Миссия невыполнима?

Миссия невыполнима?
Рис. И. Кийко

Коррупция — одна из острейших рос­сийских проблем. В 2005 году, ког­да принимали Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на по­ставки товаров, выполнение работ, оказа­ние услуг для государственных и муници­пальных нужд», пытались создать четкий и прозрачный механизм закупок, перевести их на безоткатную технологию. Уже при об­суждении проекта закона отдельные науч­ные чиновники говорили, что предлагаемые правила не учитывают особенностей научной сферы, однако их доводы были отвергнуты на том основании, что расходы на науку составляют незначительную часть бюджета, поэтому не следует ломать из-за этого стройную систему.

Закон был принят, но недобросовестные чиновники приспособились к нему, более того, для них он оказался очень удобен как универсальное объяснение того, по­чему опять «не получилось». Соблюсти процедуру и развести руками: «К пугови­цам претензии есть? Пришиты насмерть, не оторвешь», — удобная формула для объяснения отсутствия нужного резуль­тата. В этом смысле показателен диалог вице-премьера Сергея Иванова с чинов­никами на коллегии Минтранса: «Я там выражал недовольство: когда же наконец вы перейдете на строительство дорог по контракту «жизненного цикла» — от проектирования до окончания срока жиз­ни дороги. Мне говорят: «Не можем, Сер­гей Борисович, закон не позволяет! Только на год» Вот отсюда у нас все проблемы с ямами, ремонтом, с жуликами, специаль­ными материалами…» И, действительно, мы хорошо помним, что до принятия за­кона 94-ФЗ не было проблем ни с ямами, ни с ремонтом, ни с жуликами… Миссия по созданию честной системы закупок оказалась невыполнима.

Зато во многих сферах жизни, особенно — связанных со сложным, творческим трудом, правила, рассчитанные на закупку муки и цемента, стали колоссальной головной бо­лью для тех, кто честно пытается делать дело. Будь то рядовые сотрудники, руководители учреждений или чиновники. Миссия также оказывается невыполнима. Потому о необ­ходимости изменения закона 94-ФЗ гово­рят очень много и на разных уровнях — с самого низа до самого верха.

Предлагаются конкретные поправки, по­являются и достаточно глобальные проек­ты по изменению системы закупок, подразумевающие, что недостаточно прописать процедуру проведения закупок, нужно еще и понять осмысленность этих заку­пок и проконтролировать результат. Та­ков разработанный Минэкономразвития проект закона о федеральной контракт­ной системе. Он вызвал бурные дебаты: известный борец с коррупцией Алексей Навальный назвал его проектом в под­держку коррупции.

Аргументы сторонников сохранения за­кона о госзакупках и сторонников суще­ственного изменения системы в очередной раз прозвучали на состоявшейся в Выс­шей школе экономики публичной дискус­сии Алексея Навального и Ярослава Кузьминова. Кузьминов приводил множество примеров того, как из-за требований за­кона не удается нормально сделать дело, говорил о неадекватности закона приме­нительно к творческому труду. Навальный отвечал, что при всех недостатках закон в целом свою функцию выполняет и по­зволяет быстро реагировать на конкрет­ные сомнительные конкурсы, отменять их итоги. А также говорил о том, что большин­ства проблем можно было бы избежать, грамотно составив конкурсную докумен­тацию и четко прописав все требования в техническом задании.

Возможно, это так, однако предполагать, что все чиновники достаточно компетент­ны и способны скрупулезно просчитать всё, составить конкурсную документацию так, что для жуликов не останется лазеек, не менее наивно, чем предполагать, что чи­новники честны и неподкупны. И возни­кает вопрос, что более весомо — реально сбереженные из-за расстановки бюрокра­тических рогаток средства или полезные результаты, которые могли быть получе­ны добросовестными исполнителями, если бы им не мешали эти рогатки.

Похоже на то, что колоссальные потери времени, сил и невозможность сделать дело по уму перевешивают экономию бюджет­ных средств. Во всяком случае, в области на­уки. Особенно острыми проблемы тут стали, когда была введена новая номенклатура то­варов и услуг. Несмотря на начало года, во многих крупных научных и образователь­ных организациях начался коллапс закупок; даже покупка копеечных реактивов оказы­вается невозможной без проведения дол­гих и муторных бюрократических процедур. Работа встает, молодые ученые собирают подписи под обращением к президенту, пы­таются доказать чиновникам, что без внесе­ния значительных изменений в 94-ФЗ нау­ка просто прикажет долго жить. Удастся ли им сделать правила игры более разумны­ми — неизвестно, но, похоже, кроме них, не­кому выполнить эту миссию. Если она вооб­ще выполнима.

Евгений Онищенко