Наша газета уже не раз касалась темы введения теологии в разряд научных дисциплин в России и темы клерикализации. В конце 2015 года обеспокоенность ряда ученых этими вопросами усилилась, но есть и те, кто считает, что больших поводов для тревоги нет. На вопросы ТрВ-Наука ответил докт. геол.-мин. наук, зав. кафедрой кристаллографии, профессор СПбГУ, диакон РПЦ Московского патриархата Сергей Кривовичев.
— Как Вы относитесь к появлению в российских университетах факультетов или кафедр теологии?
— Думаю, что это можно только приветствовать — правда, с известной долей осторожности. Приветствовать — потому что уровень диалога между представителями естественных наук и теологами в России необходимо повышать. Сейчас он находится на недопустимо низком уровне, что объясняется тем положением, которое имели религиозные организации, и в частности Русская православная церковь, в советский период, когда «бытие определяло сознание».
На Западе, в отличие от СССР, верующие ученые могли вполне свободно высказывать свои религиозные взгляды (см. об этом мою недавнюю книгу «Наука верующих или вера ученых: век двадцатый» (М.: Алгоритм, 2015)), а теология как дисциплина находила и находит свое место в ведущих мировых университетах — теологические школы есть в Гарварде, Принстоне, Кембридже и Оксфорде и многих других авторитетных научно-образовательных учреждениях.
Академическая свобода и взаимное уважение между представителями естественных и точных наук, с одной стороны, и теологии, с другой, являются залогом общественного спокойствия и равновесия. Нам это сейчас весьма необходимо, так как, как ни говори, религия приобретает всё больший вес в российском обществе и от этого нельзя просто отмахнуться.
Теперь по поводу осторожности: создание факультета или кафедры теологии само по себе не решит проблему. Необходимо сразу же задать высокий уровень преподавания и научных исследований, что ставит вопрос о кадровом обеспечении соответствующих структур, и вот с этим возможны проблемы. Если по части гуманитарных (исторических, филологических, философских и др.) исследований у религиозных организаций, например у Православной церкви, проблем нет (уровень преподавания, скажем, в Свято-Тихоновском университете весьма высок), то в области естественных наук всё не так просто. Думаю, что ситуация должна устояться и немного успокоиться.
Кстати, в СПбГУ, нашем родном университете, создание факультета теологии не форсируется именно исходя из соображений разумной осторожности. Слишком серьезное это дело. Однако у нас есть научно-богословский центр, который возглавляет протоиерей Кирилл (Копейкин), кандидат богословия и кандидат физико-математических наук. Его недавняя книга называется «Что есть реальность? Размышляя над произведениями Эрвина Шрёдингера» (СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014). Почитайте ее, и вы поймете, что такое современная научная теология.
— Как Вы относитесь к включению теологии в разряд ваковских дисциплин?
— Точно так же, как и к созданию теологических кафедр, — осторожно оптимистично. Вообще, теология как наука занимается вопросами, которые лежат за пределами ответственности других наук. Например: почему и зачем существует Вселенная? Почему Вселенная именно такая и никакая иная? Почему и зачем существует человек? Что такое душа (сознание) и бессмертна ли она (оно)? Данные естественных наук подкрепляют или отрицают существование Бога?
Это вопросы из области естественно-научной теологии, и я бы хотел здесь заметить, что они не имеют яркой конфессиональной окраски, в связи с чем находятся за скобками конкретных богословских дисциплин, для преподавания которых существуют соответствующие образовательные учреждения. И насколько я знаю, предусмотрен некоторый переходный период в процессе присуждения ученых степеней по теологии. Ведь должны сформироваться советы, должен пройти отбор их членов, должны быть сформулированы основные требования и т.п. Всё это требует времени и внимания.
— Как бы Вы прокомментировали включение председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, зав. кафедрой теологии в НИЯУ МИФИ митрополита Волоколамского Илариона в состав совета РГНФ?
— Митрополит Иларион — один из самых образованных архиереев нашей церкви. У него докторская степень Оксфордского университета и многочисленные научные труды в области богословия и патрологии (учения об отцах Церкви). Кроме того, у него епископский сан и серьезный вес в церковных структурах, что позволяет ему принимать важные и весьма ответственные решения. Его участие в совете РГНФ можно только приветствовать.
— Есть ли, на Ваш взгляд, угроза клерикализации научно—образовательной сферы в России?
— Смотря что под этим понимать. Если то, что образованием и наукой в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране будут управлять «попы», раввины и муллы (список можно продолжить), — то нет, такой угрозы нет. Если же это означает, что к вопросам нравственного воспитания детей будут привлечены религиозные деятели по желанию и выбору родителей, — то да, но это не угроза, а благо.
Как писал Достоевский, «…без веры в свою душу и ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо». А то, что религиозное мировоззрение не мешает развитию науки и технологий, доказывают такие государства, как США и Израиль. В обеих странах подавляющее большинство населения религиозно (в Израиле религия вообще имеет государственный статус), а фундаментальная и прикладная науки при этом процветают.
Кстати, идея посмертного воздаяния и бессмертия души для нашей страны весьма актуальна. Ведь если бы все, кому надо, понимали, что ничего украденного они с собой «туда» не возьмут и за всё придется в конце концов отвечать, то устройство нашего общества и жизнь наша были бы и интереснее, и намного справедливее.
Приехали.
Ну почему же. Ещё не разработана форма справки о том, что проводимые имярек исследования являются православными.
Недавно был в Университете Берна, первоклассное оборудование, квалифицированные профессора и талантливые аспиранты, есть и департамент теологии. И ни у кого не возникает возражений и опасений по этому поводу, думаю и департаменту этому не одна сотня лет. И университету он никак не мешает развиваеться и производить результаты мирового уровня.
А Вы почитайте, как складывались отношения церкви и государства на Западе и как у нас. Ничего департамент пропаганды не напоминает?
Правда, сосуществуют. Но не сотрудничаютт и даже не общаются. Типа, толерантность и академическая свобода.
«Вообще, теология как наука занимается вопросами, которые лежат за пределами ответственности других наук.»
Нет, батюшка, теология — не как наука. Наука занимается научными исследованиями, а теология, как совершенно справедливо сказано, «занимается вопросами». Это две ооочень большие методологические разницы. Наука как понятие и явление сейчас и так уже сильно размыто, поэтому не стоит этот процесс усугублять введением «научных» степеней по теологии.
Теология занимается самовоспроизводством, никакого другого продукта она выдать не может. У теологии нет средств доказать необходимость своего существования, кроме как обосновывать торговлю опиумом для народа. Поэтому содержать ее должна вся эта церковная мафия, а отнюдь не налогообложение граждан. Церковные же бездельники пытаются обобрать народ дважды — через продажу ритуальных услуг и через налоги государству. Не слишком ли хитрые?
Хитрые, это да, но совсем не бездельники. Даже занимаются междисциплинарными научными исследованиями: http://scitheol.org/projects
с целью «наполнить естественнонаучную математическую теорию содержательным смыслом» для «построения целостной картины мира».
Неясно, правда, кем эти исследовательские проекты финансируются.
Стесняюсь спросить какой научный метод использует теология?
Она использует метод Ковальчука.
Не знаю, правда ли это, но …
Впервые в России арбитражный суд в рамках мирового соглашения обязал ответчика молиться за истца и членов его семьи. Решение было вынесено по делу Нижегородской епархии Русской православной церкви, которая заказала у коммерческой фирмы разработку проектной документации для установки котельной в одном из своих зданий, а работу оплатила только наполовину. Предприниматель сперва обратился в суд, а затем предложил заключить с епархией мировое соглашение на собственных беспрецедентных условиях.
http://lifenews.ru/news/184824
И зачем это тут? Во-первых ссылка на Lifenews это не comme il faut. А во вторых нужно чуть глубже изучить инфоповод. Там стороны пришли к такому оригинальному мировому соглашению. Суд «мировую» только зафиксировал.
Чувствуется искренне верующий человек.
1. Сначала инстинктивное возмущение: «И зачем это тут?»
2. Ссылка какая-то подозрительная, уж не козни ли это безбожников?: «Во-первых ссылка на Lifenews это не comme il faut.»
3. Нужно проверить: «А во вторых нужно чуть глубже изучить инфоповод.»
4. Проверка показала, что ссылка правильная: «Там стороны пришли к такому оригинальному мировому соглашению. Суд «мировую» только зафиксировал.»
5. Конец работы (оператор END).
Верующие, они такие… образчики женской капризности.
Хорошо, что теология возвращается в университеты. Если кто-то беспокоится, что, изучив ещё одну науку, он станет мракобесом — то он не может называться учёным, он уже сам является мракобесом. Учёный стремится к знанию, к изучению окружающей действительности. И протестовать против введения новой науки… если уж учёные выступают против новых для себя знаний, то каковы должны быть реальные, невымышленные враги прогресса?… И ещё смею сказать. Когда советские власти попытались выгнать религию из деревень, то деревня в итоге умерла. Был у неё какой-то искусственный расцвет поначалу, но потом были несколько десятилетий агонии и постепенного угасания. В итоге деревня умерла. Сейчас наша наука расплачивается за её атеистическое прошлое (был даже предмет «научный атеизм», что собственно говоря, уже оксюморон). Был какой-то кажущийся расцвет у науки в советское время, но теперь уже долгие годы идёт агония. И либо ученые массово поймут, что религиозное мировоззрение не препятствует научной деятельности, либо нашу науку ждёт то же, что и деревню — увядание и смерть.
>ещё одну науку
у так называемой теологии право называться наукой такое же как у астрологии или алхимии.
>новых для себя знаний
а что, у теологов внезапно появилась методология позволяющая отличать _знания_ от обычных поповскеих фантазий?
>ковы должны быть реальные, невымышленные враги прогресса?
ну например, попы, которые систематически выступают против клонирования, эко, абортов, гмо, исследований стволовых клеток, электронной подписи, паспортов и пр.
>советские власти попытались выгнать религию из деревень, то деревня в итоге умерла.
а убыль пиратов несомненно напрямую повлияла на глобальное потепление! *hint* первобытно общинный строй тоже сдох, был вытеснен более прогрессивными формами хозяйства.
>какой-то кажущийся расцвет у науки в советское время, но теперь уже долгие годы идёт агония
удивительно совпало с разцветом духовности, не правда ли?
ps: извиняюсь за опечатки — быстро набирал текст.
«И либо ученые массово поймут, что религиозное мировоззрение не препятствует научной деятельности, либо нашу науку ждёт то же, что и деревню — увядание и смерть.»
Не стоит считать учёных «массово» глупее себя. Всё мы понимаем – и что не препятствует, и что может способствовать. Однако, Иисус изгнал торгующих из храма, ибо не место им там. Хотя, вероятно, ничего не имел против торговли как таковой. Также и наука не имеет ничего против религии как таковой, однако, в храме науки ей не место.
Страшилки про увядание, смерть и гиену огненную оставьте пастве.
«Однажды мне запретили сфотографировать фреску «Иисус выгоняет торговцев из храма», потому что фотосъемка в храме платная.»
Вы, батенька, передергиваете
1. Теология — это не новая наука, а старая синекура для бездельников, эксплуатирующих малообразоыванные слои населения. Запрещенный в России ИГИЛ тому порукой.
2.Согласно воспоминаниям свидетелей февральской революции, Краснова, дДеникина, громили церкви и вешали попов отнюдь не большевики. Их поблизости в то время не было. Это делала та самая крестьянская и солдатская масса. Достала людей эта религия и ее служки по самое не могу.
3. У Вас вульгарное представление о советской науке. Атеизм — это кухонное изложение материализма. Как и религия — переложение для неграмотных основ идеализма. Есть основной вопрос философии — что первично, материя или сознание. Делающий науку солипсист — это нонсенс. также как и работающий в естествознании верующий. Я как-то читал благословленное епархией исследование спектроскопических свойств святой воды. Ладно там, спотыкаясь через строчку о слоган «!по воле божьей», так ведь и методика и техника эксперимента, не говоря об интерпретации, это позорище для любого физика. И это печатный труд!
4. Чем раньше бесплодные заблуждения будут отданы на совесть конкретных людей, а не будут подпитываться желанием правящего режима набросить еще одну удавк5у на сознание людей, тем меньше ученые будут отвлекаться на разоблачение псевдонаук, тем больше денег сможет пойти на собственно научную работу и тем здоровее будет население.
5. Если лично для Вас жизнь иработа — это путь увядания и смерти, боритесь с этим сами, это Ваши личные фобии.
До последнего времени системы школьного и высшего образования, помимо чисто воспитательных и учебных функций, играли роль фильтров, отсеивающих интеллектуальный мусор. В советские времена исключение составляли лишь политизированные области знаний: экономика и определенные разделы истории. Сегодня этот фильтр, стараниями чиновников от образования и науки, перестал функционировать, в результате чего псевдонаучная грязь льется сплошным потоком вперемежку с питьевой водой. Я боюсь, что создание теологических фукультетов в ВУЗах — это вполне рациональный и циничный проект, позволяющий соответствующим ВУЗам продемонстрировать свою лояльность и иметь дополнительную возможность манипулировать сознанием молодежи.
1. В советские времена была обратная связь: головы, набитые «интеллектуальным мусором» не могли нормально работать. История прямого влияния на производство не имеет, а за политизированность экономики (причём, в основном, политической экономии) мы жестоко поплатились и основной «платёж» ещё впереди.
2. «Сегодня этот фильтр, стараниями чиновников от образования и науки, перестал функционировать, в результате чего псевдонаучная грязь льется сплошным потоком вперемежку с питьевой водой.»
Эти чиновники не с неба упали, а функционируют в рамках Трубы, которой почти никакое образование не нужно. Подавляющее большинство людей учатся лишь тому, что необходимо для получения зарплаты. У нас зарплата, вообще говоря, с образованием не связана, отсюда и совершенно неизбежная деградация.
3. «Я боюсь, что создание теологических фукультетов в ВУЗах — это вполне рациональный и циничный проект, позволяющий соответствующим ВУЗам продемонстрировать свою лояльность и иметь дополнительную возможность манипулировать сознанием молодежи.»
Всё это — вторичные эффекты.
Вторичные? А религиозные войны Вас не смущают?
Религиозная война в наше время — это когда невежественные люди понимают, что им плохо, но сформулировать свой протест могут только в рамках религии. Свежий пример — Египет. Если говорит очень грубо, то до «цветной революции» примерно половина населения жила на несколько долларов в день. Непосредственно перед началом хлеб резко подорожал, в результате чего популярность Аллаха резко повысилась.
бытие определяет сознание — вполне себе материализм. Нщ у Вас разрыв формы и содержания.
Например, в Швейцарии можно проповедовать что угодно. Религиозной войны не будет.
Одно дело — логика. С ней не дружит большинство населения планеты. Иначе бы не воевали, не воровали и т.д. Другое дело — сознание. Это же психически нездоровая ситуация.
Однако, строительство мечетей швецарцы предусмотрительно запретили.
История человеческих заблуждений будет развиваться ровно столько, сколько будет существовать человек. Религия появилась из страха перед смертью. Сейчас с этим страхом в среде людей думающих стало полегче, на загробную халяву никто всерьез не расчитывает. Надеюсь, и герой обсуждаемого романа тоже в эту чепуху не верит. Хотя никогда в этом не сознается, честь православного мундира дороже правды.
Говорить о теологии, как о науке, невместно. Религия зиждется на догматах, подвергать сомнению которые является ересью. А изучать догматы глупо, это же не закон природы, а плод человеческой фантазии. Круг замкнулся.
Поэтому мне, как ученому-физику, претит буйное цветение всей этой отжившей и бесплодной ветви людской активности. Безусловно, изучение истоков и проявлений человеческой боязни взять ответственность за происходящее на себя, и желания спихнуть ее на сказочных существ — было, есть и будет предметом изучения психологов и социологов. Но сущностная составляющая у теологии отсутствует. На всякий случай верующие объявили бога непознаваемым, отметая а приори все научные методы его исследования.
И последнее. Если г.Кривовичев убежден в существовании бога и, одновременно, считает себя ученым, пусть приведет вразумительные доказательства существования бога.
Не сочтите этот текст оскорбительным для верующих. Сомневаюсь,начит существую.
Встречались на моем пути высокого уровня ученые, в частности физики, которые были верующими. В конце концов самоорганизация материи не столь уж хорошо изучена и исключать возможность проявления высших форм указанной преждевременно. Проявление их вполне могло бы показаться нам, грешным, божественным.
1. «Встречались на моем пути высокого уровня ученые, в частности физики, которые были верующими.»
Совершенно убеждён, что в работах этих людей вера абсолютно никак себя не проявляла. Другими словами, наука сама по себе никаких богов не терпит (разумеется, за исключением тех разделов, которые изучают верования). А конкретные люди, в том числе и физики, просто отделяют у себя в голове те подходы, которые они используют в науке, от тех, которые они используют в других случаях. У любого верующего человека есть минимум две логики. Одна для тех ситуаций, с которыми лично он сталкивается часто, а вторая — для остальных.
2. «В конце концов самоорганизация материи не столь уж хорошо изучена и исключать возможность проявления высших форм указанной преждевременно.»
Настаиваю на том, что любой верующий в чудеса должен привязывать себя к креслу, опасаясь исчезновения силы гравитации.
Был у меня давно разговор со священником. На вопрос о доказательстве существования Бога был дан простой и мудрый ответ — Бог это Любовь. В этом отражена и самоорганизация, т.е. наследование и развитие, а кроме того и этическая сторона. Ведь религия это один из институтов, ограждающих нас от скотства. Не знаю отвечает ли сейчас какая нибудь из конфессий, включая и сайентологов ;), этому определению.
Есть песня у Нау
Титаник
И судья со священником спорят всю ночь,
Выясняя, чья это вина.
И судья говорит, что всё дело в законе,
А священник — что дело в любви.
Но при свете молний становится ясно —
У каждого руки в крови.
Слова: Кормильцев И.В.
«Ведь религия это один из институтов, ограждающих нас от скотства.»
Не знаю, стоит ли говорить, что не было такого скотства, которое не вписывалось бы в религию самым превосходным образом. Ограничусь пустяками.
«Около 1000 г. народ в горах Умбрии хотел убить отшельника св. Ромуальда, чтобы только не упустить случая завладеть его останками. Монахи монастыря Фоссануова, где умер Фома Аквинский, из страха, что от них может ускользнуть бесценная реликвия, буквально консервируют тело своего достойнейшего учителя: обезглавливают, вываривают, препарируют. До того как тело скончавшейся св. Елизаветы Тюрингской было предано земле, толпа ее почитателей не только отрывала и отрезала частички плата, которым было покрыто ее лицо; у нее отрезали волосы, ногти и даже кусочки ушей и соски. По случаю некоего торжественного празднества Карл VI раздает ребра своего предка, св. Людовика, Пьеру д’Айи и двум своим дядьям, герцогам Беррийскому и Бургундскому; несколько прелатов получают ногу, чтобы разделить ее между собой, за что они и принимаются после трапезы.»
Ещё и ещё раз говорю — хватит сказок. Претензии религии на этическую роль просто смешны. Для того, чтобы в них верить, нужно быть полным невеждой в истории.
«Претензии религии на этическую роль просто смешны.»
Хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу общественного института, претендующего на оную роль?
>Хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу общественного института, претендующего на оную роль?
Судебная власть, укомплектованная конституцией + административным и уголовным кодексами.
Ну-ну:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Этика
;)
а для этого общественный институт (и уж тем более ОПГ) ну нажна.
*не нужна
«по поводу общественного института, претендующего на оную роль?»
Мало ли кто на что претендует. Претензию общественного туалета называться обсерваторией тоже нельзя считать абсолютно необоснованной.
Лично я такого общественного института не знаю и совершенно в нём не нуждаюсь. Этика, в основе которой лежат вечные пряники и вечные кнуты, такого названия не заслуживает.
Этика и нравственность ситуативны.
Сомнительной ценности ответ. верифицировать не удасться.
Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме» определял таких ученох, как стихийных материалистов.
Интересно, как себя ощущает г. Кривовичев. Тяжело, наверное, работать в условиях раздвоения сознания как в церкви, так и в универе. Вот стоит ли его пожалеть, не знаю.
Для верующих раздвоение логики — абсолютно нормальная ситуация.
Поскольку внятного ответа на на мой вопрос не поступило, за исключением предложения судебной системы, подозреваю, связанного с ностальгией по товарищескому суду, привожу тут непреходящий текст от А. Галича:
КРАСНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Ой, ну что ж тут говорить, что ж тут спрашивать,
Вот стою я перед вами, словно голенький,
Да, я с Нинулькою гулял с тетипашиной,
И в «Пекин» ее водил, и в Сокольники.
Поясок ей подарил поролоновый,
И в палату с ней ходил в Грановитую,
А жена моя, товарищ Парамонова,
В это время находилась за границею.
А вернулась, ей привет — анонимочка,
Фотоснимок, а на нем — я да Ниночка !
Просыпаюсь утром — нет моей кисочки,
Ни вещичек ее нет, ни записочки,
Нет как нет,
Ну, прямо, нет как нет !
Я к ней, в ВЦСПС, в ноги падаю,
Говорю, что все во мне переломано.
Не сердчай, что я гулял с этой падлою,
Ты прости меня, товарищ Парамонова !
А она как закричит, вся стала черная —
Я на слезы на твои — ноль внимания,
И ты мне лазаря не пой, я ученая,
Ты людям все расскажи на собрании ! … ;)
Ваша уверенность в том, что должен быть общественный институт, занимающийся «внедрением этики», ни на чём, кроме Вашего внутреннего убеждения, не основана. Поэтому вопрос о претенденте на ненужную роль, беспокоящий лично Вас, имеет очень простой ответ, но этот ответ Вас не устраивает, поскольку Вы сами толком не знаете, чего хотите.
Людей, претендующих на то, чтобы объяснять другим, что такое хорошо и что такое плохо, огромное количество:
«Широкие массы презирают высшие классы. Мораль высших классов ужасна. Если бы высшие классы согласились, чтобы комитет из представителей широких масс поучал их правилам поведения, как это было бы для них полезно! Если бы высшие классы пренебрегли своей выгодой и посвятили бы себя целиком интересам широких масс, последние куда больше одобряли бы их.
Высшие классы презирают широкие массы. Если бы только широкие массы слушались советов, которые дают им высшие классы! Если бы широкие массы жили экономно на свои десять шиллингов в неделю, если бы они совсем не брали в рот спиртного, а если пили, так только старый кларет, от которого не опьянеешь! Если бы все молодые девушки шли в горничные, довольствовались бы пятью фунтами в год и не тратились бы на наряды! Если бы мужчины были
согласны работать по четырнадцать часов в день и хором пели: «Господи, благослови хозяина и его семейство» — и знали бы свое место — все обстояло бы как нельзя лучше… для высших классов!»
«Ваша уверенность в том, что должен быть общественный институт, занимающийся «внедрением этики», ни на чём, кроме Вашего внутреннего убеждения, не основана. Поэтому вопрос о претенденте на ненужную роль, беспокоящий лично Вас, имеет очень простой ответ, но этот ответ Вас не устраивает, поскольку Вы сами толком не знаете, чего хотите.»
Не уверен, не беспокоюсь, знаю, что хочу ;)
Просто исторически институт церкви и этика были близки (вспомните — протестантская этика). Система образования с этим, очевидно, не справляется. Суды, возможно, в варианте, приведенном выше. Остается семья?
«Просто исторически институт церкви и этика были близки (вспомните — протестантская этика).»
Это отдельный вопрос. Астрономия в своё время отделилась от астрологии. На этом основании нельзя основывать никаких претензий астрологии на что бы то ни было, кроме места в истории. Ваша уверенность, что должен существовать особый общественный институт (или институты), занимающийся этикой, абсолютно иррациональна и основана исключительно на Вашем собственном убеждении в его необходимости. Это Ваша личная проблема, Вы её и решайте.
«Ваша уверенность, что должен существовать особый общественный институт (или институты), занимающийся этикой, абсолютно иррациональна и основана исключительно на Вашем собственном убеждении в его необходимости. Это Ваша личная проблема, Вы её и решайте.»
Повторяю: не уверен, не убежден, не личная, не собираюсь решать (жаль смайликов нет) ;)
В принципе, было бы неплохо, если бы роль Диссернета взяла на себя Инквизиция.
По итогам дискуссии становится ясно, что никто кривовичевых и копейкиных не поддерживает. «Слава богу» как говориться:) Заметьте, сами авторы в дискуссию не вступают, высказался — и в кусты. У отдельных верующих, по ошибке природы затесавшихся в естественные науки, не свербит доказать правоту своих действий. Обнародовать свою позицию — это их неотъемлемое конституционное право. Но не оценив их аргументацию, мое право — понасмешничать над их усилиями замазать концептуальную нестыковку двух антагонистических мировоззрений. Самое печальное в этих непрекращающихся попытках примирить противоположности — это абсолютная бесполезность религии для науки. С их стороны сквозит очевиднейшее желание церковников примазаться к авторитету науки. Ведь это поднимает престиж их профессии и повысит коммерческие сборы с населения. Явное же нежелание серьезных ученых дать показательную порку подобным «примирителям»оправдано нежеланием тратить времени на пустяки. Против прямого денежного интереса «примирителей» мотивация ученых действительно слаба. Но мы должны ясно осознать, что этав примерения — далеко не последний. Религиозные догматики пойдут дальше. Они по сути своей обязаны поставить религию выше науки. Убедив малообразованное большинство в своей правоте, эти религиозные ученые естественным образом придут к организации святой инквизиции. И почему мне несложно предствить эволюцию нынешних кривовичивых и копейкиных к запаливающими дровишки под кострами своих нынешних коллег? Стругацкие эту перспективу уже описали. Графоманство этих «примирителей» сводится к описанию разичных случаев внешне непротиворечивого сосуществования веры и науки у отдельных людей. Что из этого? Ньютон славен своими научными трудами, а кто помнит о его бесчисленных религиозных трактатах, которыми он столь гордился? А все потому, что у апологетов религии нет предмета изучения. Признавая непознаваемость бога, они разрабатывают инструменты познания, но их не к чему приложить. Нет практики, если не считать таковой службы в церкви, что есть голимая пропаганда в рамках государственного задания. Отсюда растут ноги у псевдонаучных писаний типа размышлизмов Копейкина о глубинах собственного недопонимания мира. И кому это интересно, кроме специалистов-психологов? Из двух выступивших здесь в… Подробнее »