий, на которых заняты более 700 тыс. человек. При этом численность населения города по данным Росстата составляет 12 635 466 человек (2022). Из них 12 455 682 — городское население, 199 368 — сельское. Плотность населения — 4933,80 чел./км² (2022). То есть количество людей, которые что-то реально производят —5.62%. Какая бы не была производительность труда этих людей —их слишком мало, чтобы обеспечивать тот уровень благосостояния, которым пользуется Москва. А ведь деньги (реальные, а не бумага) не из воздуха берут. И если где-то прибавилось, значит где-то убавилось. Вы же не возражаете против этого? Теперь о китайских китайцах. Мне очень не нравится современная западная культура. Вы знаете, что европейская культура родилась из христианской морали и римской юриспруденции (которую реформировал Юстиниан I). В результате появилось Магдебургское право, цеховая культура, городская культура, протестантская идеология, промышленность и техника. Вот только распространялось это только на «своих», причем никаких определений, кто свой, кто чужой, не было. И хотя двадцатый век разрушил очень многие предрассудки, но скотское отношение к «чужим» до сих пор во многом осталось. И очень часто принимает отвратительные черты. А так как ценности христианской культуры заменяются «постхристианскими», очень часто носители этих «ценностей» выдают себя с головой. И это хорошо — негодяй и подлец сразу виден. Несколько лет назад я смотрел документальный фильм какого-то англичанина, путешествующего по Востоку. В Афганистане он приценивался к ковру в какой-то крохотной семейной мастерской. Ковер ручной работы, шерстяной, качественный. Но цена — 100 долларов — ему показалась слишком большой. И этот гад даже не вспомнил, что минимальная дневная зарплата в странах Запада была не менее 70 долларов. А на изготовление ковра, даже небольшого, уходило никак не менее недели. В свое время я изучал цены на сырые кофейные зерна в Южной Америке. И выяснил, что выжить… Подробнее »
Могу алаверды написать про своего отца: начинал войну и заканчивал ее в Ленинграде. В 44 году его как школьного учителя по довоенной специальности демобилизовали. И он вернулся в Запорожье, где из трехсот тысяч довоенных жителей осталось сто тысяч. По поводу советского социализма могу только заметить, что никакого социализма в СССР не было, а была командно-административная система. Это когда «любой ценой» и «мы за ценой не постоим».
«Автаркия — невыученный урок XIX века»
Только XIX! Все остальные выучены!
Особенно очевидно это сегодня, когда запрещено называть вещи своими
именами…
‘
«Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. Отец понять его не мог И земли отдавал в залог.»
Наше всё еще когда всё предвидел ))
Ну, надо уж все главы, и сожжённую 10-ю, кажется, типа до кучи. Тут Ал.Ив. Гончаров, помнится, декламировал про «грозу 12-го года».
Л.К.
Тогда уж в графомании точно не обвинят. Некому буде(т).
К.
А что, за графоманию тоже кого-то уже посадили?
…В стране был введен режим фритредерского неограниченного капитализма. Результаты превзошли все ожидания. Детская смертность — бич средневековой Англии — снизилась в пять раз.
А как детская смертность со свободой торговли связана? Дети стали здоровее от того, что стали к ткацким станкам?
…Конечно, ситуация в стране, стремящейся к изоляции, может быть смягчена параллельным импортом из стран, продолжающих торговать со страной в режиме автаркии. Экономическая изоляция никогда не может быть полной. Но эти «дружеские» страны, отслеживающие катастрофическую экономическую ситуацию соседа, попавшего в трудное положение, будут диктовать ему свои условия поставок. И на эти условия придется соглашаться.
Это только в том случае, если у вас нет никаких ресурсов критически необходимых этим самым соседям. А если есть, то вы тоже можете диктовать. И ставить их в соответствующее положение. Или договориться о взаимно приемлемых условиях.
И кто этот сосед с катастрофической экономической ситуацией? Тот самый, которому Обама (был такой политический деятель, давно ушедший со сцены) виртуально порвал восемь лет назад в клочья экономику? Или тот, кому предлагают мыться мокрой тряпочкой вместо душа, кому предлагают патриотичненько понизить температуру в доме и у кого заканчивается критически важное сырье? Ситуация плохая, согласен. Но она во всем мире плохая. И не потому, что мы свободу торговли ограничили, отнюдь.
Из общих соображений понятно, что самое рациональное — это оставлять себе максимум свободы маневра — иметь как можно больше потенциальных партнеров. Даже если часть из них окажется недоговороспособной, должны будут оставаться и те, с кем так или иначе можно договориться, пользуясь теми или иными особенностями их положения или потребностями. Если ограничить свой выбор исключительно весьма немногочисленными и маргинальными странами-изгоями и какой-то мощной, но весьма себе на уме и сомнительной державой вроде Китая, то свободы маневра может и вовсе не оказаться в какой-то момент. То есть не найти в какой-то то ситуации нужного уязвимого места, которое можно было бы эксплуатировать, у той или иной страны, на который можно было бы еще надавить, добиваясь своего — т.е. слиться вчистую. В этом смысле понятно, что при всех своих темных сторонах тот же Китай ведет все же более осмысленную и рациональную политику, никогда не складывая яйца в одну корзину. Вероятно, он, как и Япония, и другие азиатские страны все же всерьез воспринял уроки истории, полученные в свое время — во время изоляционной политики.
Разумеется, никто не говорит о том, что по жизни нужно руководствоваться прежде всего рациональными доводами, этические не менее важны, но сойтись на том, что же этично, а что неэтично, в нынешних реалиях гораздо сложнее, чем разобраться с тем, что рационально, а что нерационально (это для страны и для населения в целом, а для правящей верхушки, конечно, все может быть совершенно иначе — им ситуация существования в осажденном замке может казаться единственной возможностью удержаться у власти).