У Михаила Ковальчука, который так успешно руководит ИТЭФом и прочими доверенными ему Родиной научными организациями, появился еще один фронт работ. Видимо, кто-то решил, что раз он так хорошо справляется с организацией науки, то надо поручить ему и организацию образования.
Так, волею судеб, 25 сентября 2014 года Курчатовский лицей № 1189, занимающий одно из первых мест в рейтинге московских школ, получил приказ № 768 о своем вливании в среднюю школу № 2077. Отметим, что не средняя школа № 2077, находящаяся ниже в рейтинге, объединяется с лицеем, а наоборот. Таким образом, более успешная школа становится безликой частью менее успешной.
Как отмечается в письме родителей учеников лицея, «решение о слиянии было принято в начале учебного года без согласования с администрацией, Управляющим советом школы, с родителями, с учителями». По Федеральному закону № 273 подобная реорганизация возможна только после оценки последствий и с согласия Управляющего совета школы. Довольно быстро собравшийся Управляющий совет принял отрицательное решение по вопросу о слиянии со школой № 2077 и отправил уведомление об этом в Управление образования СЗАО г. Москвы.
Родители жалуются, что, хотя приказ о реорганизации от 25.09.2014 подписан, копию документа никому не дают, на сайте Министерства образования г. Москвы он не размещен, на запросы через электронную приемную дают формальные отписки.
В это же время в администрацию Курчатовского лицея был направлен документ из Роспотребнадзора о том, что в 2015 году здания лицея будут поставлены на капитальный ремонт. У лицея пытаются отобрать еще и два здания. В основном здании ремонт был сделан в этом году. Второе здание новое, в нем располагается большой многоэтажный спортивный комплекс, в котором занимаются не только ученики лицея, но и проводятся спортивные соревнования окружного уровня.
Активные родители стали соорганизаторами уже двух митингов — на Суворовской и Лермонтовской площадях, — собравших сотни неравнодушных к проблеме насильственной оптимизации людей.
27 октября в Курчатовском центре состоялась встреча Михаила Ковальчука, Евгения Велихова, руководителя Департамента образования Москвы Исаака Калины с членами Управляющего совета школы. Встреча проходила в режимном формате, вход — строго по спискам, мобильные телефоны были отключены.
Как отмечают участники встречи, в ходе двухчасовой беседы Ковальчук и Калина дали понять, что решение принято и изменять его никто не будет. «На все наши возражения и просьбы сохранить самостоятельность школы было указано, что это не соответствует согласованному на всех уровнях решению о включении школы в комплекс и перечеркивает наши огромные перспективы в рамках комплекса», — заметил один из участников встречи в своем комментарии в «Фейсбуке».
Стало понятно, что изначально объединение школы — идея Ковальчука. Говорят, что ему выделили огромный бюджет под организацию «большого и эффективного образовательного комплекса». «От этих денег он, конечно же, никогда не откажется и никому навстречу не пойдет», — уверены родители.
Они же сделали вывод, что Ковальчуку совершенно всё равно, что будет происходить в этом образовательном комплексе. Поэтому был выбран первый попавшийся большой комплекс, состоящий из школ, расположенных вокруг Курчатовского института. При этом в комплексе, к которому присоединяют Курчатовский лицей, уже есть пять школ. Две из которых — это школа для умственно-отсталых и школа для детей с девиантным поведением. Всех детей с отклонениями распределяют по обычным классам. Пожалуй, нигде в мире еще не проводилось такого эксперимента на живых детях, чтобы в одном классе учились дети одаренные, дети девиантные и умственно-отсталые дети. Если средний балл в Курчатовском лицее по русскому и математике — 80, то в этом образовательном комплексе — 39.
В родительском и учительском сообществе нет единства по поводу грядущих перемен. Одни родители настроены на борьбу, готовы судиться и оплачивать работу адвокатов, другие хотят лишь, чтобы их детям дали доучиться спокойно, третьи настроены на позитив.
Звучат опасения, что к концу первой четверти из лицея уйдут 10 преподавателей из 30. «Прежний лицей уже не сохранить», — говорят одни. «Давайте уйдем в другую школу — но где она, другая? Мест, куда можно перевести ребенка, практически не осталось», — сетуют другие. «Давайте не пугать детей уходом учителей. Дети не виноваты. Наш учитель обещал не уходить», — уверены третьи.
«Мы отправили коллективные письма от нашего класса в мэрию, президенту. Ответов на них пока нет. Есть отписки чиновников на личные письма с одинаковым текстом. Доходит до смешного — меняют только адресатов. Всё спускается в Департамент образования г. Москвы. Даже из прокуратуры… А ДОгМ знай себе клепает ответы…», — рассказала мне одна мама, участница митингов и пикетов.
«В школе № 1189 им. И.В. Курчатова учится немногим более 400 человек; 28% детей воспитываются в многодетных семьях. В школу приезжают учиться дети со всей Москвы и Московской области. Это высокомотивированные ребята, которые любят учиться; многие уже определились с будущей профессией, видят себя в науке. Главное, зачем идут в Курчатовскую школу, — это среда, в которой легко учиться, модно быть умным, где культ знаний и учебы», — отмечается в письме родителей в СМИ.
Вы спросите: «А зачем Ковальчуку и Велихову губить лицей, который растит будущих ученых?» Тот же самый вопрос мы задавали себе и другим, когда узнавали, что творится в ИТЭФе, откуда были уволены несколько ведущих ученых. Этими реформами губится живое, хорошо работающее и самостоятельное дело, а на его месте создается полностью контролируемое, забюрокраченное, несвободное пространство. Неужели такова цель? Или большие структуры — большие деньги?
Наталия Демина
Фото из архива родителей и сайта школы
Ага, а вот этой фразы я не видела, а то бы процитировала. Исаак Калина в интервью «РГ»: «Только скажу еще для тех, кто не знает: идея соединения этих двух школ возникла не в департаменте образования. Родилась она в Курчатовском институте, который, собственно, создал и поднял школу N 1189. Было письмо его президента Евгения Павловича Велихова, разговор с директором Михаилом Валентиновичем Ковальчуком. Оба говорили о том, что Курчатовка хочет развивать большую школу. Мы переговорили с соседней N 2077 и получили и ее согласие, и согласие председателя управляющего совета школы N 1189.» См. http://www.rg.ru/2014/10/29/kalina-dz.html
За деньги отца родного задушат, что им чужие дети, российская наука и прочие глупости.
У нас это называется интегративным обучением и считается очень прогрессивной формой школы.
Что так взъелись-то на бедных юродивых детей?
Общая социальная культура в России в ужасающем состоянии. И когда дети сидят в одном классе с теми, кто не совсем такие как они, они учатся с ними общаться и понимать, что нельзя отделять тех, кто в чём-то другой. Может быть, со временем что-то изменится и в России. Побольше бы таких школ!
Уважаемый Амперион,
Сорок с лишним лет назад я и учился в такой школе, где «не совсем такие, как они». Запомнились Васька Данилов, главарь мини-банды подростков, гордый, что «братан Мишка зону нюхал» и ПЯТИгодник Усачёв, куривший «дурь» прямо на уроке. Про общение — били как придётся, и кулаками, и ногами, (могли и почки отбить), поэтому лет в 9-10 я боялся ходить в школьный туалет (как там насчёт «мочить в сортире»?) Продолжать?
Знакомо.
о разном говорим.
одно дело — асоциальные типы, другое дело — дети, которым нужна помощь.
то, о чём Вы говорите — это скорее всего самая обычная советская школа.
сам в такой учился.
да, кого-то били. как-то раз и насмерть пристрелили одного в живот. ну что ж, жизнь такая.
но это не «умственно отсталые». это просто бандиты. всё общество больно.
Увы. говорим об одном. Давайте поможем бедным и несчастным — низведем всех до уровня плинтуса. Так?
Поясняю. Объединили два класса — класс б.-м. способных и класс убогих. Для простоты — 10 тех и 10 других. Марьванна — средних лет, а способностей и прилежания — выше среднего (верится с трудом, но мы оптимисты). Объясняет ли теорему Пифагора или основы спектроскопии — всё одно. Урок — 45 мин. Способные поняли всё быстро и хотят большего (олимпиадных или конкурсных задач, о практическом применении послушать и др.), а неспособные — в лучшем случае тупо стоят у доски, ничего не понимая, в худшем — хамят и безобразничают, не желая ничего знать и понимать (потому как низкий IQ способствует асоциальности). Риторические вопросы:
1. На что тратит силы Марьванна? (Идиотскую тройную отчётность по каждому уроку и не обсуждаем)
2. Что происходит со способными, пока МИ занята с убогими?
Примечание — не у всех способных родители — профессора.
ну это зависит от учителя. Ясно, что для учителей в интегративных классах нужно специальное образование и соответствующая методика.
Если туда просто взять и Марьванну послать преподавать, будет именно то, о чём Вы пишете.
Но Марьванна она и в обычной школе вряд ли чему научит (всплминаю дестство золотое).
Именно. Для детей с IQ 80 и IQ 135 нужны разные методики и разные учителя. Калина (не «Лада», а Исаак) не понимать этого не может, но партия велела… Вот уж точно — опаснее врага, добьёт остатки образования в Москве. Печаль моя светла.
К комментарию Amperion:
12.11.2014 в 15:04
Г-н Amperion, из написанного Вами делаю однозначный вывод, что в отношении реальных проблем преподавания в школе (хоть для одаренных, хоть для «обычных») Вы являетесь дилетантом. Озвученные Вами благие пожелания — один из наборов «аргументов», постоянно приводимых в желании сделать как-угодно, лишь бы не так, как было. Думаю, что это признак комплекса неполноценности, не Вашего лично, а огромной части российского общества.
Простые советские школы и были в высшей мере «интегративными», и результаты этого Россия сейчас и пожинает в полной мере.
???
где это?
в СССР людей с отклонениями тут же в психушку запирали. на инвалидов плевали.
ничего интегративного я там никогда не видел.
даже если ребёнок всего лишь в инвалидной коляске сидит — шансов пойти в нормальную школу у него ноль.
он в коляске просто-напросто по ступенькам школьного крыльца не въедет.
В СССР плевали на всех. Интегративно. «Социальное помешательство» за умственное расстройство не признавали. Как и сейчас не признают — моральный релятивизм стал в России нормой, и это главная русская проблема, а не падение курса рубля.
Всё это плохо и крайне досадно.
Народ! А давайте к нам в Физматшколу. Новосибирск. Академгородок. Сосны. Белки. НГУ. ФМШ. От Кургана до Курил — уже есть. Не хватает только москвичей.
Это, конечно, шутка, но не без доли правды.
I don’t mean to criticize (c), но статья бы, по-моему, немало выиграла,
если бы в ней было больше текста и меньше картинок (которые в печатном
варианте занимают едва ли не половину площади!).
Известно, например, что некоторые сильные преподаватели школы поддержали действия
рейдеров. Известно, что немалое влияние на то, как некоторые из участников
событий относятся к происходящему оказывает случившийся несколько лет
назад конфликт (?), после которого несколько сильных и уважаемых учителей ушли
из школы (а сейчас вроде как возвращаются; в их числе М. Конькова,
назначенная новым директором). Разве не надо об этом хотя бы кратко
упомянуть для полноты и объективности картины и, в конце концов, для того, чтобы читатели лучше разбирались в ситуации?
Я понимаю, что кратко и вместе с тем ясно рассказать обо всём важном не
так-то просто, но ведь на то и журналистское мастерство :-).
Кроме того, на мой взгляд, обороты типа «Говорят, что Ковальчуку выделили
огромный бюджет под организацию «большого и эффективного образовательного
комплекса»» следует оставить журналистам РТР и «Комсомольской правды». Или
есть конкретное постановление, или это разговоры на уровне ОБС. Они,
конечно, в некотором смысле характеризуют состояние умов, но о реальном
положении дел мало что говорят. Кстати, как можно узнать на сайте ДОгМ,
проект «Курчатовский центр непрерывного конвергентного образования»
действует уже третий год и потрачено на него больше миллиарда рублей.
Сейчас речь идёт о чём-то новом?