Начало года ознаменовалось для МГУ инфраструктурными изменениями, в том числе введением новой системы организации закупок, которая существенно усложняет работу научных подразделений, а в некоторых случаях делает ее практически невозможной. Но университетские ученые не сидят сложа руки, а начали сбор подписей под письмом протеста к ректору. ТрВ-Наука публикует Открытое письмо инициативной группы, которое получило сегодня и форму подписного листа (см. ниже), который можно отправлять координатору Марии Логачевой на адрес maria.log@gmail.com
Глубокоуважаемый Виктор Антонович!
По словам президента Российской Федерации Д.А. Медведева, «благополучие России в относительно недалеком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать молодежь в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности». Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова на протяжении долгого времени является лидером естественнонаучного и математического образования в Российской Федерации. Выпускники МГУ успешно работают в лабораториях России и зарубежных стран, являются авторами публикаций в ведущих мировых журналах, лауреатами многих престижных международных премий. Традиционно высокое качество подготовки достигалось не только высоким уровнем преподавания, но и, прежде всего, за счет вовлечения студентов в проводимые в Университете научные исследования с самых ранних этапов обучения. Благодаря присвоению Университету особого статуса в 2010 году стало возможным принятие перспективной Программы развития МГУ до 2020 года, которая ставит перед Университетом широкий круг задач по развитию научно-образовательного потенциала и внедрению инноваций. Одним из заявленных в Программе приоритетов являются поддержание и развитие высокого уровня научных исследований. Поставлены задачи достижения высоких показателей научного процесса и высокой вовлеченности в него студентов. Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин отмечал: «Я очень рассчитываю на то, что Университет, как это было и в прежние времена, внесет существенный вклад и в развитие научных исследований».
В связи с необходимостью быстрого и динамичного развития, большую тревогу вызывают происходящие инфраструктурные изменения, окончательная реализация которых приведет не только к невозможности выполнения поставленных в Программе задач, но даже к существенному снижению существующего уровня образовательного процесса и научно-исследовательских работ. Одной из основных проблем является вводимая в настоящее время система организации закупок МГУ, которая не только требует чрезмерно детального и долгосрочного планирования, но и сильно замедляет процесс обеспечения необходимыми товарами и услугами и во многих случаях делает невозможным контроль их качества.
Выстраиваемая система закупок, основанная на долгосрочном планировании, практически полностью препятствует проведению экспериментальных поисковых научно-исследовательских работ в таких дисциплинах, как биология, химия, физика, биомедицина и др. При проведении таких исследований во многих случаях потребность в расходных материалах определяется результатом предыдущего этапа эксперимента и не может быть предсказана заранее. В настоящее время основные задержки касаются расходных материалов, поставляемых из-за рубежа, и часто составляют более 3 месяцев, что уже ставит исследователей МГУ в неравное положение по сравнению с зарубежными коллегами. Создаваемая в настоящее время система закупок не только приведет к увеличению этого срока, но и вызовет существенные задержки в поставке расходных материалов отечественного производства. Это, в свою очередь, приведет к еще большему увеличению перебоев в экспериментальной работе. Кроме проблем с поставкой расходных материалов, вводимые изменения существенно замедлят предоставление таких необходимых любому подразделению услуг, как ремонт оборудования, поломки которого невозможно спланировать заранее.
Меры по контролю расходования, безусловно, являются необходимыми для предотвращения нецелевого использования и незаконных сборов с выделенных на проведение научных исследований средств, особенно когда речь идет о средствах, выделяемых напрямую бюджетом. Однако существенная часть исследований, проводимых в МГУ, выполняется за счет средств, выделяемых по открытым конкурсам, таких как РФФИ, РГНФ, Минобрнауки РФ (гранты Президента РФ для поддержки ведущих научных школ, молодых кандидатов и докторов наук, конкурсы по программе ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы»), некоторые частные фонды (например, фонд «Династия»). В соответствии с программой развития МГУ доля таких средств должна существенно возрасти.
Условия получения конкурсного финансирования, сроки и тематики выполняемых работ, а также выделяемые различными организациями суммы финансирования различны, однако они объединены рядом общих принципов. Выделение денег происходит по результатам комплексной экспертной оценки, причем важнейшую роль в решении экспертов играют научные показатели авторов заявки (число и качество публикаций, научное руководство студентами и аспирантами, активность участия в общероссийских и международных конференциях и т.д.). По результатам работы в финансирующую организацию предоставляется отчет. Отчет подвергается экспертизе, и по результатам ее принимается решение о целесообразности продолжения финансирования на следующий год. При экспертизе отчета принимаются во внимание те же показатели, что и при оценке заявки — прежде всего качество и количество статей, патентов и других результатов научной деятельности. Высокие показатели научной деятельности сами по себе свидетельствуют о целевом и эффективном расходовании выделенных средств.
В то же время даже самый строгий учет расходования средств не гарантирует получение результата, значимого с научной и практической точек зрения, а зачастую снижает вероятность его получения. Прежде всего это связано с оптимизацией закупок расходных материалов при помощи тендеров по стоимости, а не по пригодности для проведения тех или иных работ. Во многих случаях материалы различных производителей, обладающие формально сходными характеристиками, различаются параметрами, которые не могут быть включены в конкурсную документацию. В связи с этим по результатам конкурсных процедур производится закупка более дешевой продукции, которая часто оказывается не пригодна для проводимых исследований. Это ситуация усугубляется тем, что стоимость реактивов, производимых за рубежом, существенно возрастает при их продаже в России (часто более чем на 100% от цены в США и 70% от европейских цен), в то время как относительно дешевые формальные аналоги, производимые в России, часто не могут быть использованы в силу низкого качества. Ситуацию не исправляет разрешение на покупку без проведения конкурсных процедур на сумму до 100 тысяч рублей по каждой позиции «Номенклатуры продукции для государственных и муниципальных нужд», так как при подробнейшей росписи отдельных позиций по номенклатуре, позиции, относящиеся к научной работе, практически не представлены. Так, например, объединена в один класс такая разнородная категория, как «ферменты», включающая десятки тысяч наименований, и т.д. Но даже введение в «Перечень» более детального описания соответствующих групп не повлияет на проведение закупок в организации такого размера, как Московский университет.
Следует также отметить, что подготовка документации для проведения аукционов и запросов котировок, а также переговоры с поставщиками для формирования предварительного списка закупок, не входят в служебные обязанности преподавателей и научных сотрудников, и их исполнение приводит к нецелевой трате времени высококвалифицированными научными и педагогическими кадрами.
Таким образом, выстраиваемая система закупок в МГУ приведет как к увеличению сроков поставки материалов для научных исследований, так и к ограничению возможности их выбора. Наиболее сильно это затруднит ограниченные по времени работы, такие как выполнение курсовых и дипломных работ, работ стажеров, а также работ, проводимых на основе конкурсного финансирования и требующих регулярных научных отчетов. В свою очередь это приведет к падению качества образования и научной работы и увеличению отставания от ведущих мировых держав.
В связи с вышеизложенным считаем необходимым в кратчайшие сроки изыскать возможность осуществления закупок в МГУ по конкурсным внебюджетным проектам по решению руководителей проектов, без проведения дополнительных согласований и конкурсных процедур. Одним из способов сделать это является индивидуальная учетная политика, успешно применявшаяся ранее для этих целей в ряде подразделений МГУ. На то время, пока это не сделано, просим обязать сотрудников и руководителей материально-технических подразделений (отдел по закупкам, бухгалтерия, планово-финансовый отдел и т.п.) оказывать руководителям проектов максимально возможное содействие в подготовке любых видов документации без перекладывания своих обязанностей на преподавателей и научных сотрудников. Сохранение текущего положения приведет не только к резкому ухудшению качества учебно-научного процесса, но и послужит причиной для срыва обязательств по многим проектам.
Кроме этого, предлагаем создать рабочую группу из активно работающих исследователей, максимально полно представляющую различные конкурсные программы (РФФИ, РГНФ, гранты президента, лоты Министерства образования и науки по фЦп «Кадры» и «Исследования и разработки» и т.д.), и просим обеспечить ей организационную поддержку соответствующих подразделений, включая юридический отдел, с целью разработки и внесения в Государственную Думу РФ предложения о дополнениях в законодательство, ставящих под контроль руководителя расход средств, полученных на конкурсной основе для научно-исследовательских работ.
Фамилия, имя, отчество | Факультет (институт)/ кафедра (отдел) | Должность | Ученая степень, ученое звание | Руководство грантами и другими научными проектами |