Итоги года: версия Time

Представляем десять самых значимых научных результатов года по версии журнала Time

(www.time.com/time/specials/packages/article/0,28804,2035319_2034840,00.html)

1. В штате Юта обнаружены ископаемые остатки рогатого динозавра (экспедиция Университета Юты), который жил на Земле около 76 миллионов лет назад.

2. Асимметрия при распаде нейтральных B-мезонов, обнаруженная на ускорителе «Теватрон» исследовательской лаборатории им. Э.Ферми (США). B-мезоны обнаружили тенденцию чаще распадаться с образованием мюонов, нежели антимюонов.

Район кратера Кабеус – места падения разгонного блока «Центавр» и аппарата LCROSS (NASA). Цветом обозначен объем выброшенного вещества в освещенной Солнцем области, в кг/м2. Шкала серого соответствует температуре поверхности (в кельвинах), измеренной радиометром Diviner до падения LCROSS. Фото UCLA/NASA/JPL/Goddard

3. Открытие водяного льда на Луне аппаратом LCROSS (NASA). Собственно, признаки водяного льда в лунном грунте были открыты годом ранее дистанционными методами (немалая роль принадлежит российскому прибору ЛЕНД на борту американского аппарата LRO), но LCROSS проанализировал состав лунного грунта фактически непосредственно и позволил дать массовую оценку содержания воды.

4. Управляемый робот проник внутрь одной из пирамид Теотиуакана (Мексика). Мексиканские археологи из Национального института антропологии и истории использовали робот для исследования прохода в гробницу жреца. Пока, правда, не сообщается о результатах исследования самой пирамиды, зато говорится о том, что коридор шириной около 3,6 м хорошо сохранился. Его возраст – порядка 2 тысяч лет. Археологи надеялись расчистить вход от завалов в конце ноября – начале декабря, но пока новых сообщений о находках не поступало.

5. Эксперименты с геном TERC, кодирующим фермент теломеразу, который в свою очередь управляет длиной теломер. Команда европейских и американских ученых (результаты опубликованы в Nature Genetics) обнаружила, что люди с определенным вариантом гена имеют чуть укороченные теломеры, подобные тем, что есть у людей на 3-4 года старше. Другая группа исследователей, из Медицинской школы Гарварда, попыталась обратить вспять процесс уменьшения теломер путем манипуляций с геном теломеразы. У мышей, над которыми проводились эксперименты,регенерировали некоторые органы, увеличился размер мозга и восстановилась плодовитость.

6. Открытие экзопланет: HIP 13044b, обращающейся вокруг звезды, которая изначально не принадлежала нашей Галактике; системы из семи планет вокруг звезды HD 10180; и, наконец, Gliese 581g, планеты с массой порядка 3-4 земных масс, которая, по расчетам, находится как раз в наиболее благоприятной для зарождения жизни зоне – не очень далеко и не очень близко от центральной звезды.

7. Теоретическая работа профессора Мартина МакКолла (Martin McCall) из Имперского Лондонского колледжа о метаматериалах. Напомним, метаматериалы – искусственные материалы, созданные таким способом,чтобы определенным образом управлять распространением света, падающего на него, в том числе и для того, чтобы создавать иллюзию невидимости. Профессор МакКолл предложил теоретическое решение для метаматериалов, способных скрывать не только предметы, но и события. Если говорить очень кратко, то обычно действие метаматериалов описывается как «раздвигание» траекторий световых лучей таким образом, что они огибают спрятанный предмет и, не отражаясь и не преломляясь в нем, не несут о нем никакой информации. В кратком пресс-релизе о работе британского ученого сказано, что последний предложил работать не с траекториями, а со скоростью световых лучей. Если одна, «ускоренная» половина лучей приходит к наблюдателю чуть быстрее, а другая чуть-чуть запаздывает, то получается некоторый промежуток, в течение которого и может произойти невидимое событие. Конечно, речь не идет о реальном «плаще-невидимке», но результаты этой работы могут быть использованы, например, при передаче данных.

академик Юрий оганесян, под руководством которого был синтезирован 117 элемент таблицы Менделеева. Фото с сайта ОИЯИ.

8. Найдены ископаемые останки, предположительно, предков Homo erectus. Женщина и мальчик, чьи скелеты были обнаружены в Южной Африке, жили около 2 миллионов лет назад. Предполагается, что это новый вид австралопитека, названный Australopithecus sediba. Исследователи, опубликовавшие статью о находке в апрельском номере Science, полагают, что по некоторым свойствам он мог быть одним из прямых предков Homo (таким образом, открывается одно из «утерянных звеньев» эволюции на пути к человеку), однако этот вывод пока не спешат поддержать другие специалисты.

9. Синтез нового сверхтяжелого элемента унунсептия – кстати, еще и единственный российский результат в этом рейтинге (если не считать вклад российских ученых в поиск воды на Луне). Элемент с порядковым номером 117 был синтезирован в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне из берклия (порядковый номер 97) и нейтронно-избыточного кальция-48 (порядковый номер 20). Так был сделан еще один шаг к гипотетическому «острову стабильности» сверхтяжелых элементов.

Как лакают кошки? Ответ знают в MIT. Фото Micaela Pilotto, Roman Stocker and Pedro Reis

10. Почему кошка пьет, не разбрызгивая воду и не окуная усы. Над этой загадкой бились сотрудники Массачусетского технологического института, Принстона и Политехнического института и государственного университета Вирджинии. По итогам внимательнейшего просмотра высокоскоростного видео было установлено, что кошка сворачивает язык наподобие буквы J, легко касается жидкости и быстро поднимает язык таким образом, что за ним тянется тонкая струйка (в дело вступают гравитация, инерция и поверхностное натяжение). За одно лакание кошка «выпивает» около 0,1 миллилитра воды, при этом не проливая ни капельки вокруг. В российском Интернете (да, вероятно, и не только) вокруг этой новости разгорелось множество споров: одни утверждали, что американцы зря порочат собак, которые делают так же (в доказательство приводились видеозаписи лакающих псов), другие были уверены, что исследовать здесь вообще нечего – это умение и так очевидно всем кошатникам.

Подготовила Ольга Закутняя