Энциклопедия невымышленных существ. Вольные мысли о длинном списке «Просветителя»

Александр Беляев
Александр Беляев

Книги, представленные в лонг-листе премии «Просветитель», можно условно разбить на категории самыми разными способами. Разбиение это, или, если угодно, классификация, сама по себе может тяготеть к предельной строгости (в перспективе — «душнильство»), а может быть примерной, приблизительной, то есть грубой, отражающей самые очевидные, бросающиеся в глаза, а то и вопиющие признаки и черты. Где-то между этими крайностями я бы расположил то, что мне представляется целесообразным для дальнейшего краткого разговора.

Итак, первая категория: добротные, качественные исследования. Книги, написанные практикующими учеными или просветителями, потратившими если не всю жизнь, то значимый ее массив на изучение и освоение той или иной области. Сюда относятся книги как естественные («Этюды о частицах»), так и гуманитарные («Император святой Руси»). Это книги серьезные, сложные, не всякий осилит. Чтобы такое осилить, нужно постараться, потратить силы и время.

Вторая категория — антипод первой: книги совсем слабые, наивные, написанные молодыми авторами без серьезных научных амбиций и претензий («Мыслить как японец»). В силу отсутствия академической культуры (или принципиального нежелания играть по правилам академии) здесь научное заменяется наукообразным, масса голословных восклицаний, так называемого личного взгляда и штампов типа «Возможно, это побудит вас задать себе важные вопросы. Подумайте: откуда мы пришли? Куда мы идем? Зачем мы здесь?». Это детский лепет. Тут осиливать нечего. Единственная прелесть таких книг, вероятно, в том, что они легко способны потешить самолюбие неофита: надо же, я прочел книжку, где встречается понятие «культурный код», и всё понял. Наши поздравления, идем дальше.

Третья категория: внезапный олдтаймер. Всего один представитель — Икскюль, «Путешествие в окружающие миры животных и людей» (1934). Прекрасный и по-своему обаятельный пример научного поиска и в основном научного тупика. Поцеловать и на полку.

Четвертая категория: поэтология разной степени погружения за авторством лингвистов и филологов («Смех без причины», «Неоавангард в русскоязычной поэзии», «Полка: история русской поэзии»). Такие книги важны и необходимы хотя бы затем, что они фиксируют и консервируют важные события в мире поэзии. Сами стихи, представленные в книгах, читать, как правило, интереснее, чем то, что вокруг и о них. Назовем такие труды ритуальными культурными практиками и пойдем дальше.

Пятая категория: птицы. «Ворон» и «Птицы-рыболовы». Или иначе. Пятая категория: о мировой визуальной культуре без напряга и по верхам («Ворон», «Современное искусство. Модернизм» и прочее бесконечно страдающее средневековье). Тут обитают конъюнктурщики со стажем. Книжки для листания. Умберто Эко и Ящик Пандоры инкорпорейтед. Немного скучновато и ни о чем. Исследования нет и не предполагается, и я даже как-то сам забыл о том, что этот критерий в принципе применим ко всему массиву номинируемого товара.

Карл Шпитцвег. Книжный червь. Ок. 1850 года
Карл Шпитцвег. Книжный червь. Ок. 1850 года

Очевидно, что изначальная попытка классификации стремительно приобретает черты китайской энциклопедии, воспетой Борхесом и вслед за ним Фуко. Дурной пример заразителен, шутка стала нормой письма. Определения «научный» и «просветительский», если исходить из номинированного и вошедшего в лонг-лист, всё менее определены. Либеральная позиция, заимствованная из Мао: «пусть растут сто цветов». Критическая позиция («санитар леса»): нет, ну так нельзя, это же просто смешно. Гнать в шею, выпороть на конюшне.

По итогам даже такого беглого и краткого обзора я уже испытываю, честно говоря, весь спектр возможных эмоций и не хочу примыкать ни к одному из лагерей, не хочу вообще выступать с позиции эксперта, тем более, что таковым я и не являюсь, я просто вовлеченный, заинтересованный читатель, болеющий за хорошее дело. А под хорошим делом я понимаю такие книги, которые хочется читать. А читать хочется не симулятивную халтуру и конъюнктурную повесточку, а живое интеллектуальное приключение. Ощущение последнего, если оно есть в книге, как правило, не проспишь.

С одной стороны, не хочется старческого нытья и брюзжания, но с другой — особенно среди торжествующего благоглупостного квиетизма — почему бы не отдать дань этой традиционной и заслуженной форме безапелляционного высказывания? Популяризаторство, коммерциализация, обойма и истеблишмент портят автора и снижают планку, это всё очевиднее с каждым годом, достаточно вспомнить смачный кейс Аси Казанцевой*. Тема имеем развитие. Вполне грамотный биолог Дубынин впадает в дискурс «вкусняшки-печеньки». Книга «Всё о груди», даже если и написана специалистом в своей области (не писательсткой-популяризаторской), всё равно вызывает в первую очередь предсказуемую реакцию «тема сисек раскрыта». Дань отдана, продолжаем китайскую энциклопедию…

…Девятнадцатая категория: книга про птичек с хорошими картинками. Двадцать пятая категория: книги, в которых я ни бельмеса не смыслю, никогда не открою, но, вероятно, они представляют свою ценность. Сорок первая категория: книги, которые приятно пахнут. Сто семнадцатая категория: книги с богатой цветовой палитрой. И сто восемнадцатая: книги с хорошим звуком. Именно эти две мне приглянулись, честно говоря, больше всего. Вероятно, общая усталость от интеллектуального или даже псевдоинтеллектуального нон-фикшн всё же сказывается.

Итак, я голосую за «Мелодию» и за «Китайские краски».

Александр Беляев,
Институт классического Востока и античности НИУ ВШЭ

От редакции: Напоминаем, что мнение автора носит субъективный характер и может не совпадать с мнением редакции ТрВ-Наука

* 12 апреля 2024 года Министерство юстиции РФ объявило Асю Казанцеву «иностранным агентом».

Подписаться
Уведомление о
guest

0 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...