Результаты ЕГЭ по биологии в этом году, с одной стороны, должны порадовать: с частью С справились многие выпускники, больше, чем в прошлом году. В Москве экспертам чаще приходилось проверять два исписанных листа с самыми сложными заданиями вместо одного. Это плюс. С другой стороны, если разобраться в нюансах, оптимизма убавляется.
Не учитываем скандал с выложенными заполненными заданиями частей А и В, это повторяется из года и год. Относительно новым явлением можно считать ощутимое количество работ (по опросам нескольких экспертов — около 10%), когда задания части С слово в слово совпадали с эталоном, который выдается на руки только экспертам и только на время проверки.
Самое интересное, что этих эталонов в школах нет и не может быть в принципе, т.е. утечка происходит уже на более высоком уровне. Когда сами эксперты замечали полное, до запятых, соответствие с выданным им эталонным текстом, они задавали вопросы руководителю — как поступать, кому сообщать о списывании? На что получали простой ответ: это не в вашей компетенции, ваше дело — проверять. Раз всё отвечено верно — ставьте максимальный балл, остальное вас не касается.
Понятно, что в хороших результатах ЕГЭ заинтересованы и ученики, у которых от этого зависит дальнейшая судьба, и учителя, ведь для их итоговой аттестации чрезвычайно важна результативность их учеников по итогам ЕГЭ. Поэтому и те, и другие будут придумывать всё более изощренные способы обмана системы. А страдают при этом люди, которые пытаются честно учить и так же честно сдавать, они уже заранее проиграли гонку за баллами.
А баллы эти ой как важны. Например, в моей alma mater — Военно-медицинской академии, как и во многих других вузах, существует профильный предмет, результаты ЕГЭ по которому дают право преимущественного поступления. В этом году такой предмет — химия. Написать его самостоятельно, как показывает многолетняя практика, можно на 75-80 баллов, при условии, что ученика будут специально натаскивать. А «утекший» эталон даст возможность получить 95-100 баллов, соответственно, поступит именно этот абитуриент, а не тот, кто учил и реально что-то знает.
Впрочем, результаты проверки ЕГЭ части С по биологии дают пищу и для других размышлений. По-прежнему, несмотря на все утечки, сообщества в соцсетях и высокотехнологичные шпаргалки, выпускники выдают совершенно потрясающие перлы. Вот некоторые из них:
«К основным свойствам живого организма можно отнести изменяемость и приспособляемость»
«Вирусы отличаются от бактерий наличием четкой программы действий»
«ДНК состоит из 20 незаменяемых аминокислот»
«Ферменты расщепляют белки до жиров и углеводов с выделением энергии»
«Двигающаяся сила эволюции»
«Иммунитет предназначен для уничтожения бактерий, грибов и лишайников»
«Ореол обитания»
«Изменчивость записывается в ДНК и передается от поколения к поколению»
«В процессе фотосинтеза растения вдыхают углекислый газ, а выдыхают глюкозу»
«Фотосинтез — процесс образования питательных веществ из солнечного света»
«Кванты света превращаются в глюкозу»
«Мембрана отделяет клетку от неклетки»
«Клетки запасают энергию по ночам»
«Белки бывают ферментами и протеинами»
Примечательно, что большинство перлов — из-за неумения правильно формулировать свои мысли. Причем в ходе традиционного устного экзамена это можно было бы легко выяснить. Например, «клетка» и «неклетка» — прекрасные философские понятия, а вирусы действительно запрограммированы на определенную последовательность действий, в отличие от тех же бактерий, у которых выбор будет побольше. Точно так же, как среди белков действительно есть ферменты (хотя они есть и среди протеинов, эти два понятия нельзя связывать союзом «и»), изменчивость действительно бывает наследственной. Но что написано черным гелевым пером в бланке ЕГЭ, то уже не вырубишь никаким топором, здесь не учитывается, что выпускник имел в виду, что он перепутал, а где просто описался.
По большому счету, ЕГЭ превращается в своеобразный обряд инициации. Сумел выкрутиться и обойти систему — молодец, ты «понял жизнь», ты готов к российским реалиям, тебе открыта дорога в лучшие вузы, у тебя преимущество перед теми, кто инициацию не прошел, а наивно пытался играть по правилам. Если именно эта задумка лежала в основе ЕГЭ, то она определенно удалась.
>> Точно так же, как среди белков действительно есть ферменты
>> (хотя они есть и среди протеинов, эти два понятия нельзя
>> связывать союзом «и»)
Что за невероятная чушь??? Белки и есть протеины! Безо всяких союзов «и» !!!
И если говорить о ферментах, то они могут быть не только белками, но и РНК.
Про ферменты — именно это и сказано, что фермент белок. Точно так же, как любой протеин — белок, но далеко не каждый белок — протеин, вспоминаем биохимию.
Протеин (protein – белок) — синоним белка. Как Вы переведете «белок» назад на английский? Хотя в некоторых сочетаниях действительно пишется исключительно «протеин», но никогда белок. Но это скорее «из жизни слов».
Дополнение к предыдущему комментарию, знак «неравно» почему-то не прошел. Конец первого предложения звучит так: фермент НЕРАВНО белок.
А причем здесь английский, если речь идет о биохимии? И о том, что белки — с точки зрения биохимии — бывают протеинами и протеидами. Но раз уж заговорили об инглише, то и в нем есть protein и proteid. Поэтому перевод будет сильно зависеть от того, о каком конкретном белке будет идти речь.
«По большому счету, ЕГЭ превращается в своеобразный обряд инициации. Сумел выкрутиться и обойти систему — молодец, ты «понял жизнь», ты готов к российским реалиям, тебе открыта дорога в лучшие вузы, у тебя преимущество перед теми, кто инициацию не прошел, а наивно пытался играть по правилам. Если именно эта задумка лежала в основе ЕГЭ, то она определенно удалась.»
К сожалению, мне уже давно кажется, что наше образование (ещё в СССР) имело — для многих — характер самого настоящего обряда инициации. Не в переносном, а в самом прямом «дикарском» (не в обиду соответсвующим народам будь сказано) смысле.
Как «дикарская» инициация — иногда кратковременная, иногда и долговременная — представляла некий переход человека из статуса «несовершенного» в статус «совершенный», в котором человек и становился полноправным, и — немаловажно — получал «настоящие» знания, так и наше образование переводит человека из статуса «подросткового», «молодёжного», в общем — несовершенного, в статус «совешенный». Где его — увы! — и «учат жизни». Даже и в плане знаний.
А то, «чему в школе учили», от морали до физики, то можно забыть-наплевать.
Сейчас ужасаемся, что треть россиян верит, что Солнце вращается вокруг Земли. Но ведь ещё при СССР «образованные» горазды были — и в большом числе — верить и в «заряженную воду», и в бабушку Вангу…
[…] Источник: газета «Троицкий вариант» […]