Ученые выяснили, почему при COVID‑19 пропадает обоняние

Алла Салькова

COVID-19 приводит к потере обоняния из-за активности иммунных клеток, которые вмешиваются в работу важных для восприятия запаха генов. К такому выводу пришла команда исследователей под руководством специалистов Нью-Йоркского и Колумбийского университетов. Статья ученых [1] опубликована в журнале Cell.

Потеря обоняния или нарушение восприятия запахов — характерная черта COVID-19. В большинстве случаев всё приходит в норму в течение нескольких недель, но более чем у 12% пациентов искаженное восприятие запахов или неспособность их чувствовать сохраняются месяцами. Более ранние исследования связывали нарушения с прямым поражением обонятельного нерва, однако это лишь одна из версий.

Чтобы понять, как COVID-19 приводит к нарушению обоняния, ученые исследовали 23 образца обонятельного эпителия людей, умерших от COVID-19. Также они заразили SARS-CoV-2 золотистых хомячков — млекопитающих, в большой степени полагающихся на обоняние, — и изучили их обонятельный эпителий тоже.

Как выяснилось, присутствие вирусных частиц вблизи нейронов в обонятельной ткани вызывает приток микроглии, Т-лимфоцитов и других иммунных клеток, противостоящих инфекции. Эти клетки вырабатывают цитокины, которые вмешиваются в активность генов, регулирующих работу обонятельных сенсорных нейронов. Таким образом, даже если вирус не проникает в сами клетки, их работа всё равно может оказаться нарушена из-за реакции иммунной системы, поясняют исследователи.

Изменение восприятия запахов, по-видимому, тоже связано с нарушением работы соответствующих генов. При слишком низкой транскрипции определенных обонятельных рецепторов обонятельные нейроны могут задействовать другую группу рецепторов, что приводит к искаженным ощущениям.

Дополнительно может ухудшать ситуацию снижение выработки фермента аденилатциклазы типа 3, который предположительно опосредует обнаружение запахов.

Если активность иммунных клеток ослабевает достаточно быстро, изменений не возникает или обоняние вскоре возвращается. Но в некоторых случаях цитокины продолжают вырабатываться на протяжении времени, достаточного для изменения активности генов и нарушения формирования обонятельных рецепторов.

В более ранних исследованиях эта же команда ученых показала, что обонятельные сенсорные нейроны, по-видимому, связаны с различными областями мозга. Поэтому длительная реакция иммунных клеток в полости носа в итоге может повлиять на мышление и переживание эмоций — а их нарушения тоже наблюдаются при затяжном течении COVID-19.

«Наши результаты дают первое механистическое объяснение потери обоняния при COVID-19 и того, как выявленные процессы могут быть причиной симптомов затяжного COVID-19, — отмечают исследователи. — Понимание того, что обоняние зависит от хрупких геномных взаимодействий между хромосомами, имеет важные последствия. Если экспрессия обонятельных генов прекращается каждый раз, когда иммунная система реагирует определенным образом, нарушая межхромосомные контакты, то потерю обоняния можно рассматривать как тревожный звонок, сигнализирующий до появления других симптомов, что COVID-19 повреждает ткани мозга. Также эта информация может послужить для разработки новых способов лечения».

Авторы работы отмечают, что не идентифицировали конкретные молекулы и сигнальные пути, связанные с нарушением обоняния. Хотя полученные результаты позволяют предположить, что аналогичные процессы могут происходить в разных областях мозга, чтобы выяснить это, необходимо более доскональное изучение обнаруженного механизма.

Кроме того, снижение активности генов, регулирующих распознавание запахов, было наглядно продемонстрировано лишь на хомяках — чтобы подтвердить аналогичные изменения у людей, необходимо было бы сначала изучить активность генов до заражения. Поэтому ученые не исключают, что могли вмешаться механизмы, специфические для грызунов.

В дальнейшем команда планирует выяснить (для начала на хомячках), позволит ли использование стероидов предотвратить потерю обоняния. Исследователи рассчитывают, что, уменьшив выработку цитокинов, стероиды позволят предотвратить снижение активности необходимых для обоняния генов.

Алла Салькова

1. Zazhytska M. et al. (2022) Non-cell autonomous disruption of nuclear architecture as a potential cause of COVID-19 induced anosmia, Cell. doi.org/10.1016/j.cell.2022.01.024

Хорошенькие новости.
мРНК от файзера и ко внедряется в лимфатические узлы и производит там спайк-протеин в количествах, которых даже самые тяжёлые случаи ковида не производят.
и этот ужас длится как минимум 60 дней. скорее всего дольше. 60 дней – это была длительность исследования.
кроме того, привитые производят антитела не к новому варианту, а к уханьскому вирусу, как их научили вакцины.
это просто кошмар.

8 раз (!) привитый Жириновский на аппарате ИВЛ.

В ответ на:  Пал Палыч

Короче. Получил положительный ПЦР.
В среду вечером немного зябко было. Примерно полчаса.
Даже свитер надел.
Усё.
И из-за этого нам два года жизнь портят????

В ответ на:  Пал Палыч

Кому как повезет. Двое моих хороших знакомых, поставившие в прошлом году по две прививки, а потом и третью через полгода – недавно тяжело переболели и и лежали под кислородом.

В ответ на:  Old_Scientist

зависит от многих переменных конечно.
дельта опасна с определённого возраста или если есть проблемы со здоровьем.
а для нормального здорового человека – это фигня полная
надо поддерживать уровень витамина D и цинка.
и вообще укреплять иммунитет.
у меня все знакомые, которые заразились, либо не заметили, либо переболели легко.

В ответ на:  Old_Scientist

Могу только посоветовать заразиться омикроном.
А если Вы здоровы (без серьёзных сопутствующих заболеваний), то и дельтой.
Я раньше к этому относился как к слухам.
Люди, переболевшие ковидом, сообщают, что все их старые болячки внезапно прошли.
Особенно часто сообщают, что проходят всякие аллергии и гипертония.
У меня прошла аллергия.
Я впервые свободно дышу носом всю ночь.

В ответ на:  Пал Палыч

Если у кого-то жизнь портится, значит у кого-то – налаживается ;)

Дальнейшие ревакцинации против Sars-Сov-2 каждые полгода или каждые три месяца вызывают вопросы, заявил в программе «Посоветуйте, доктор!» на «Радио России» вирусолог, академик РАН Виталий Зверев.

«Вот в больницу попал Жириновский, который прививался 8 раз. Я знаю еще несколько людей, которые сейчас болеют и болеют тяжело, которые прививались тоже всем, тем не менее заболели. Вирус за это время изменился настолько, что вакцина, созданная на S-белке, не может быть эффективна настолько. Все вакцины, оказалось, надо делать часто. Они держатся на гуморальном иммунном ответе, но антитела не могут долго существовать. А клеточный иммунитет они, похоже, не создают или создают его только на короткое время. Поэтому когда вирус изменился настолько, когда пришел омикрон, когда там 32 мутации в этом участке связывания, то как вакцина может работать так же эффективно? Не будет!», сказал Зверев.

Loki
В ответ на:  Пал Палыч

Это же все было давно известно….

“Респираторные коронавирусы…Лечение и профилактика
Большое количество антигенных вариантов коронавирусов делает БЕССМЫСЛЕННЫМ изготовление вакцин и проведение иммунопрофилактики. Общие методы профилактики аналогичны таковым при гриппе и прочих ОРВИ. Средства этиотропной терапии отсутствуют. При тяжёлых формах может быть использован специфический Ig, изготовленный из сыворотки взрослых доноров.”

Страница 398

Медицинская микробиология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Поздеев О.К. Под ред. В.И. Покровского – 4-е изд., испр. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010.

Последняя редакция 2 года (лет) назад от Loki
В ответ на:  Loki

Фига се “ делает БЕССМЫСЛЕННЫМ изготовление вакцин”
Файзер на этой “бессмыслице” 36 ярдов только 2021 сделал
А Трюдо прикупил канадскую фирму, которая держит патент на липидные частицы для мРНК вакцин.
Сидит в бункере, доволен жизнью и плюёт на дальнобойщиков.
А Вы “делает бессмысленным”.
Ха!