На Западе курение становится немодным. Россия присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, и на пачках сигарет появляются большие устрашающие надписи о вреде курения. А вот число курильщиков в нашей стране, кажется, не уменьшается. Что же делать? Этой теме посвящена статья социального географа Александра Киреева, автора популярного блога kireev.livejournal.com.
Россия относится к числу стран с высоким процентом курильщиков. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, Россия занимает 7-е место в мире по количеству выкуренных сигарет на душу населения. По данным этой же организации, в России курят 70% мужчин и 26,5% женщин. Если говорить о динамике этих процессов, то тут данные разные. Согласно опросам ФОМ, процент курильщиков в последние годы остается стабильным.
В то же время в странах Запада число курящих людей год от года уменьшается. В этом отношении интересен прежде всего пример США, где в последние десятилетия наблюдалось феноменальное снижение процента курильщиков: в 1960-е годы он был в 2 раза больше, чем сейчас. И продолжает неуклонно снижаться.
Судя по анализу статистики курящих людей, существует взаимосвязь между числом курильщиков и уровнем развития той или иной страны. В западных странах очевидна тенденция к снижению количества курящих, а в развива-ющихс число их только растет. Почему так происходит, и что надо делать России, чтобы снизить процент курильщиков?
Об этом было написано и сказано уже немало, но я всё же рискну представить свою точку зрения — взгляд глазами социального географа. Существует много причин снижения процента курильщиков в США: это и налоги на сигареты, и пропаганда против курения… Однако мне представляется, что курение просто стало немодным. Сейчас курение в Америке — это удел по большей части бедных и малообразованных слоев населения.
Давайте рассмотрим данные Института Гэллапа, американского центра изучения общественного мнения. Как видно из таблицы, среди тех, кто не окончил школу и чей уровень доходов менее 24 тыс. долл. в год, процент курильщиков составляет 42%. А среди тех, кто закончил колледж и имеет доход выше 90 тыс. долларов в год, процент курильщиков всего 7%. Разница огромная.
Похожая картина наблюдается и в географическом распределении. Больше всего курильщиков в процентном отношении в бедных штатах и там, где ниже процент лиц с высоким уровнем образования. Более того, процент курильщиков по штатам хорошо коррелирует и с целым рядом заболеваний, да и вообще с негативными явлениями — от ожирения до общего самочувствия.
При этом стоит обратить внимание, что если в 1957 г. на долю американских женщин приходилось 32% всех курильщиков, то в 2007 г. — 44%. То есть наибольшее падение процента курильщиков наблюдалось среди мужчин. Оказывается, подобная тенденция характерна и для других развитых стран. Скажем, вот график, который показывает, что в Великобритании процент курильщиков среди мужчин и женщин с годами практически выровнялся. При этом, как и в США, в Великобритании наблюдается тенденция на снижение общего процента курильщиков.
Я нашел статистику, которая говорит о том, что и в Великобритании, и в Канаде доля курильщиков выше среди бедных и малообразованных людей. То есть присутствуют те же черты, характерные для развитых стран: распространенность курения среди малообразованных и бедных, общее снижение процента курильщиков и при этом — наибольшее снижение процента курильщиков среди мужчин и относительный рост доли женщин.
Если ли связь между всеми этими тенденциями? На мой взгляд, есть. Во-первых, я сделал карту, которая показывает долю женщин среди курильщиков по странам мира.
В ней представлены далеко не все страны, но, согласитесь, картинка очень показательна, не правда ли? Как четко видны культурные различия! В Западной Европе, США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии процент курильщиков-женщин немногим уступает проценту курильщиков-мужчин, а кое-где даже и превосходит его. А в патриархальных обществах курят, как правило, мужчины.
Россия же, как всегда, где-то посередине. Причем границы достаточно четкие: Западная Европа на карте — темно-красная, т.е. там число курящих женщин составляет более 40% среди всех курящих; Восточная — просто красная, там 30% женщин среди курильщиков. Россия, Украина и Белоруссия — уже желтые, в них женщины составляют 20% всего курящего населения.
Интересно, что южная часть Латинской Америки и Венесуэла тяготеют в этом отношении к развитым странам. В отмеченных тенденциях есть свои исключения (скажем, Молдова, Непал, Буркина-Фасо), но в целом картина по миру наглядная.
Причем я подозреваю, что дело не только в патриархальности или же в том, что на Западе курение для женщин — это некий признак эмансипации. Я бы еще раз обратил внимание на то, что в западных странах курение заметно меньше распространено среди наиболее успешных людей: образованных и богатых. То есть если мужчина хочет показать свою большую успешность, то сигарета во рту теперь этому только помешает.
Плюс к этому опять-таки предположу, что на Западе человек несколько меньше подвержен «социальному давлению», нежели в развивающихся странах, а социальное давление ответственно как минимум за часть начинающих курить, особенно среди молодых мужчин, для которых особенно важен их социальный статус. Не с этим ли связано феноменальное снижение процента именно курильщиков-мужчин именно в западных странах?
В России же социально—демографический портрет курильщика другой, нежели на Западе. Согласно опросу ФОМ, среди курильщиков больше всего людей не с высшим или низшим образованием, а со средним. Возможно, дело тут в том, что среди самых малообразованных преобладают пожилые люди, а среди них наибольший процент составляют женщины. А они курят меньше.
Образованные же россияне действительно курят меньше, потому что они вообще, как правило, более рациональны, стараются просчитывать последствия своих действий и своего выбора. Но в распределении по доходам большой разницы между курящими и некурящими нет. Между городом и селом — тоже. Процент курильщиков и в Москве, и в глухом селе будет примерно одинаковым. Примечательно и то, что успешность в России определяется прежде всего обеспеченностью, а не уровнем образования. Поэтому может быть и стабильность процента курильщиков среди россиян связана с тем, что успешные и не очень успешные люди курят примерно одинаково.
В России сигарета во рту всё еще остается признаком мачиз-ма, во всяком случае в большей степени, чем на Западе. Курение для многих означает принадлежность к определенному социальному рангу. И особенно это важно для мужчин. У России есть достойный пример для подражания: феноменальное снижение процента курильщиков в США и в большинстве стран Запада, где успешные люди сделали курение немодным. Если же в России не изменится социальный статус курильщиков и тех, кто не курит, то вряд ли стоит ожидать снижения процента курильщиков. В борьбе с курением пример могут подать прежде всего успешные мужчины-россияне.