Неприятные догадки, ужасные озарения: стресс негативных инсайтов

Александр Поддьяков
Александр Поддьяков
Осени меня, идея, озари меня, инсайт?

Все помнят каноническое «Эврика!» — крик радости от внезапно пришедшего понимания сути проблемы и ее красивого решения. В научной психологии для обозначения этого явления используется понятие инсайта (от англ. insight — постижение, озарение, проникновение в суть): внезапное новое понимание сути проблемы, ведущее к нахождению ее решения 1. В литературе есть множество примеров инсайтов — когда кого-то внезапно осенило, и как это оказалось здорово. Инсайты случаются и у великих ученых, и у обычных людей (вдруг понял, как починить нужный бытовой прибор или решить задачу по математике сыну), и даже у высших обезьян (когда они, поразмышляв, внезапно смекают, как достать что-то, выглядевшее недоступным).

Инсайт у шимпанзе в экспериментах Вольфганга Кёлера (1887–1967). psyfactor.org/hist/insight.htm
Инсайт у шимпанзе в экспериментах Вольфганга Кёлера (1887–1967). psyfactor.org/hist/insight.htm

Приведу примеры, относящиеся к творческой деятельности выдающихся людей.

Владимир Набоков писал о сочинении им шахматных задач, важном для него роде деятельности, которой он занимался многие годы. «Для этого сочинительства нужен не только изощренный технический опыт, но и вдохновение, и вдохновение это принадлежит к какому-то сборному, музыкально-математически-поэтическому типу. Бывало, в течение мирного дня, промеж двух пустых дел, в кильватере случайно проплывшей мысли, внезапно, без всякого предупреждения, я чувствовал приятное содрогание в мозгу, где намечался зачаток шахматной композиции, обещавшей мне ночь труда и отрады» 2.

Анри Пуанкаре: «В то время я занялся изучением некоторых вопросов теории чисел, не получая при этом никаких существенных результатов и не подозревая, что это может иметь малейшее отношение к прежним исследованиям. Разочарованный своими неудачами, я поехал провести несколько дней на берегу моря и думал совсем о другой вещи. Однажды, когда я прогуливался по берегу, мне также внезапно, быстро и с той же мгновенной уверенностью пришла на ум мысль, что арифметические преобразования квадратичных форм тождественны преобразованиям неевклидовой геометрии» 3.

Психологи собирают такого рода свидетельства, анализируют их, проводят собственные эксперименты, стараясь понять закономерности возникновения и протекания инсайта. И так исторически сложилось в психологии мышления за почти столетие, что инсайт мыслился позитивно. Он ведь сопровождается положительными эмоциями: если не восторгом (криком «Эврика!» с беготней, ожиданием восторга от окружающих и пр.), то хотя бы просто удовлетворением. Задача-то решена!

Но что-то было не так с этим оптимистическим пониманием инсайта. Некоторые мрачновато настроенные читатели наверняка поняли, к чему я веду, — может, просто из названия этой заметки («Стресс негативного инсайта»).

А что, если человек внезапно понял, что дела — швах, кранты и т. п.? Такое у него случилось неприятное озарение. Что собой представляет не радость, а ужас открытия?

К этой теме обратилась британская исследовательница Джиллиан Хилл (Gillian Hill) в своей диссертации 4. Она провела интервью с самыми разными людьми, выясняя, случалось ли с ними что-то подобное. Вот некоторые из собранных ею примеров. Шахматист в ходе важной партии внезапно понимает, что его соперник следующим ходом может начать выигрышную атаку. Возвращаясь домой с работы, человек внезапно осознал, что всё, сделанное за день на компьютере, он сохранил в той директории, где оно потом стерлось; день напряженной работы пропал. Банковский служащий описал, как он с ужасом понял: в результате его работы были разосланы не те сообщения на 750 тыс. банковских аккаунтов. Ошибку исправляли пять дней, банк потерял 20 миллионов.

Джиллиан Хилл охарактеризовала эти внезапные отрицательно оцениваемые открытия как «Ой-ой!-инсайты» (или, более строго, как негативные инсайты), противопоставляя их радостным «Ага!-инсайтам» (позитивным инсайтам). Заметим, что возможен вариант названия «О-о, нет!!!-инсайт». Некоторые российские читатели при знакомстве с этими примерами начинают предлагать и свои неформальные лингвистические решения, подставляя более энергичные и недлинные выражения родного языка перед словом «инсайт». С удовольствием оставляю желающим это понятое и естественное развлечение. Буду рад сослаться на предложенные интересные варианты с относительно цензурной лексикой.

Я же пока обращусь к возможным визуализациям позитивного и негативного инсайта.

Мемы для инсайтов
iconfinder.com
iconfinder.com

Многие читали легко вспомнят многочисленные стандартные, клишированные символические изображения креативной идеи, инсайта. Чаще всего это вспыхнувшая лампочка, как бы зависшая над головой счастливца (туловища нет, оно не относится к инсайту). Вариант — та же лампочка над схематичным изображением мозга с шестеренками внутри. И прочее в таком духе. (Стандартные клишированные образы креативности, противоречащие, в силу стандартности, сути изображаемого — то есть креативности, — составляют предмет моего неизменного интереса.) Вот пример типичного изображения. Есть персонажи и не такие аскетичные, а более выразительные.

Как бы будучи не в состоянии отвлечься от всех этих повторяющихся мемов, я предлагаю свои визуальные решения, использующие примерно те же клише. Цель этих картинок — наглядно пояснить различия позитивного и негативного инсайта.

piliapp.com/emoji/list; freepik.com
piliapp.com/emoji/list; freepik.com

Не могу пока решить, следуют ли эти образы указанной традиции или деконструируют ее (и не возмутительным ли образом)?

Типы ситуаций негативных инсайтов с примерами

Я предлагаю различать ситуации негативных инсайтов по критериям, которые даны ниже. В соответствии с этими критериями я разработал классификацию, представленную здесь 5. А заинтересовавшиеся темой люди стали добавлять свои расширения и примеры.

Вот эти критерии различения ситуаций негативных инсайтов с примерами.

1. Временнáя отнесенность стрессогенных событий (были ли они в прошлом или грозят состояться в будущем) и возможности ухудшения или улучшения дел в дальнейшем.

Пример отнесенности событий в прошлое: неприятное событие уже произошло, но человек тогда о нем не знал или не понял его значение и (или) причины, и это осознание внезапно пришло позже. В детективах нередка ситуация, когда один из персонажей внезапно понимает, кто совершал убийства. И это прозрение не всегда радует — оно может быть совершенно ужасным и обещать мрачные перспективы. Это лишь один из примеров.

Другой вариант: пока ничего ужасного не произошло (никто никого не убил), угроза — в предстоящем течении событий, и человек внезапно понимает ее. Дети весело и креативно играют с неким техническим устройством (механическим приспособлением), пока самого умного не прошибает мысль: небольшое промедление — и самого младшего участника не спасти.

Добавление К. С. Крючкова: угрожающее событие миновало, но человек внезапно понимает, похолодев, какой ужас мог произойти…

2. Cерьезность осознанной угрозы — от неопасных смешных ситуаций осознания промаха до катастрофических последствий.

а) Неопасные, забавные ситуации при осознании небольшой ошибки.

В комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» главный герой Семён Семёнович Горбунков (персонаж Юрия Никулина) смешно закрывает рот рукой, когда Козодоев (персонаж Андрея Миронова) указывает ему на закрытую крышку объектива фотоаппарата при съемке; пропал удачный кадр. Стресса для указывающего нет, у ошибившегося — несильная досада на себя.

Вариант — внезапное понимание, что стал жертвой незлого, необидного розыгрыша. Смешно и немного досадно или просто смешно.

б) Неопасные, забавные для окружающих ситуации, воспринимаемые человеком как серьезная угроза его достоинству.

Пример: расстегнутая ширинка, на которую иносказательно, прямо не показывая, намекает собеседник («Ты калитку дома позабыл закрыть»). Реакция на этот иносказательный намек: «Пораженный неприятной догадкой, Яков Лукич опустил глаза долу, ахнул и проворно заработал пальцами» 6. Дальнейшее показывает, что для данного отрицательного персонажа это был сильный стресс в цепочке предшествовавших и последующих.

Пример осознания промаха из «Мертвых душ» Николая Гоголя, присланный мне В. В. Глебкиным:

«— Только позволь, Иван Андреевич, — сказал вдруг, прервавши его, полицеймейстер, — ведь капитан Копейкин, ты сам сказал, без руки и ноги, а у Чичикова…

Здесь почтмейстер вскрикнул и хлопнул со всего размаха рукой по своему лбу, назвавши себя публично при всех телятиной. Он не мог понять, как подобное обстоятельство не пришло ему в самом начале рассказа».

Варианты: внезапное понимание, что стал жертвой обидного розыгрыша. Реакции: от деланного смеха до вызова на дуэль.

в) Ситуации, оцениваемые разными участниками в разной степени как смешные и как опасные. Кто-то, внезапно осознав угрозу, мечется, чтобы исправить ситуацию, остальные смеются, либо не поняв происходящее, либо поняв, но не считая угрозу существенной. Стресс для первых и веселье для вторых.

Вариант: самый умный понял катастрофичность ситуации и одновременно — что никто из остальных участников не поймет эту катастрофичность за требуемое время.

г) Ситуации, оцениваемые всеми участниками и наблюдателями как опасные, ужасные.

Это может быть ошибка (угроза) с риском серьезным травм и гибели в быту, играх, спорте, профессиональной деятельности. При посадке самолета в условиях плохой видимости пилот может поддаться той или иной зрительной иллюзии, но, «внезапно поняв ошибку, в спешке пытается исправить ее». Эти попытки могут вести «к грубому приземлению или выкатыванию за пределы ВПП [взлетно-посадочной полосы], а в худшем — к катастрофе» 7. Сильнейший стресс здесь у всех, смешно может стать только немногим, причем задним числом при благоприятном исходе (истерический смех).

3. Наличие/отсутствие причинной связи стрессогенных событий с человеком, испытавшим негативный инсайт (он причина этих событий или нет).

Здесь можно выделить несколько подтипов:

а) человек не был причиной событий (например, он никак не связан с происходившими когда-то убийствами в сюжете детектива);

б) был причиной произошедшего, но не виноват в нем (такое бывает);

в) человек виноват в произошедшем, и внезапное осознание этого неприятно или ужасно (он и был тем старшим ребенком, который неправильно включил механическое устройство).

Л. А. Ашкинази добавляет: человек знает, что будет (не будет) наказан за произошедшее.

Этот перечень типов неприятных и ужасных догадок и открытий заведомо не полон и является предметом для обсуждения и дополнения для заинтересовавшихся темой — каждый про себя мог что-то припомнить при чтении. И нет ли у кого-нибудь фото обезьян в момент переживания ими негативного инсайта (должен ведь бывать такой и у них)?

В целом, изучение негативных инсайтов (внезапных фрустрирующих, возмущающих, пугающих догадок и открытий) представляется многообещающим направлением, как это ни грустно, сразу для многих областей.

Александр Поддьяков, докт. психол. наук


1 Константинов А. В. Инсайт // Большая Российская энциклопедия. old.bigenc.ru/psychology/text/2012604;
См. также:
Инсайт: как решать задачи, пока гуляешь. trends.rbc.ru/trends/education/63690aed9a7947ea89361683;
Широкова М. Инсайт. psyfactor.org/hist/insight.htm;
Спиридонов В. Ф. Задачи, эвристики, инсайт и другие непонятные вещи // Логос. 2014. № 1. cyberleninka.ru/article/n/zadachi-evristiki-insayt-i-drugie-neponyatnye-veschi;
Salvi C., Wiley J., Smith S. M. (eds). The Emergence of Insight. Cambridge University Press, 2024.

2 Набоков В. В. Другие берега: автобиография. opentextnn.ru/old/man/index.html@id=3272

3 Пуанкаре А. Математическое творчество. psychology-online.net/articles/doc-822.html

4 Hill G. Emotion and insight: the physiological and psychological experience of positive and negative insight through qualitative exploration of everyday experience and quantitative investigation using problem solving tasks. Doctoral Thesis. University of Buckingham, 2017. bear.buckingham.ac.uk/233/;
См. также:
Hill G., Kemp S. M. Connect 4: A novel paradigm to elicit positive and negative insight and search problem solving // Frontiers in psychology. 2018. Vol. 9. No. 1755. doi.org/10.3389/fpsyg.2018.01755;
Hill G., Kemp S. M. Uh-oh! What have we missed? A qualitative investigation into everyday insight experience // The journal of creative behavior. 2018. Vol. 52(3). P. 201–211. doi.org/10.1002/jocb.142

5 Поддьяков А. Н. «Ужасная догадка пронзила его»: стресс негативного инсайта. Препринт статьи, поданной на VII Международную научно-практическую конференцию «Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы и устойчивость в мире неопределенности» (Кострома, 18–20 сентября 2025 года). researchgate.net/publication/392717573

6 Шолохов М. Поднятая целина. 1986. world-art.ru/lyric/lyric.php?id=2660&public_page=42

7 Ершов В. В. Принятие решения о посадке или уходе // Ершов В. В. Практика полетов на самолете Ту-154. 2015. proza.ru/2015/10/07/339

Подписаться
Уведомление о
guest

0 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...