Восемь тезисов о гомеопатии

Восемь тезисов о гомеопатии

В дискуссии о гомеопатии, начатой в ТрВ-Наука и продолженной в блоге Русланы Радчук на сайте Сноб.ру (www.snob.ru/profile/blog/15536/26204), принял участие Иосиф Раскин, врач-терапевт из США (www.snob.ru/profile/about/9794). И. Раскин — выходец из СССР, затем работал в Израиле, ныне живет и практикует в Принстоне, штат Нью-Джерси. ТрВ-Наука обратилась к нему с просьбой сформулировать свое отношение к гомеопатии и дискуссии вокруг нее в виде тезисов, которые и предлагаем вашему вниманию.

1. Все нижеследующее написано с позиций простого терапевта, проработавшего 30 лет уже в 4 странах.

2. Всяк злак на пользу человеку.

3. Мне кажется, что гомеопатия — и альтернативная медицина вообще — является интегральной частью системы здравоохранения. Я имею в виду не государственную систему здравоохранения, а всех тех людей, бизнесы, учреждения, которые в той или иной форме занимаются врачеванием или поддержанием здоровья населения (врачи, массажисты, акушерки, диетологи, ортодоксальные и альтернативные иглоукалыватели, астрологи, бабки-травницы и прочие и прочие).

По аналогии с Россией XVI века, я бы сказал, что официальная медицина является регулярной армией, а альтернативщики — это казаки, которые заполняют буферные зоны, иногда вливаются в состав регулярных войск (как это практически произошло с акупунктурой), иногда враждуют с ними. Да, среди казаков были и отъявленные разбойники, но, в общем, они вполне вписывались в тогдашнее общество, как сегодня вписываются деятели альтернативной медицины.

4. Если сегодня вдруг альтернативная медицина исчезнет, то участковые терапевты просто рухнут под натиском людей с неприятными, но не опасными и проходящими сами по себе расстройствами (вроде сезонных аллергий или болей в спине), людей с пограничными психосоматическими расстройствами, людей с жалобами, которые традиционная медицина не в силах объяснить, людей с теми или иными расстройствами питания и множества других. Словом, под тем натиском, который сейчас абсорбирует альтернативная медицина и с которым традиционные врачи не справятся в силу их малочисленности и в силу отсутствия подготовки к ведению многих из указанных проблем.

5. Насчет теоретического фундамента гомеопатии сломано много копий, но слово должно принадлежать тут физикам. Мне представляется (по остаткам воспоминаний с курса физико-коллоидной химии), что возможность введения в организм сигнальной информации, содержащейся скорее в растворителе, чем в сверхмалых дозах самого лекарства, не является абсолютной чушью с физической точки зрения.

Сам же процесс сбора анамнеза гомеопатом представляет собой вполне добротную когнитивную психотерапию и полезен пациенту помимо плацебо-эффекта.

6. Проведенные в Европе контролированные исследования не подтвердили эффекта гомеопатии в лечении избранных для этих исследований заболеваний. Гомеопаты утверждают, что статистические механизмы, разработанные аллопатией (ортодоксальной, научной медициной) для собственных целей, могут не работать для оценки гомеопатических методов. Я не специалист по медицинской статистике, но зная, какая неразбериха царит порой в интерпретации результатов вполне научных традиционных исследований, я готов дать гомеопатам то, что по-английски называется benefit of doubt (а по-русски это должно звучать как что-то вроде «всякое сомнение должно быть истолковано в пользу обвиняемого»).

7. Ситуация, когда человек разумный (Homo sapiens) лечит свои хронические боли и избыток веса у аль-тернативщиков, а аппендицит и инфаркт миокарда — у традиционалистов, представляется мне вполне приемлемой.

8. Одно из преимуществ альтернативной медицины перед традиционной — это неразделение тела и духа. Поэтому идут к гомеопатам люди с пограничными расстройствами — соматизацией, навязчивыми состояниями, ипохондрией, дистимией, — которые не могут сами определить, нужна им помощь соматическая или психотерапевтическая, а с другой стороны, у терапевтов на них нет ни времени, ни навыков, для психиатров же это слишком мелкая дичь.