Продолжение (начало в ТрВ-Н № 3 (72) от 15.02.2011 г.)
Нет повести печальнее на свете,
чем повесть о нечитаной газете.
Часть 2. За деньги
Подписка тоже виделась нам в розовом свете. Может, потому, что большая часть редакции родом из СССР, когда для каждого приличного человека выписывать на дом три-четыре издания было правилом хорошего тона. Притом что по большому счету все газеты писали об одном и том же… Зато они появлялись аккурат каждое утро в твоем почтовом ящике без каких-либо проблем, а потеря одного экземпляра становилась ЧП. И наиболее настойчивые всегда могли прогуляться до родного отделения связи и востребовать замену. И заменяли же! На почте для этого всегда имелись запасные экземпляры.
Конечно, нарекания на работу почты были и тогда, но почему-то именно система доставки бумажной корреспонденции наиболее прочно застряла даже не в прошлом,а в позапрошлом веке. Утверждаю из личного опыта: скорость доставки писем сейчас примерно такая же, как в дореволюционной России. Нет, безусловно, можно оформить какой-нибудь супер-пупер экспресс-тариф. Но в первую очередь супер-пупер он будет по тарифу, а не по экспрессу…
К нашим конкретным баранам. Подписку мы планировали развивать в трех направлениях: по России в целом; в том городе, где находится издательство (и который, собственно, дал название газете), и, наконец, так называемая, корпоративная подписка — по тем точкам, где имеется максимальная концентрация целевой аудитории. Понятно, что речь идет о НИИ и вузах. Увы и ах! Планы корпоративной подписки благополучно выродились в систему БЕСПЛАТНОГО распространения. Платить нам деньги практически никто не торопился. С некоторыми усилиями, благодаря личным связям подписать удалось два (!) института. Наверно, мы и сами плохо работаем и недостаточно убедительны в продвижение бренда, но.
Характерный пример. Выходит очередной номер ТрВ-Н с хорошей-хорошей статьей, посвященной институту в целом или его руководителю. На второй-третий день в редакции раздается звонок — нельзя ли у вас ПОЛУЧИТЬ 30-40 газет (а бывает, просят сразу пачку в 200 экземпляров), вы там про нас замечательно написали. Заметьте, ПРОДАТЬ не предлагают, хотя газета, даже одна, денег стоит. Ну ладно, мы почти не зарабатываем на продаже и подписке, функционируем благодаря поддержке небезразличных людей и организаций. Поэтому соглашаемся снабдить наших героев комплектом газет. Но при этом уже совершенно не стесняемся предложить институту на нее подписаться-ведь газета «необычная, интересная и пишет на глубоко волнующие темы», как говорит сам проситель. Но почему-то особого энтузиазма предложение о подписке не вызывает. Нет, полного отлупа сходу интеллигентно не происходит, но начинается «пережевывание жвачки» на тему: да неплохо бы, а как это сделать, а нам не очень удобно так, а вам — так, хорошо бы этак, а по какой статье расходов это пойдет, но ладно (с некоторой даже экзальтацией) решим проблему, давайте счет — подпишемся на один (!) экземпляр. Весь институт!
Впрочем, 700 руб. тоже деньги, счет выставляется и… На этом в 90% случаев все и заканчивается. А подпишись процентов 20 от институтов, в изобилии разбросанных по Москве и области, каждый на 15-20 экземпляров, глядишь, и ТрВ-Н вписался бы в современные экономические реалии. И ведь не скажешь же, что люди не знают о нашей газете. Знают, читают, в основном хвалят, объявляют правильным изданием, отражающим чаяния научного сообщества, но — не подписываются!
В общем учреждение в лице своего бюрократического аппарата предлагает решать сотрудникам вопрос с подпиской самостоятельно: платим вам зарплату — вот и поддержите ваше любимое издание. И люди поддерживают! Но вот ведь очередная закавыка — хоть какие-то дивиденды приносит нам подписка только внутри г. Троицка. Себестоимость одного экземпляра газеты, по самым скромным подсчетам, — не менее 16 руб., плюс 3 руб. с нас милосердно берет Троицкое информагентство, разнося газеты по городским адресатам. Но даже в лучшие времена количество подписчиков в городе не превышает сотню. Так что суммарный «доход», обеспечиваемый местными любителями научной прессы, составляет целых 400 (четыреста) руб. с тиража. Можно жить!
Еще печальней ситуация для иногородних подписчиков. К реальной экономике она совсем уж не имеет никакого отношения. Но если полностью переложить стоимость подписки на плечи подписчиков, то их у нас попросту не останется.
Поэтому отдельное и дополнительное спасибо нашим спонсорам, которые не только позволяют функционировать редакции, но и удерживают и даже приумножают наших читателей.
Процесс организации рассылки по России прошел у нас несколько стадий. Сначала мы все делали сами, силами добровольцев в редакции. Покупали конверты и марки, клеили на конверты марки и лейблы с адресами, запихивали внутрь газеты и сдавали их на почте. Худо-бедно количество подписчиков росло. Рос и объем работы по подготовке рассылки. Сначала встала необходимость привлечь специальных, заточенных под это дело людей. С одной стороны, работа не слишком интеллектуальная (но меньше, чем по 10 руб. с конверта, на нее почему-то никто не соглашался), с другой — требующая скрупулезности и аккуратности. Увы, людям со стороны не составляло труда перепутать адреса, недоклеить марок, недоложить газет, послать два конверта в один адрес и т.д. Проконтролировать гастарбайтеров по ходу процесса было невозможно. А справедливые претензии подписчиков сыпались на редакцию.
Почта по мере сил участвовала в генерации проблем. Регулярно в отделении не находилось нужного для отправки тиража количества марок («на следующей неделе должны завезти, заходите»). Газеты, отправляемые простыми письмами, доходили до адресатов с вероятностью чуть более 90%. Регулярно конверты с газетами возвращались «за отсутствием адресата по указанному адресу». Адресат как на грех тут же звонил в редакцию в поисках своего любимого и зачастую единственно выписываемого издания. Наиболее грамотные и упорные читатели не звонили нам, а шли сразу на почту. Большая часть потерянных газет благополучно находилась в каком-нибудь из почтовых отделений, которых на нелегком пути газеты могло насчитываться до 5 штук. Не удивительно, что «езда на перекладных» приводит к тому, что даже без всяких потерь путь первого в этом году ТрВ-Н от Троицка до Новосибирска занял ровно 21 день.
Но это отнюдь не рекорд «черепашистости» почты — среди наших подписчиков (хвастаюсь!) глава Роснанотеха Анатолий Чубайс. От почты Троицка до офиса могучей госкорпорации 32 км. Письмо с газетой преодолело этот полный трудностей и опасностей маршрут за 18 дней, т.е., со средней скоростью 74 метра в час. В общем, устав бороться с недобросовестностью собственных случайных сотрудников, непредсказуемостью почты, с жалобами наших терпеливых поклонников, мы решили передать дело в крепкие руки профессионалов. О том, как сотрудничали с агентством «Роспечать» во благо наших подписчиков — в 3-й части моего повествования.
Илья Мирмов
P.S. Самая передовая российская корпорация подписана на 2 экз. «Троицкого варианта — Наука».