Мы потерпели неудачу!
Но я полностью доверяю своей команде и уверен,
что в следующий раз мы обязательно добьемся успеха.
Сатиш Дхаван, председатель ISRO, 1979 год

28 мая 2025 года в 2:36 мск начался девятый испытательный полет системы Starship. Космический корабль стартовал с пусковой площадки OLP A, Starbase (можно сказать, теперь это личный город Илона Маска, муниципалитет типа C), Техас, США. Полет был направлен на предотвращение проблем с двигателями, которые привели к потерям верхней ступени Starship в ходе запусков, состоявшихся в январе и марте. Особое внимание уделялось работе шести двигателей Raptor верхней ступени, которые должны были функционировать почти 6,5 минут.
К сожалению, еще до старта начались сложности. Старт миссии был отложен в последние секунды обратного отсчета из-за неполадки с быстроразъемным соединением в наземном оборудовании. Это потребовало возврата отсчета к отметке T–40 секунд для устранения неисправности.
В отличие от предыдущих запусков, в этот раз двигатели, по всей видимости, отработали штатно и отключились по расписанию, выведя корабль на запланированную суборбитальную траекторию. Однако после отключения двигателей видео с борта показало, что у корабля началась утечка паров топлива и он начал медленно вращаться.
Спустя примерно 30 минут после старта SpaceX подтвердила наличие неполадки. «Мы немного вращаемся. Произошла утечка в одной из топливных систем внутри Starship, — сообщил ведущий трансляции Дэн Хуот. — На данный момент мы фактически потеряли управление ориентацией корабля».
Потеря ориентации исключила возможность контролируемого входа в атмосферу. SpaceX решила «пассивировать» корабль, выпустив остатки топлива перед входом в плотные слои атмосферы. Прерывистая трансляция показала начало входа через 40 с лишним минут после старта — было зафиксировано повреждение аэродинамического руля, после чего — примерно на 47-й минуте — сигнал окончательно пропал. Вход произошел над частью Индийского океана, где заранее были введены ограничения для авиации и судоходства.
Также в этой миссии планировалось открыть створки грузового отсека Starship и выпустить восемь имитаторов спутников Starlink следующего поколения, которые затем, как и корабль, вошли бы в атмосферу (и сгорели). Они должны были войти в атмосферу отдельно, но из-за неполного открытия люка эта часть испытаний была отменена. Пока неизвестно, связано ли это с утечкой топлива и потерей ориентации.
SpaceX также отказалась от планов повторного включения одного из двигателей Raptor в космосе. Неконтролируемый вход не позволил провести испытания альтернативной теплозащиты и проверить уязвимые участки конструкции.
Не все задачи были выполнены и на этапе полета первой ступени — ускорителя Super Heavy. Впервые использовался летавший ранее Booster 14 — он уже участвовал в седьмом полете. Возврат ускорителя не планировался, основной акцент был на отработке траектории и экономии топлива.

Изначально всё шло по плану, но ускоритель был уничтожен при попытке включения двигателей перед посадкой. При этом в рамках испытаний Super Heavy продемонстрировал свою способность лететь под бóльшим углом атаки. Увеличивая величину атмосферного сопротивления, больший угол атаки приводит к меньшей скорости снижения, что в свою очередь требует меньше топлива для включения двигателей перед посадкой. Полет стал третьим подряд случаем, когда Starship не смог выполнить контролируемый вход и приводнение. В предыдущих полетах причины были иными, но также связаны с работой двигателей верхней ступени.
«Мы получили много ценных данных для анализа, — написал Илон Маск в соцсетях. — Темп запусков в будущем возрастет — примерно раз в 3–4 недели». Также стоит упомянуть о том, что перед девятым испытательным полетом Starship была запланирована трансляция доклада Маска о том, как сделать жизнь мультипланетарной. Ожидалось, что Илон расскажет о планах SpaceX по отправке миссий на Марс уже в 2026 году с теслаботами на борту (в коде анонса трансляции энтузиасты нашли именно эту дату). Но по непонятным причинам доклад сначала был перенесен на время после запуска Starship, а потом и вовсе отменен, по причинам уже вполне понятным.
Лучшее — враг хорошего
Тут стоит отметить, что во всех трех последних испытательных полетах использовалась модифицированная версия верхней ступени Starship Block 2. Начиная с седьмого испытательного полета верхние ступени получили термозащитные плитки последнего поколения и резервный слой для повышения устойчивости к повреждениям, была изменена конструкция передних рулевых поверхностей, обновлена бортовая электроника, корпус стал длиннее на 2 м, был увеличен на 25% объем топливных баков и модернизирована системы подачи топлива. Последнее, вероятно, и привело к неудаче трех последних испытаний.
Напомним, что в ходе седьмого испытательного полета у верхней ступени (Ship 33) возникли сильные вибрации, которые привели к утечке топлива и последующему возгоранию в отсеке над двигателями. Это вызвало потерю ориентации аппарата и его разрушение. Во время восьмого полета у верхней ступени (Ship 34) произошел отказ одного из центральных двигателей Raptor, что привело к неконтролируемому смешению топлива и его воспламенению. Это в свою очередь вызвало потерю управления и разрушение аппарата.

И вот в последнем, девятом испытательном полете у Ship 35 снова проблемы с топливной системой. Как говорится, один раз — случайность, два — совпадение, три — закономерность. Где-то на этапе проектирования или сборки Starship Block 2 была допущена серьезная технологическая ошибка.
Прогнило что-то в Датском королевстве
В последнее время внутренние проблемы в компании SpaceX вышли в публичную плоскость. А именно: в соцсети Х бывшие и нынешние сотрудники начали открыто обсуждать проблемы, накопившиеся в компании, особенно в Starbase. Показательно, что Илона Маска уже «тегают» в постах и просят обратить внимание на проблемы в его компании.
Основные претензии — это и отсутствие Илона Маска, занимающего должность главного инженера SpaceX, на рабочем месте, и смены по 12–14 часов шесть дней в неделю, которые вызывают «выгорание» у сотрудников и большую текучку кадров, а также некомпетентность менеджеров среднего звена. Есть проблема и с временно нанятыми контрактниками, чье участие приводит к снижению качества работ и случаям банального воровства дорогостоящего оборудования и «сувениров» (на что намекают сотрудники SpaceX, непонятно).
Есть еще один момент, непосредственно не связанный с разработкой и сборкой, но явно демонстрирующий изменения в корпоративной культуре компании. В финальном отчете о восьмом испытательном полете Starship, опубликованном на сайте SpaceX, используются такие замечательные термины, как thermal conditions local (локальные термические условия) и flash (вспышка) вместо пожара (возгорания) и взрыва. А energetic event (энергетическое событие) — просто потрясающе.
Дорога ложка к обеду
Опираясь на историю создания таких ракет, как американская SLS и российская «Ангара», автор этого текста убежден, что система Starship в итоге будет доведена до работоспособного состояния, особенно учитывая изгнание возвращение Главного Инженера из большой политики. Весь вопрос в том, когда.
На момент своей готовности (и даже еще раньше) ракеты SLS и «Ангара» уже оказались никому не нужны. Та же участь может постигнуть и Starship, если его разработка затянется.
Более того, на момент написания этого текста вся лунная программа США оказалась завязана на систему Starship. (И утверждение Джареда Айзекмана на пост администратора NASA, ожидавшееся в ближайшее время, не состоялось — его кандидатура была отозвана.) Соединенные Штаты сейчас оказались в ситуации, когда они вполне могут проиграть лунную гонку Китаю. А это означает не только имиджевые потери. Дело в том, что и Китай, и США нацелились в одно место — район кратера Шеклтон на Южном полюсе Луны, где предположительно сосредоточены самые большие легкодоступные запасы воды в виде льда. В 2015 году в США был поспешно принят закон Commercial Space Launch Competitiveness Act of 2015, позволяющий гражданам и компаниям США не только «добывать ресурсы и владеть ресурсами, такими как вода и минералы, найденными на астероидах и других небесных телах», но и «на защиту своих операций от вредного вмешательства со стороны других субъектов». Китайцы крайне негативно отреагировали на принятие этого закона, и хотя на данный момент в КНР не предприняли ответных шагов, время для этого еще есть. В Поднебесной спешить не любят.
О роли личности в истории
Благодаря своему приходу в политику Илон Маск получил большие преференции для своей компании SpaceX, но вместе с тем утратил контроль над ситуацией в ней же. Сможет ли он быстро восстановить контроль над происходящим в SpaceX и пошатнувшееся лидерство США в космосе или на лидирующие позиции выйдет Китай, покажет время. Нам же остается только с большим интересом наблюдать за разворачивающимися событиями.
Денис Альбин,
главный редактор журнала «Всё о космосе»