Так как материал о гомеопатии (ТрВ-Наука № 19 (63)) вызвал интерес, мы решили продолжить дискуссию и дать слово медикам, в той или иной степени благосклонно относящимся к гомеопатии, но гомеопатами не являющимися. Первым на несколько вопросов ответил доктор медицинских наук Евгений Яковлевич Парнес, известный сторонник доказательной медицины.
— Существует ли, на Ваш взгляд, четкая граница между гомеопатическими и аллопатическими лекарствами?
— Граница четко существует по механизму действия препаратов. В аллопатии назначается препарат в дозе, которая оказывает воздействие на четко известную точку приложения (патологический механизм) с целью уменьшить его патологическое воздействие. В гомеопатии не предполагается воздействие на определенный механизм формирования патологии, так как у каждого человека болезнь возникает в результате его личных особенностей. Главный принцип гомеопатии, как известно, — это воздействие препаратом (в таком разведении, когда иногда и ни одной молекулы в препарате нет) из вещества, вызывающего в макродозе аналогичные признаки заболевания.
— Есть ли, на Ваш взгляд, какие-то позитивные/негативные последствия от употребления гомеопатических средств?
— Негативные воздействия есть при любом виде лечения. Только при аллопатии чаще всего это побочные эффекты препаратов или неблагоприятный исход при их недостаточной эффективности, при неправильно подобранных препаратах или их комбинаций. А при гомеопатии это потеря во времени, так как прямых негативных результатов при гомеопатии нет. Но подбор лекарств, поиск правильного препарата может затянуться. И это зависит не только от гомеопата и его квалификации, но и от больного — насколько полностью пациент сможет раскрыться гомеопату, а тот, соответственно, «взять случай».
Я не собираюсь рекламировать гомеопатию, я стараюсь быть объективным, но первое, что мне приходит в голову, когда разговор заходит о гомеопатии, — это пример с моими знакомыми, — кстати, читателями ТрВ-Наука.
Итак: у беременной женщины жуткий ранний токсикоз, лежала в стационаре на капельницах — эффекта практически нет. Сидит дома над тазом, и ее постоянно рвет. Моя жена, гомеопат, поехала к ним домой в надежде чем-нибудь помочь. Пробовала она больную расспрашивать, а та ни слова в ответ, ее рвет и рвет.
Посидела жена так часа 2-3 и уехала домой. Дома долго думала: «И как назначить лекарство?…» -пока не наткнулась на рубрику в репертории, что-то вроде «не может сказать ни слова, только рвет»» — и соответствующий этому препарат. Долго ходила счастливая, что, оказывается, знакомая ей именно это все время «говорила», т.е. называла препарат, а она ее не понимала. На следующий день после приема препарата рвота прошла. Но моя знакомая свято верит, что препарат не помог, просто закончился период раннего токсикоза.
Я наблюдаю за гомеопатией «со стороны», поэтому не считаю возможным давать категорические заключения за или против. Но есть кое-какие вещи, которые следует знать, когда идет речь о гомеопатии.
Примитивный принцип работы гомеопатического препарата можно представить следующим образом. Препарат должен так «потрясти» организм, чтобы после «нажатия на кнопку «перезагрузка»» (а она у каждого своя) организм вспомнил, как было до начала заболевания и восстановил статус кво. Но важно, чтобы у организма была «жизненная сила» осуществить это.
Есть классическая гомеопатия, разработанная Ганеманом. О том, что вас лечит врач классической гомеопатии, можно догадаться по тому, что вам дадут шарики только одного вида и, возможно, вас попросят их рассосать только один раз в неделю или месяц. При классический гомеопатии правильно подобранный препарат должен объяснять все возможные особенности проявления симптомов болезни (т.е. не наличие головной боли, а условия ее появления, особенности ощущения головной боли и т.д.). Это будет касаться и кожи, и особенностей питания, и ощущения внешнего мира, и снов, и непроизвольных движений (жестов). То есть во всем необычном, особенном должны просматриваться свойства препарата.
Принцип поиска препарата заключается в выявлении у вас признаков, которые отличают вас от «обычного», от того, что имеется «у всех». Соответственно это могут быть свойства какого-то химического элемента или соединения, главная характеристика какого-нибудь животного или растения и т.д. Сам препарат может быть из чего угодно, из нейтронов, пластмассы, из солнечного света, молока собаки и т.д. То есть число препаратов может достигать многих тысяч. И здесь тоже существенное отличие от аллопатии, которая пользуется несколькими десятками фармакологических групп.
С точки зрения классической гомеопатии, излечить болезнь можно, точно «попав» в лекарство (скажем, выбрать молоко не коровы, а дикой маленькой косули).
В свое время, приехав с семинара, из Голландии, моя жена с удивлением рассказывала, что Схолтен — гомеопат, который разработал принципы подбора препаратов из минералов, — не постеснялся привести пример какой-то больной, которой он до создания своей системы несколько лет постоянно менял препараты, пока не получил стойкий эффект, при этом он считал, что это в порядке вещей.
Этот вид гомеопатии можно определить как стрельбу «волшебной пулей» — попадание в точку центральной регуляции. При этом один препарат должен избавить от всех болезненных состояний.
Упрощенный вариант классической гомеопатии — это препараты-полихресты — ограниченная группа препаратов, покрывающих многие симптомы. Этот вид лечения, как мне кажется, лучше соответствует идее избавления от конкретной неприятности. Подбирается препарат, который имеет широкий круг воздействия, т.е. опасность промазать гораздо ниже, но и эффект короткий, хотя и достаточный, чтобы решить какую-нибудь проблему.
В связи с этим вспоминается опять же пример с моей женой. Ей по поводу чего-то дали «полихрест». На следующий день она проснулась от очень сильной боли в ягодице, посмотрели — вскоре там образовался плотный синяк. Дело в том, что около 4 лет назад, во время родов, ей сделали инъекцию в ягодицу, после чего сформировался инфильтрат размером около 3-4 см., который там спокойно «сидел» все эти годы. Когда синяк рассосался, инфильтрата больше не было. Никакой задачи рассасывания инфильтрата не ставилось. Итак, работа с полихрестами сродни минометному обстрелу.
Третий вариант гомеопатии — симптоматический, он мало чем напоминает принципы Ганемана. Подход основан на том, чтобы дать все препараты, которые в больших дозах могли бы вызывать аналогичные симптомы. То есть дам всё, что можно, лишь бы не промазать, — хоть одно, но подействует. Легко догадаться, что вас лечат именно таким способом, если вы покупаете 2-6 препаратов и каждые 2-3 часа принимаете по несколько горошин каждого. Эта схема лечения сродни способу коверного бомбометания.
Комплексы — набор гомеопатических препаратов в одном лекарстве для лечения определенной проблемы (от суставов, от головокружения и т.д.) — разновидность симптоматической гомеопатии, где полностью исключена роль врача в выборе препарата и расчета его дозы в зависимости от возраста, «жизненной силы» и многого прочего. Они состоят из препаратов, прием которых без разведения чаще всего вызывает аналогичные симптомы, но это совершено не означает, что они содержат все препараты, которые могут вызывать подобную клинику. Таким образом, велик шанс, что «вашего» препарата среди них нет, а следовательно, и эффекта не будет.
Я не представляю, как можно сравнивать эти методы лечения.
— Существует ли, на Ваш взгляд, мостик между доказательной медициной, сторонником которой Вы являетесь, и гомеопатией?
— С точки зрения доказательной медицины проанализировать классическую гомеопатию невозможно, так как:
1. При одном заболевании тысяче больных может быть назначена тысяча различных препаратов.
2. Врач имеет право на ошибку, поэтому существует правило повторного приема, когда «случай пересматривается».
Я уж не говорю о том, что доза конкретному пациенту тоже должна быть точно подобрана. Кому-то достаточно небольшого разведения — шестерки, кому-то — тридцатки, а кому-то нужны тысячные или миллионные или того большие разведения.
Получается, что при проведении клинических испытаний гомеопатического препарата в случае классической гомеопатии в первую очередь будет изучаться способность врача подобрать правильный препарат, а не свойства самого препарата, а это противоречит идее доказательной медицины, где подбор и эффективность препаратов в первую очередь определяет статистика.
Как же доказать, работает гомеопатия или нет? Есть, конечно, простой ответ, поток больных не иссякает, так как всегда есть люди, которым гомеопатия помогла, и при этом им не важно, каким образом. Например, у жены достаточно большой список пациенток, которые длительно время (годами!!!) не могли забеременеть или выносить ребенка (в том числе и гинекологи по профессии), которые родили, приняв «шарик». Как вы думаете, им важно знать, каков механизм действия гомеопатии?..
Кстати, один из главных постулатов доказательной медицины звучит так: «Нам не важно, что делает препарат, важно, что было до того и что в конце концов получилось». Другое дело, что при этом просчитывается значимость воздействия с помощью отношения шансов и доверительного интервала. Но это возможно только при строгом протоколе и одинаковом воздействии, что исключено в классической гомеопатии.
Но, наверное, все-таки можно говорить об эффективности гомеопатии при лечении животных, грудных детей. Большое количество негативных высказываний о гомеопатии в ваших публикациях заставляет меня вспоминать случаи, когда гомеопатия явно помогла.
Так, у нашей собаки вскочила уродливая бородавка на носу размером в 1 см, которая держалась несколько месяцев. Жена посоветовалась с другими гомеопатами, поискали в репертории, нашли препарат, который больше всего соответствовал ситуации нашей собаки. На следующий день после приема препарата у нее эта бородавка нагноилась, вскрылась, и вскоре никаких следов от нее не осталось.
У жены был еще один удивительный случай. У трехмесячного ребенка после первого прикорма все тело покрылось мокнущей коростой, которая держалась более 2 месяцев. Ребенка (девочку) обследовали в иммунологическом центре, нашли тяжелый иммунодефицит, рекомендовали пересадку клеток костного мозга как единственный метод спасения. Жена дала препарат в высоком разведении матери, которая продолжала ее кормить молоком, и уже через несколько дней кожа начала очищаться от коросты, а полное выздоровление наступило через 2-3 месяца.
Процесс выздоровления был несколько нарушен, когда через месяц после приема препарата крестная ребенка самостоятельно однократно намазала отдельные оставшиеся очаги воспаления глюкокортикоидной мазью. Эффект был, но держался один день, а потом все высыпало с новой силой. Однако вскоре процесс очищения кожи продолжился, ее кожа стала совершенно здоровой, и рецидивов не было.
Я специально не вдаюсь в теоретические обоснования работы гомеопатии. Я не специалист. Но любой желающий может прочесть Р. Шанкарана — одного из лидеров классической гомеопатии из Бомбейской школы-госпиталя гомеопатии, который очень подробно объясняет и способы подбора лекарств, и механизмы действия гомеопатии («Дух гомеопатии»).
К вопросу о выборе между аллопатией и гомеопатией. Жена, вернувшись с семинара, из Индии, рассказывала интересный пример, который там рассматривался.
Молодой мужчина с массивным кровотечением из-за язвенного колита поступает в клинику в Бомбее. Надо сказать, что эта клиника поделена на две части: одна — где лечат аллопаты, другая — где гомеопаты. Мужчина настроен лечиться только у гомеопатов, ему дают препараты, но он при этом продолжает терять кровь. В конце концов создается ситуация, когда аллопаты говорят, что осталось еще не больше часа, иначе он умрет от кровопотери, и готовят операционную для удаления толстой кишки (способ лечения заболевания в такой ситуации).
Доклад гомеопата заключался в том, как гомеопаты в этой нервной обстановке нашли тот самый нужный препарат (иначе не было бы доклада), который у больного вдруг остановил кровотечение, и после этого неспецифический язвенный колит его больше не беспокоил. У нас таких клиник нет, у нас не учат с первого курса гомеопатии, поэтому я не думаю, что в экстремальных ситуациях можно таким образом рисковать.
Я думаю, что возможное место гомеопатии в лечении хронических заболеваний, трудно поддающихся современной аллопатической медицине, — это аллергические заболевания, вазомоторные риниты, некоторые аутоиммунные заболевания, где остановка на какое-то время современной аллопатической терапии не приведет к ухудшению состояния; заболевания, связанные с нарушением гормональной регуляции.
Кстати, несмотря на имеющиеся случаи рассасывания злокачественных опухолей на фоне гомеопатии, я считаю, что если возможно оперативное лечение, то следует начинать с него, а не с гомеопатии, так как есть вероятность первого (второго и т.д.) непопадания в правильный препарат, а это потеря во времени.
Немного дегтя. Всем ли помогает гомеопатия? Означает ли это, что эффект гомеопатии зависит от профессионального уровня врача? Я знаю немало случаев, когда лидеры мировой классической гомеопатии не смогли вылечить больного, при этом это не был рак или какое-нибудь другое тяжелое заболевание в терминальной стадии.
Вопросы задавала
Н. Демина
Благодарим Р.М. Фрумкину
за помощь в организаци
и проведении интервью.