«Многие в наше время верят только в хирш-фактор»

Докт. физ.-мат. наук, профессор теории конденсированного состояния Университета Радбауда (Radboud University) Михаил Кацнельсон отвечает на вопросы Наталии Деминой.

Михаил Кацнельсон
Михаил Кацнельсон

Вот что я вижу и что приводит меня в смятение. Куда бы я ни поглядел, меня везде окружает мрак. Всё, являемое мне природой, рождает лишь сомнение и тревогу. Если бы я не видел в ней ничего, отмеченного печатью божества, я утвердился бы в неверии; если бы на всем видел печать творца, успокоился бы, полный веры. Но я вижу слишком много, чтобы отрицать, и слишком мало, чтобы преисполниться уверенности, и сердце мое скорбит… Я по-прежнему не понимаю, что я такое и что я должен делать, не ведаю ни своего положения, ни дома.

Б. Паскаль, Мысли

— Вы живете в Нидерландах, но нередко бываете и в России, и в других странах мира. Часто ли приходится дискутировать о взаимоотношениях науки и религии? Приходится ли вести такие разговоры в России чаще, чем где-то еще?

– Почти никогда не приходится. Так получилось, я живу в основном не в «странах», а в научном сообществе (то, что называется Academia). Крайне редко общаюсь с кем бы то ни было за его пределами, а если иметь в виду глубокое общение (необходимое для обсуждения по-настоящему важных вопросов), то, пожалуй, и вовсе не общаюсь. А в научном сообществе на эти темы говорить не принято. Друзья знают, конечно, что я верующий, относятся к этому спокойно и без особого интереса. Ну, верующий, и верующий. Иногда обсуждаю соответствующие вопросы в своем блоге (русскоязычном, естественно), но, с учетом накопленного опыта, сейчас больше под замком, то есть для своих. Иначе набегают всякие слаборазумные существа, и начинается.

Лет десять назад, после выхода нашей с Валей Ирхиным книги «Уставы небес», был какой-то кураж, хотелось поговорить, встречи с читателями были, публичные обсуждения, и так далее. Но уровень обсуждений был в основном такой, что лучше не надо. Люди, относящиеся к авторам доброжелательно, говорили: «Ну чё, круто, наши-то физики гуманитарную книжку написали. Попробовали бы гуманитарии книжку по физике написать!». А относящиеся недоброжелательно требовали оргвыводов: таким-не-место-в-нашей-здоровой-научной-среде. Вторую нашу книгу «Крылья Феникса» (куда более глубокую и ценную, на мой взгляд) просто, кажется, никто не заметил.

Так что какие там дискуссии. Почти нет людей (я во всяком случае почти не встречал), которые на серьезном уровне разбирались бы и в науке, и в религии. А для несерьезных дискуссий жизнь слишком коротка, жалко время попусту тратить.

— В чем, на Ваш взгляд, главные причины всплеска критических настроений к РПЦ? Как бы Вы описали ситуацию с взаимоотношением науки, образования и религии в нашей стране?

– Думаю, это связано с политической оппозиционностью. Интеллигенция власть не любит (и не сказать, чтобы совсем уж необоснованно), а РПЦ воспринимается как структура, очень тесно связанная с «режимом» (и тоже нельзя сказать, чтобы совсем уж необоснованно). Что, на мой личный взгляд, Церкви действительно на пользу не идет. Режимы приходят и уходят, а, как известно, Иисус Христос и вчера, и сегодня, и вовеки Тот же. Лучше бы, конечно, держать дистанцию. Но это чрезвычайно сложный и болезненный (для верующего православного человека, каковым я являюсь) вопрос. Надо очень основательно копаться в истории, от Вселенских Соборов до раскола русской Церкви после революции. И там, конечно, очень много и боли, и крови, и грязи. История, она вообще такая.

Понимаете, если Церковь воспринимать как «общественную организацию» (как ее только и могут воспринимать неверующие), договориться невозможно. Потому что для верующих Церковь – она не для этого, она для спасения. По совсем большому счету, для православного вопрос один: действительно причастие или недействительно. Пока нет оснований считать, что причастие недействительно, все эти «попы на мерседесах» – это просто не о том. Подозреваю, очень значительная часть ваших читателей вообще не понимает, о чем это я сейчас. Но, если действительно стремиться к диалогу, вот это надо понять. Надо попытаться понять, зачем верующим Церковь. Иначе разговор не получится. Но можно, конечно, и не разговаривать, ничего страшного. Очень часто лучше молчать, чем говорить.

Давайте я еще попробую сказать по-другому. По сути, в основе веры и в основе религии (это не одно и то же, но так мы далеко зайдем) лежит определенный тип опыта. Внутреннего опыта. Религиозного. Если угодно, мистического. Если у человека такого опыта нет, ну, живет он себе, и живет. Осуждает попов на мерседесах, и всё такое прочее (и, опять же, в миллионный раз скажу – нельзя сказать, чтобы совсем уж необоснованно; христианам не рекомендуется слишком сосредоточиваться на чужих грехах, а так-то – чего же не осуждать).

А если такой опыт есть, это очень страшная штука. Его просто необходимо организовать и упорядочить. Иначе разорвет в клочья. Можно, конечно, своими силами, не примыкая ни к какой традиции. Ну, таки и разрывает тогда. Были случаи. Неоднократно. А после того как вошел в традицию, нужно жить по правилам. Ну вот, представьте, корабль, на котором вы плывете, налетел на айсберг. Вы, лично вы, тонете. И вам бросают спасательный круг. Вы будете в такой ситуации долго думать о моральных качествах того, кто вам этот круг бросил? Может, он напивается каждый день и жену табуреткой колотит. Непохвально. Принципиальный человек, конечно, утонет, но спасение из рук пьяницы и дебошира не примет. Ага.

— Сейчас нередко говорят и пишут о надвигающейся клерикализации. Люди видят угрозу в наступлении РПЦ на школу и вузы. Считаете ли Вы их опасения оправданными?

– На мой взгляд, конституционный принцип «Россия – светское государство» очень важен и для государства, и для Церкви. В государственных школах и вузах образование должно быть строго и безоговорочно светским. Но при этом должны быть, конечно, воскресные школы для желающих, и вообще в образовании лучше побольше разнообразия. Главный принцип, который должен неукоснительно выполняться, – полная добровольность религиозного образования. Если речь идет о попытках нарушить этот принцип, опасения, конечно, оправданы.

Нужно, правда, иметь еще в виду, что принудительное промывание мозгов часто достигает результатов, прямо противоположных желаемым. Сколько меня пичкали в свое время марксизмом-ленинизмом вообще, и «научным атеизмом» в частности, заставили даже вечерний университет марксизма-ленинизма закончить, философское отделение. Ну, и каков результат? Махровый идеалист и убежденный антимарксист. Как говорил товарищ Берия на похоронах товарища Сталина, «кто не слеп, тот видит».

Если же речь идет об эволюции и креационизме и тому подобных вещах, нужно иметь в виду, что в Символе веры ничего про дарвинизм не сказано и ничего «православного» или «антиправославного» ни в каких конкретных естественнонаучных утверждениях нет и быть не может. Всё, в общем, написано уже об этом, у А.К. Толстого в «Послании Лонгинову о дарвинизме»:

Способ, как творил Создатель,
Что считал Он боле кстати,
Знать не может председатель
Комитета по печати.

Тут вроде бы всё тоже предельно ясно. Если речь идет о попытках «православной цензуры» учебников, такие попытки, как кажется, подозрительны прежде всего с точки зрения православия. Опасной самодеятельностью в догматической сфере попахивает. То есть ересью. Если атеисты тоже против, ну что ж, в этом пункте мы совершенно согласны.

— Как обстоит дело с взаимоотношениями науки и религии в Нидерландах? Есть ли какой-то полезный опыт, который можно было бы использовать в России?

– Ну, вот, я работаю в католическом университете. До 2004 года он так и назывался – Католический университет, потом его переименовали в Университет Радбауда. Радбауд – это древний католический святой, было, кажется, два Радбауда, братья, один король, другой епископ, вот наш – тот, который епископ (посмотрел в Википедии, по-русски его называют Радбод Утрехтский). Так что кто знает, что это католический святой, те знают, а остальные думают, что это какой-нибудь богатый мужик типа Стэнфорда, который денежку на университет выделил. Университет и вправду основан богатой католической семьей, но имя свое они университету не дали.

На повседневную жизнь университета то, что он католический, никак не влияет (если не считать того, что у нас есть факультет теологии, а перед главным административным зданием стоит памятник Фоме Аквинскому). Но, конечно, если бы я был принципиальным и убежденным атеистом, мне было бы тяжело. Защиты диссертаций, по традиции, начинаются и заканчиваются короткой молитвой, нужно, разумеется, снимать шапку и вообще проявлять уважение. А несколько раз, когда приходилось председательствовать на защите, то и сам произносил текст молитвы.

Вот, собственно, и всё. С коллегами я религиозные темы не обсуждаю, настолько близких друзей у меня в университете нет.

— Считаете ли Вы атеизм одной из форм религии?

– Точно не знаю и не думаю, что это важно. Потому что настоящих, убежденных, последовательных атеистов почти не встречал. К таковым отношусь с уважением. Вообще, декларируемая вера – это ведь не всё. «Вера без дел мертва». К атеистам тоже относится. Важно, как человек живет. Вл. Соловьев в «Оправдании добра» даже говорил, что иногда как раз атеисты могут исполнять волю Божию. И приводил по этому поводу евангельскую притчу о двух сыновьях, из которых один сказал отцу (когда тот посылал его работать в винограднике) «не пойду», но, раскаявшись, пошел. А другой сказал «пойду» и не пошел. Тот же Соловьев разделял «теоретический атеизм» (в этическом смысле, нейтральный) и «практический атеизм», когда человек живет по принципу «моя жизнь – моя, и только моя». Вот практических атеистов я встречал, это очень страшно выглядит.

А очень многие считающие себя атеистами на самом деле язычники и идолопоклонники. Верят, например, в богов науки и прогресса. Это, конечно, религия, только плохая. Полноты ради,среди православных тоже, к несчастью, много идолопоклонников. Поклоняются государству (как идолу, гоббсовскому Левиафану) или вообще, на совсем уж откровенный языческий манер, крови, почве и семени. Это, конечно, тоже очень плохая религия.

— Когда Вы видите фразы «атеисты — они больные люди» или «верующие — это же больные люди», то что думаете?

– Ну, вот, когда я в ответе на первый вопрос написал о слаборазумных существах, которые иногда заглядывают в мой блог, я вот именно что-то такое и имел в виду.

— Рост нетолерантности, взаимного отчуждения между носителями разных верований виден невооруженным взглядом. Что же делать? Что могут сделать ученые и научные журналисты?

– Ну, вот, мы сейчас вместе с Вами боремся с убеждением, что наука и вера несовместимы. Я – как научный работник (не люблю слова «ученый»; как говорил Ландау, «кот ученый – понимаю, а просто ученый- не понимаю»), Вы – как журналист и редактор. Научная молодежь прочитает мое интервью, опубликованное Вашими стараниями, и скажет: ну, ёёёё. А потом полезет в веб оф сайенс, посмотрит на мой хирш-фактор и прочие причиндалы (знаете, многие в наше время в Бога не верят, а в хирш-фактор верят). И, может быть, призадумается. Слово за слово, и книжки мои вышеупомянутые захочет пролистать. «Уставы небес» вполне хороши для преодоления этого вот отчуждения. Правда, как говорит восточная мудрость, можно привести барана к водопою, но нельзя заставить его пить. Вот на этой оптимистической ноте давайте и закончим.

В.Ю. Ирхин, М. И. Кацнельсон. Уставы небес. http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/ordinanceshtm.shtml (второе издание http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/ustavy2.shtml) В.Ю. Ирхин, М.И. Кацнельсон. Крылья Феникса. Введение в квантовую мифофизику.

http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/fenix.shtml 

Подписаться
Уведомление о
guest

43 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Денис
Денис
11 года (лет) назад

Валерий, возможно, я действительно был чересчур категоричен. Но я поясню свою мысль. Я не имею в виду “открытия, сделанные глубокого религиозными людьми и даже при поддержке церкви”. Это всё внешнее сочетание факторов, которое всегда может произойти в нашем сложно устроенном обществе. Я же говорю о естественном соединении науки и религии воедино. Для меня образцом такого естественного соединения является “религиозное чувство” Эйнштейна, которое представляет собой чувство гармоничного устройства природы. Фактически это не религия в обычном понимании, просто Эйнштейн не нашел другого, лучше подходящего слова. И уж конечно с точки зрения реально существующих религий это ересь.

Другими словами, если вы захотите впихнуть современную науку в рамки существующих религий, вам придется чем-то пожертвовать: или со стороны науки, или со стороны религии.

Валерий Морозов
11 года (лет) назад

Денис, хочется с Вами согласится. Кажется каждый из нас говорит о чем-то своем. Только впихивать науку в рамки любой религии вряд ли кому под силу. Все эти грабли уже известны… Опять же приведу по-памяти слова Гинзбурга: “Наука и религия несовместимы”. Это не противоречит моим словам. “Для меня образцом такого естественного соединения является «религиозное чувство» Эйнштейна, которое представляет собой чувство гармоничного устройства природы. Фактически это не религия в обычном понимании, просто Эйнштейн не нашел другого, лучше подходящего слова.” Это точно! только не “религиозное чувство”, а “космическое религиозное чувство” Кстати пример Эйнштейна хорош. Известно, что он был чрезвычайно религиозен в детстве, но говорить о религиозности его в зрелые годы нет никаких оснований. Известная фраза “Бог не играет в кости” не боле чем фигура речи… как мы говорим “ей Богу” или “бог его знает” не вкладывая особого смысла. На самом деле Эйнштейн резко отрицательно относился единению науки и религии. Немного вырвав из контекста приведу его слова: “Итак, мы подошли к рассмотрению отношений между наукой и рели- гией с точки зрения, весьма отличающейся от обычной. Если эти отноше- ния рассматривать в историческом плане, то науку и религию по очевид- ной причине придется считать непримиримыми противоположностями. Для того, кто всецело убежден в универсальности действия закона причин- ности, идея о существе, способном вмешиваться в ход мировых событий, абсолютно невозможна. Разумеется, если принимать гипотезу причин- ности всерьез. Такой человек ничуть не нуждается в религии страха.” и “Нетрудно понять, почему церковь различных направлений всегда бо- ролась с наукой и преследовала ее приверженцев. Но, с другой стороны, я утверждаю, что космическое религиозное чувство является сильнейшей и благороднейшей из пружин научного исследования. Только те, кто смо- жет по достоинству оценить чудовищные усилия и, кроме того, самоотвер- женность, без которых не могла бы появиться ни одна научная работа, открывающая новые пути, сумеют понять, каким сильным должно быть чувство, способное само… Подробнее »

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка
11 года (лет) назад

Любопытно то, что на свои вопросы я начал получать ответы не от гуманитариев, а от физиков. Меня заинтересовало не столько само интервью, сколько книга «Крылья Феникса. Введение в квантовую мифофизику». В аннотации к книге говорится, что, широко используя авторитетные тексты различных религий, но, не забывая свою основную специальность – теоретическую физику, авторы пытаются “перевести” представления духовных учений на язык науки и трактовать высшую реальность как “квантовую”. К большому сожалению, те проблемы и вопросы, которые рассматриваются в данной книге, начинают проявляться и в классической физике. Ладно, если бы эти проблемы представляли чисто научный интерес, но к середине сороковых годов уже этого столетия эти проблемы будут коренным образом влиять не только на судьбы людей, но и на всю цивилизацию в целом. Причина банальная – рост концентрации углекислого газа в атмосферном воздухе. По данным ученого из Великобритании Д.С. Робертсона (журнал Current Science, Vol. 90, No. 12, 25 June 2006) на сегодняшний день концентрация СО2 составляет 390 ppm, а к сороковым годам она достигнет своего предельного уровня в 426 ppm. Отсюда можно предположить, что на современном этапе мы попадаем в ситуацию с приматами, о которых писал Д.С.Робертсон. Более конкретные экспериментальные данные влияния высокой концентрации углекислого газа на организм морских свинок получил американский ученый Карл Шафер (Schaefer K. E. Effect of increased ambient CO2 levels on human and animals. Experientia, 1982, o. 38.). В таких условиях обеспечить безопасное существование человека техническими средствами достаточно проблематично, т.к. коэффициент опасности воздействия вещества (углекислого газа) в атмосферном воздухе будет равен единице. Расчеты показывают, что при коэффициенте опасности воздействия вещества близким к единице закон разбавления (вентиляция помещений) будет неэффективным, но для этого будет требоваться бесконечно большое количество энергии на одного человека. http://engstroy.spb.ru/index_2011_01/goshka_energosberezheniye.pdf Если воспользоваться данными полученными при выращивании кристаллов в гелях, тогда процессы, которые будут происходить в организме человека можно описать в следующей последовательности: отключение буферной системы «бикарбонат –… Подробнее »

Валерий Морозов
11 года (лет) назад

Ну наконец!
Чего-то в этом роде я и ожидал от Вас.
Спасибо, позабавили…

Валерий Морозов
11 года (лет) назад

Господин Гошка!
Я позволил себе расширить Вашу аудиторию
http://science-freaks.livejournal.com/2330415.html

“Что делать, если у фундаментальной науки нет ответов на поставленные вопросы?”
Ответы на все вопросы наука не дает… причина – как только находится ответ на один вопрос, появляется несколько других.

Некоторые ищут ответы на все вопросы в разного рода писаниях (продвинутые в наскальных рисунках)… правда я не слышал, что б находили.

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

Как мне представляется, словоизвержение Л. Л.Гошки – не только повод для забавы (еще один freak), но и предмет для анализа. К тем вопросам, которые я приводил как стимулы для возникновения религии (как быть, если умирают близкие, а я не хочу, чтоб они уходили насовсем? как примириться со перспективой моей собственной смерти и распада на молекулы и атомы? как принять за небывшие те события, которые я видел во сне? и т. д.) добавляются разные другие: “Как такое изменение обмена веществ может влиять на сам организм человека и его действия?” И уже собственно о религии: “Что это за информационное поле? Какими свойствами оно обладает? Как в нем происходит накопление информации? Как это поле может влиять на эволюцию человечества? Не из этого ли информационного поля люди сотни или даже тысячелетия назад не имея науки, как таковой или имея ее на зачаточном уровне, получали из этого информационного поля всю необходимую им информацию для выживания?” Сон – “Что это за информационное поле?” Фантастический мир литераторов – “Как в нем происходит накопление информации?” Выдумки мошенников – “Как это поле может влиять на эволюцию человечества?” Если бы человечество из подобных полей получало “всю информацию, необходимую для выживания”, то оно бы погибло, а если бы случайно выжило. то наука не появилась бы. И главный вопрос: “Что делать, если у фундаментальной науки нет ответов на поставленные вопросы?” Гошке кажется, что ответ напрашивается сам собой: обратиться к “информационному полю” религии для обмена информацией с биосферой “минуя сознание человека”. Всё звучит очень наукообразно – даже бог не упомянут. У меня есть другой ответ. Во-первых, посмотреть правомерны ли поставленные вопросы. Есть много вопросов, которые глупо задавать. Известно же: один дурак может задать и т. д. Во-вторых, подождать и поработать. На все вопросы сразу наука не может и не должна отвечать. Мир познается поэтапно. К “информационому полю” религии обращаются люди слабые, нетерпеливые… Подробнее »

Валерий Морозов
11 года (лет) назад

Добавлю.
Мое отношение к людям ни в коей мере не определятся их убеждениями и отношением к религии. Среди моих друзей и соавторов есть верующие, не очень и иронически относящиеся к вере.
Статья меня может только слегка удивила, но ни в малейшей степени не изменила моего хорошего отношения к Михаилу.

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка
11 года (лет) назад

Лев Самуилович!
Вам доводилось сталкиваться с голографией?
Не беря в расчет ряд технических сложностей, тогда для этого нужен лазер (генератор когерентного оптического излучения) и обычная фотопластинка или кристалл. С помощью луча лазера на фотопластинку можно записывать информацию, например, образ какого-нибудь предмета. После такой записи на фотопластинке нет изображения предмета, поэтому ее называют голограммой.
Далее в любой момент времени с помощью этого же лазера и голограммы в пространстве можем получить объемное изображение этого предмета.
Таким образом, Википедия определяет голографию, как набор технологий для точной записи, воспроизведения и переформирования волновых полей.
Если в пространстве я вижу не предмет, его объемное изображение предмета, полученное за счет переформатирования волновых полей, то такие поля можно или нет назвать информационными? Есть поле и благодаря свойству этого поля в пространстве есть объемное изображение предмета, которого я мог реально никогда не видеть.

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

Л. Л. Гошке.

Любые типы воздействий Вы можете называть полями, но это имеет смысл в тех случаях, когда Вы можете точно описывать параметры этих полей и познавать их механизм действия. Когда же Вы обращаетесь к мистическим воздействиям и другим религиозным откровениям, это невозможно в принципе. Невозможна проверка. Значит, Вы просто переходите в другую категорию искателей: Вы ищете не знание, а предмет веры. Скатертью дорога! Только не надо при этом употреблять наукоподобные речения. Это маскировка под науку. Зачем?

Валерий Морозов
11 года (лет) назад

“Во-первых, посмотреть правомерны ли поставленные вопросы.
Есть много вопросов, которые глупо задавать.”

Ну да! Человек далекий от поиска решений, считает, что главное это найти ответ..
Опыт исследовательской и инженерной деятельности (не только мой собственный) показывает, что важнее правильно сформулировать вопрос. Мой любимый пример – работы Эйнштейна. Там по существу в центре зримо прослеживается постановка Задачи. От этого чтение его статей доставляет огромное удовольствие.
К сожалению принятый стандарт научной публикации не способствует появлению индивидуального стиля.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...