NASA готовит запуск нового инфракрасного телескопа

На 9 декабря 2009 г. агентством NASA намечен запуск нового космического телескопа WISE (Wide-field Infrared Survey Explorer, http://wise.ssl.berkeley.edu/), который будет работать в инфракрасном диапазоне и позволит разглядеть тусклые, удаленные и скрытые пылью космические объекты, которые до сих пор были недоступны для изучения. Как ожидается, с помощью WISE удастся выявить сотни тысяч небольших астероидов, остающихся незамеченными в Солнечной системе (в том числе и потенциально опасных в околоземном пространстве), и миллионы трудноуловимых звезд и галактик в дальнем космосе.

Запуск аппарата на околоземную орбиту планируется осуществить с помощью ракетоносителя Delta 2 с базы ВВС США Ван-денберг в Калифорнии. Стоимость проекта составит 320 млн долларов.

Основную часть телескопа займет цистерна, заполненная жидким водородом. Глубокое охлаждение (до 7 кельвинов) должно избавить инструменты от теплового шума. Специалисты уверяют, что детекторы нового телескопа окажутся примерно в 500 раз чувствительнее, чем приборы последней миссии по инфракрасному обзору неба (IRAS – Infrared Astronomical Satellite), осуществленной в 1983 г. совместными усилиями NASA, Великобритании и Голландии. За шесть месяцев будет проведен полный обзор всего неба, и если ресурс замороженного водорода после этого не будет исчерпан, то сканирование пойдет по второму кругу, что позволит отследить изменения среди изучаемых объектов.

Среди объектов, которые увидит WISE, исследователи надеются найти множество коричневых (или бурых) карликов – «неудавшихся звезд», масса которых недостаточна для того, чтобы зажечь внутри себя термоядерные реакции слияния из ядер водорода гелия. Такие объекты могут быть совершенно невидимы в оптическом диапазоне, но при этом испускать инфракрасные лучи. Считается, что количество коричневых карликов значительно превышает число привычных нам видимых звезд, и некоторые из них могут даже располагаться к Земле ближе, чем ближайшая известная на сегодняшний день звезда – Проксима Центавра (около 4 световых лет).

Инфракрасное излучение способно пробиваться сквозь плотную пылевую завесу, и это позволит WISE изучить еще и такой интересный класс объектов, как ультралюминесцентные инфракрасные галактики (ultraluminous infrared galaxies или ULIRGs), считающиеся гигантскими инкубаторами новых звезд.

(по материалам NASA)