Дело физика Данилова: 13 лет за непреступное намерение?

Дело физика Данилова: 13 лет за непреступное намерение?
Валентин Данилов

В июле 2010 г., после 11 лет заключения, Указом Президента РФ был помилован и освобожден от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы бывший сотрудник Института США и Канады Игорь Сутягин, осужденный в 2004 г. по обвинению в государственной измене в форме шпионажа. Об этом деле «Троицкий вариант» рассказывал в №50 за 2010 г. Но в тюрьме по-прежнему остаются директор Теплоцентра Красноярского технического университета Валентин Данилов, работники ЦНИИМАШ-Экспорт Игорь Решетин, Александр Рожкин, Сергей Бизир и Михаил Иванов, сотрудник Института физики твердого тела РАН Иван Петьков и другие ученые. Все эти люди тоже, как и Игорь Сутягин, стали жертвами шпиономании, охватившей российские спецслужбы.

Однако подавляющая часть общества либо не знает о таком положении вещей, либо фактически смирилась с ним. Это обусловлено помимо прочего тем, что ученые-«шпионы» оказались вне поля зрения абсолютного большинства средств массовой информации. Журналистам нужен так называемый «информационный повод» для публикации. А долгие годы, в течение которых в колониях находятся ученые, осужденные на основании вызывающих множественные вопросы доказательств, не интересны СМИ.

«Троицкий вариант» попытается хотя бы частично восполнить черную дыру умолчания вокруг данной темы.

В этой публикации мы расскажем о деле Валентина Данилова — еще одного, после Игоря Сутягина, «долгожителя» за решеткой. Физик из Красноярска, к.ф.-м.н., директор Теплоцентра Красноярского технического университета в 2004 г. был признан виновным в передаче Китаю материалов, содержащих государственную тайну, касающихся системы защиты российских космических аппаратов от солнечного излучения, и осужден на 14 лет лишения свободы.

Валентин Владимирович Данилов, родившийся в 1948 г. в Красноярске, — признанный специалист в области физики плазмы. Работы этого незаурядного ученого, в частности, позволили продлить жизнь космической станции «Мир».

В 1999 г. Красноярский технический университет подписал с Всекитайской экспортно-импортной компанией точного машиностроения контракт на изготовление испытательного стенда для моделирования воздействия космического пространства на искусственные спутники Земли и на разработку программного обеспечения такого моделирования. Экономическая ситуация в России тогда была непростая, денег государству на финансирование бедствующей фундаментальной науки катастрофически не хватало. Между тем контракт с китайцами обещал принести университету около трети миллиона долларов.

16 февраля 2001 г. Валентин Данилов был арестован. Прокуратура и УФСБ по Красноярскому краю предъявили ему обвинение по статьям 275 («государственная измена») и 159 («мошенничество») УК РФ. Якобы ученый не только занимался шпионажем в пользу Китая, но и присвоил себе 446 тыс. руб.

В свою очередь Валентин Данилов оба обвинения решительно отвергает. Так, деньги, по его словам, пошли на оплату услуг поставщиков.

В этой ситуации особое внимание обращают на себя три момента. Во-первых, контракт с китайской фирмой заключал не персонально В. Данилов, а Красноярский технический университет. Во-вторых, это было сделано с согласия (ни много-ни мало!) Федеральной службы безопасности РФ, с которой всегда координируются такого рода сделки. В-третьих, ученый написал только согласованное с китайской стороной трехстраничное техническое задание. Это декларация о намерениях, обещание проделать некую работу. Валентин Данилов не успел приступить к ее выполнению, реализовывать что-либо из намеченного. Но уже стал «шпионом».

Слушания по уголовному делу Валентина Данилова в Красноярском краевом суде проходили в закрытом режиме. В сентябре 2002 г. ученый был освобожден из-под стражи под подписку о невыезде. 29 декабря 2003 г. суд присяжных оправдал Валентина по всем пунктам обвинения.

Однако уже в июне 2004 г. оправдательный приговор был отменен, а дело было направлено на новое рассмотрение. 5 ноября 2004 г. все 12 присяжных признали Валентина Данилова виновным по всем пунктам обвинения.

Суд не принял во внимание заключения экспертов со стороны защиты о том, что материалы, переданные В. Даниловым китайским партнерам, не были секретными. Ведущие российские ученые-физики, среди которых лауреат Нобелевской премии, академик РАН Виталий Гинзбург и академик РАН Юрий Рыжов, не раз заявляли, что в исследованиях Валентина Данилова не было ничего секретного. Использованные им данные давно были опубликованы в открытых источниках.

Интересны фигуры экспертов, назначенных гособвинением, чьи выводы легли в основу приговора. Один из них имел образование Института физической культуры (!). Двое других — сотрудники МГТУ им. Баумана Сычев и Панин, которые также выступали экспертами в деле профессора Анатолия Бабкина. В одном случае рассматривался вопрос об электризации спутников, а в другом — движение подводного аппарата в газовой каверне. Выходит, данные эксперты одинаково «сведущи» в обоих этих очень разных сферах научного знания.

Академик Юрий Рыжов и Эрнст Черный, ответственный секретарь Общественного комитета защиты ученых (организации, на протяжении многих лет помогающей невинно осужденным), в одном из интервью автору этих строк, давая оценку делу Валентина Данилова, рассказали о примечательном факте. Экспертов стороны обвинения никто из научного сообщества ни в Красноярске, ни в Москве не знал. Между тем, как заметил академик Рыжов, «в проблему, которой занимался Данилов, посвящен только узкий круг специалистов, все друг с другом так или иначе общаются».

10 ноября 2004 г. Валентина Данилова арестовали в зале суда. Основанием для этого послужила беседа физика с репортером. Прокуратура сочла, что таким образом Валентин продолжает свою преступную деятельность и распространяет сведения, относящиеся к государственной тайне.

18 ноября 2004 г. гособвинитель потребовал назначить ученому наказание в виде 17-летнего лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. 24 ноября 2004 г. судья Афанасьев приговорил Валентина Данилова к 14 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Кроме того, он обязал осужденного выплатить Красноярскому теплофизическому центру 466 тыс. руб. 2 9 июня 2005 г. Верховный Суд РФ сократил Валентину Данилову срок наказания до 13 лет. 11 августа ученый был этапирован в колонию ИТК-17 поблизости от Красноярска, а впоследствии — в колонию в Уярском районе Красноярского края.

Защита Валентина Данилова подала жалобу на несправедливое судебное разбирательство в Европейский Суд по правам человека, которая в настоящее время ожидает своего рассмотрения.

В апреле и в октябре 2007 г. ПАСЕ рассмотрела проблему российских ученых-«шпионов». И дважды принимались жесткие резолюции с требованием освобождения незаконно осужденных.

Сам Валентин Данилов в 2007 г. направил на имя Президента России прошение о помиловании. Этот шаг был предпринят в связи с тем, что состояние здоровья ученого, как опасаются его родные, может не позволить ему до конца срока переносить суровые лагерные условия. Еще во время предварительного следствия медики диагностировали у Валентина Данилова ишемическую болезнь сердца и предынфарктное состояние.

Помиловать физика также просили известные правозащитники, политики, ученые, деятели культуры. Однако это прошение было отклонено. Основанием послужил тот факт, что Валентин Данилов так и не признал свою вину, а значит, не «исправился».

Эрнст Черный считает, что приговор В. Данилову, равно как и остальным ученым-«шпионам», свидетельствует о неподконтрольности отечественных спецслужб другим государственным структурам и обществу. Он убежден, что нормальная прокуратура не стала бы даже утверждать такое обвинительное заключение, которое следователи составили против Валентина Данилова. Дело Данилова правозащитник называет «глупостью».

Эту точку зрения разделяет и ученый-физик Оскар Кайбышев, сам несправедливо обвиненный ФСБ в шпионаже и получивший условный срок. По мнению О. Кайбышева, высказанному на одной из пресс-конференций, ФСБ встала «над государством и над всем остальным».

Такое положение вещей лишает наших сограждан какой-либо надежды на независимое правосудие.

Анализируя мотивы преследования ученых российскими спецслужбами, Эрнст Черный приходит к выводу, что важнейший из них — коммерческий. Характерный пример — дело вышеупомянутого Оскара Кайбышева.

«Был великолепно работавший НИИ проблем сверхпластичности металлов. И ФСБ, видимо, сочла, что там оборачиваются какие-то миллиарды. Теперь этот институт фактически разрушен, и разрушила его Федеральная служба безопасности», — с горечью констатировал правозащитник в том же интервью.

Руководство нашей страны постоянно заявляет о своей приверженности к демократическим ценностям, о необходимости модернизации, внедрения инновационных технологий. Уже всему миру известно об амбициозном проекте по созданию ультрасовременного научного центра в Сколково. Однако настоящая демократия и настоящая наука начинаются с соблюдения прав граждан, в том числе ученых. Осужденные по сфабрикованным ФСБ уголовным делам должны выйти на свободу.

Ведь в Сколково и в сталинские «шарашки» ведут разные пути.

Вера Васильева,
судебный репортер,
корреспондент интернет-портала
«Права человека в России» (
HRO.org),
специально для ТрВ