Россия потеряла научный спутник

Среди главных событий 2009 г. (Международного года астрономии), о которых можно прочесть на страницах 10-11 нынешнего номера осталось не отмеченным одно событие, которого лучше бы не было. Судя по всему, Россия потеряла свой единственный научный спутник, аппарат для изучения солнца «Коронас-Фотон».

Спутник стартовал 30 января 2009 г. и был рассчитан на три года работы. На нем было установлено несколько комплексов научной аппаратуры. Они должны изучать гамма-, рентгеновское и ультрафиолетовое излучение Солнца, нейтронные потоки от него, магнитное поле Земли и космические лучи.

Россия потеряла научный спутник

10 месяцев прибор исправно работал, передавая ценную информацию на Землю. Однако в декабре связь с аппаратом прервалась. 1 декабря из-за недостатка питания отключили всю научную аппаратуру, а 10 дней спустя с аппаратом вообще пропала связь. По официальной версии, это случилось из-за недооценки ресурса аккумуляторов, которые обеспечивали энергией космическую платформу «Метеор-3М» во время нахождения спутника в земной тени.

По мнению заместителя главного конструктора ОАО «НИИ точных приборов» Юрия Галантерника, высказанного «Газете.Ру», просто «халтурить не надо». По его словам, в Роскосмосе часто пытались настаивать на сокращении проверок надежности всех узлов аппарата.

Роскосмос еще не признал потери спутника, но, по словам специалистов, имеющих отношение к проекту, шансы на восстановление контроля над аппаратом очень малы.

А.П.