Краткий курс истории исследовательских университетов

На нынешней территории Российской Федерации, по сведениям из «Википедии», до революции находилось 9 университетов (Кенигсбергский, Петербургский, Московский, Казанский, Новороссийский, Томский, Саратовский, Ростовский, Пермский), в послереволюционной России и СССР было открыто еще 3 университета (Кубанский, Петрозаводский, Новосибирский), а на начало 90-х годов существовало свыше 40 государственных университетов.

В настоящее время из 345 подведомственных Рособразованию вузов (www.ed.gov.ru/files/materials/8112/vuzi.pdf) 265 — это университеты. База данных «Вузы России» (www.edu.ru/vuz) содержит сведения о 634 государственных вузах федерального подчинения, из которых 356 имеют в названии слово «университет». Возможно, из-за девальвации этого слова еще в начале нового века зазвучали слова о необходимости особого выделения «исследовательских» университетов, которые затем были закреплены в официальных документах, действующих до сих пор. Приведем некоторые цитаты.

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г., утвержденная Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол № 1 от 15 февраля 2006 г.):

«…продолжение приоритетной поддержки ведущих исследовательских университетов как крупнейших научно-образовательных организаций со стороны государства на основе установления повышенных нормативов финансирования, охватывающих в том числе исследовательскую работу преподавателей, обновление приборной и информационной базы, кадровое развитие; …Здесь и далее под исследовательскими университетами понимаются крупнейшие научные центры в секторе высшего образования, которые осуществляют в качестве равноценных видов деятельности как подготовку специалистов с высшим образованием всех уровней: бакалавров (причем с фундаментальной базовой подготовкой), магистров, аспирантов и докторантов, так и выполнение научных исследований и разработок мирового класса».

Рис. В.Богорада
Рис. В.Богорада

« «исследовательский университет» … — статус (законодательное утверждение данного статуса находится на стадии рассмотрения) учреждения или организации высшего профессионального образования, который планируется присваивать вузам с широким набором учебных дисциплин, имеющим в своем составе аспирантуры и докторантуры и выполняющим научные исследования за счет бюджетных средств в размере не ниже определенного уровня финансирования.

В Российской Федерации концепция создания исследовательских университетов только начинает серьезно прорабатываться. В данном случае имеется в виду в первую очередь создание новых структур на основе добровольной интеграции университетов и академических институтов, а также государственных научных центров. В настоящее время достигнута договоренность о начале реализации пилотного проекта по созданию исследовательского университета на базе Новосибирского государственного университета;

«общенациональный университет» — высший статус (законодательное утверждение данного статуса находится на стадии рассмотрения) учреждения или организации высшего профессионального образования, который планируется присваивать вузам, прошедшим процедуру соответствующей аттестации. Вуз, претендующий на получение столь высокого статуса, должен быть культурным и интеллектуальным центром, проводить фундаментальные исследования, осуществлять перспективные разработки в области образования, в полной мере быть участником процесса интеграции науки и образования».

Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная правительством Российской Федерации Постановлением № 803 от 23 декабря 2005 г. :

«… выделение в системе высшего профессионального образования общенациональных университетов … для повышения эффективности использования интеллектуального потенциала высшей школы и концентрации материально-технических и финансовых ресурсов на ключевых направлениях развития российского образования в интересах государства, общества и личности; … опережающего развития общенациональных университетов … как центров интеграции науки и образования для подготовки высокопрофессиональных кадров … рост общего объема научно-исследовательских работ, выполненных в общенациональных университетах …».

Интересно, что термин «исследовательские университеты» в самой ФЦПРО, в отличие от ее Концепции, уже не встречается, полностью заместившись «общенациональными университетами». Возможно, это связано с тем, что 5 сентября 2005 г. на самом высоком уровне была озвучена идея «приоритетных национальных проектов». 5 апреля 2006 года состоялась интернет-пресс-конференция министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко на сайте РБК (www.rost.ru/press/2006/04/050000_2255.shtml), где было сказано: «Сегодня у нас есть уже согласованные с представителями регионов, региональными образовательными сообществами концепции по развитию национальных университетов. Может быть, название не слишком удачное, можно, конечно, назвать их федеральными университетами, но главное — это принципиально новые университеты в двух регионах, в Сибири и на юге, а именно в Красноярске и Ростове». В конце 2006 г. вопрос об удачном названии был решен, и путем слияния ряда уже существующих вузов созданы Сибирский и Южный федеральные университеты. Но интересно, что еще долго после этого на сайте национальных проектов были размещены проекты концепции как федерального университета на юге России (www.rost.ru/education/education_doc_18.doc), так и национального университета в Сибирском федеральном округе (www.rost.ru/education/education_doc_17.doc). Кроме того, в 2006-2007 гг. было отобрано 57 инновационных вузов, получавших из бюджета на реализацию своих инновационных образовательных программ до 1 млрд руб. ежегодно. По поводу результативности освоения этих средств очень красноречиво, причем заранее, было сказано на пресс-конференции «Интеллектуальный потенциал российской экономики» 7 ноября 2006 г. в агентстве «РИА Новости»: «На вопрос … о необходимости прояснения в «до предела ясной» картине только одного — что же такое «инновации» — был дан ответ исключающий возможность четкого определения сейчас, что это такое … А.В. Клименко было признано, что слово превращается в один из элементов языкового мусора, переставая нести смысловую нагрузку.» (www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=47a4e008-5274-4df2-9eb1-bf468d06ea0e).

Продолжением программы развития инновационных вузов является свежая концепция создания сети национальных исследовательских университетов, о чем было подробно рассказано в статье Евгения Онищенко (ТрВ №24) и Ревекки Фрумкиной (ТрВ №27). Таким образом, идея «исследовательских университетов» сделала полный виток, выйдя при этом на новый статусный уровень национального проекта. Послужит ли новый статус реальным положительным изменениям?

Александр Азбель