Поводом к предложению издавать научный журнал для особой группы граждан послужила увиденная надпись на заборе Психоневрологического интерната № 30 города Москвы: «Псих – тоже человек» (см. фото). Я предлагаю расширить этот тезис.
Ниже речь пойдет не о традиционных пациентах специализированных медицинских учреждений или и не о стоящих на учете в психдиспансерах. Речь пойдет о так называемых «альтернативно одаренных людях», с которыми многим ученым приходится сталкиваться. Со своими проблемами они, почему-то идут не к доктору в диспансере, а к доктору, например, физико-математических наук, предлагая разделить свои восторги по поводу новой теории всего. Согласно закону «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» обследовать, ставить диагнозы и лечить человека принудительно нельзя. На учет и лечение поступают только те граждане, которые сами обратятся за помощью, или это сделают за них. Поэтому альтернативно одаренные люди живут среди нас, и их абсолютное большинство не лишено дееспособности. Однако даже недееспособные, по словам председателя Конституционного суда России В. Зорькина, должны иметь возможность публично высказывать свою позицию, конечно, в том числе и в вопросах науки.
Больше всего подобных людей среди творческих профессий. Ведь далеко не всякий способен полностью отдать свою жизнь любимой науке или искусству, отказавшись от иных радостей жизни. В качестве примера приводят художников Левитана, больного маниакально-депрессивным психозом (боялся, ненавидел и не писал людей), и Ван Гога, больного шизофренией (ел краски, отрезал себе ухо), композитора Моцарта (гипоманиакальный психоз), писателя Бальзака (истеричный психоз) и т.д. А сколько таких примеров можно найти среди физиков и математиков, составляющих ведущую часть группы риска!
Многие психиатры считают, что их следует называть не дураками, не неумными, а полоумными, так как их ограниченность и неполноценность в одном сочетается с гениальностью в другом. Это, по их мнению, оригинально мыслящие люди, которых мы только не понимаем. При изучении больных аутизмом и слабоумием, часто обладающих невероятными талантами, ученые определили ту часть мозга в левой височной доле, отключив которую можно дурака превратить в гения.
Научные идеи, высказываемые такими индивидуумами, могут быть весьма ценными для науки и техники и как достояние человечества должны бережно сохраняться, публиковаться и использоваться. Нильс Бор считал безумность идеи критерием её истинности: «Перед нами – безумная теория. Вопрос в том, достаточно ли она безумна, чтобы быть правильной». А Ирина Радунская назвала свою книгу о творениях великих ученых как «Безумные идеи» (М., Молодая гвардия, 1967). Кто ещё, как не безумец, может во всеуслышание говорить правду? Недаром цари держали при дворе юродивых.
У описываемой части человечества есть свой профессиональный праздник. За рубежом для ученых необычной умственной ориентации издаются специальные журналы (The Journal of Jocular Physics, Homeopathy и др.) и сборники (A Stress Analysis a Strapless Evening Gown). Ничего подобного нет в нашей стране. Были попытки издания сборников «ФЕНИД», «Журнала русской физической мысли», газеты «Не может быть». Однако без поддержки государства эти издания быстро угасли. Выходящий же вестник «Аномалия» трудно отнести к научным – он пишет в основном о контактах с инопланетянами и встречах со снежным человеком.
Свой научный журнал нестандартно мыслящие ученые должны рецензировать и редактировать сами – другие их не всегда поймут! Тогда их труды будут бесспорными, так как по новому критерию истинности, сформулированному председателем комиссии РАН по лженауке Э.П. Кругляковым в его труде «Ученые с большой дороги-3», истинно то, что опубликовано в рецензируемых журналах. В частности, труды по новой хронологии академика РАН Фоменко, сократившего историю человечества до нескольких веков, или академика РАН Н. Бехтеревой по исследованию души и моменту её отделения от бренного тела, после публикации в специализированном журнале не могли бы быть отнесенными к лженаучным даже главным борцом с лженаукой.
За безумные научные труды за рубежом ежегодно присваиваются почетные Игнобелевские премии. У нас же руководство страны доверило распределять премии академикам РАН. Это доверие они поняли по-своему и делят награды по очереди между собой без учета гениальности, т.е. безумности. Выделение Государственной премии России 2009 года А.М. Черепащуку, как академику РАН, за безумные путешествия между галактиками и во времени на черных дырах по кротовым норам можно считать исключениям из правила. А от международных премий наши истинные гении гордо отказываются (пример математика Перельмана).
Публикации в своем научном журнале позволят таким гражданам получать ученые степени и звания, в том числе и академиков. Если при Ломоносове считалось, что «Академия есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо науки знают, но и через некоторые инвесты оные совершать тщатся», то теперь говорят: «Ученым можешь ты не быть, но академиком — обязан». Звание академика у нас каждый больной может получить открыто и официально – российская демократия в этом деле достигла выдающихся результатов, обогнав весь мир. На выбор предлагается около 200 академий наук, на любой, даже самый изощренный вкус: Академия нового мышления, Академия иррациональной психологии, Академия энергоинформационных наук, Академия эниоинженеров России, Международная академия акмеологических наук, Евразийская академия жизни, Международная академия Меганауки, Международная академия исследований будущего, Международная академия психосуггестивных наук и т.д. и т.п. Если изобретаются вечные двигатели второго рода, то автору прямая дорога в Международную академию энергетических инверсий им. П.К. Ощепкова, где занимаются как раз этим. Ясновидцы (по-научному проскописты), конечно, выберут Международную академию проскопических наук им. М. Нострадамуса. Поскольку предсказатель будущего Нострадамус сам страдал эпилепсией (бред, галлюцинации), то тяжелые психические заболевания не являются помехой для членства академии его имени. Академия проводит съезды «Космоэнергетика и другие методы исцеления», так что в ней можно и подлечиться.
Если кому-то видятся инопланетяне на летающих тарелках, то самой подходящей для него будет Академия информациологической и прикладной уфологии при ООН (АИПУФО), президентом которой является В.А. Ажажа – действительный член Российской академии естественных наук и Международной академии информатизации, доктор философских наук, профессор. При АИПУФО есть ИПР – институт послеконтактной реабилитации, а при нём – клиника для лечения академиков от психических недугов. Президент считает, что тысячи человек, которые входили в контакт с пришельцами из иных миров, психически больны не изначально, а становятся такими после контакта. В книге «НЛО. Реальность и воздействие» (М., РИПОЛ классик, 2008) Ажажа сообщает, что только за пять лет в клинике послеконтактной реабилитации вылечилось «и вернулось в социум» 2,5 тыс. «контактантов». Дай Бог, чтобы вылечились не все – иначе следить за пришельцами, превратившими «человечество в свой резерват», будет некому!
А что делать тем, кто не смог подобрать академию по своей ориентации, например, у него тяга походить по крышам домов в лунную ночь? Тогда он сам открывает академию наук лунатиков, автоматически становясь её президентом.
Необходимость специального российского издания для альтернативно мыслящих вытекает не только из конституционного права выражения ими своих мыслей, но и для избавления обычных изданий от необычных публикаций. Сейчас лженаучные статьи публикуются в общих журналах, неоправданно увеличивая их объем. Они сбивают с толку незрелых ученых и заводят науку в тупик. Публикации же в специальных изданиях для психически нездоровых ученых как минимум настораживали бы читателя. Редакции обычных изданий получили бы право перебрасывать необычные статьи в альтернативные издания. Так, перенос статей профессора Мулдашева и журналиста С. Кашницкого из газеты «Аргументы и факты» в специализированную газету уберег бы от психических расстройств тысячи здоровых граждан. Из центрального телевидения были бы вынесены на спецканалы (например, РЕН) сообщения типа: Алексей Грядущий, посоветовавшись с инопланетянами, предложил метод наращивания груди Марине Козловой, в результате чего грудь нулевого размера приобрела второй размер и продолжает расти (10.01.2011).
А сколько радости приносил бы выход очередного номера журнала скучающим жителям психиатрических лечебных заведений! Началось бы бурное обсуждение статей, писались критические замечания, предложения в правительство о скорейшем внедрении. Почувствовав интерес к жизни, больной легче бы выздоравливал. Роль медперсонала свелась бы лишь к переводу дискуссий в мирные рамки.
В качестве поощрения «альтернативщиков» можно было бы отправлять в путешествия по Вселенной. Для начинающих, которым трудно сразу освоить метод академика Черепащука перелета в пространстве и времени по кротовым норам, можно бы использовать метод, предложенный президентом Международной академии информатизации академиком И.И. Юзвишиным и рекомендованный для студентов вузов: «Человек (йог), погружаясь в глубокомысленный процесс, как бы дематериализуется, превращаясь в информационно-идеальный потенциал всего информационно-сотового пространства и передвигаясь по последнему (со скоростью мысли) в иные миры, тем самым овладевает тайнами других планет и сред Вселенной» (Основы информациологии. М., 2000, с. 231). Метод Юзвишина не требует сложных технических средств и может реализовываться прямо в палате. А сколько ценной информации принесли бы нам доныне бесполезные больные из таких путешествий!
Привлечение новой, потенциально наиболее гениальной части общества к творческой деятельности дало бы резкий скачок науке и технике. Новые гении сразу же поймали бы снежного человека и лох-несское чудовище, а инопланетян сделали нашими слугами. Нет сомнения, что и без Большого адронного коллайдера они откроют частицы Хиггса, классические, дираковское и реликтовые магнитные монополи, кварки и глюоны. Они не только установят точное число дополнительных измерений пространства, но и раскрутят те из них, которые свернулись маленькими колечками. Вновь созданные гении дадут нам неограниченную бесплатную и экологически чистую энергию вечных двигателей первого и второго рода и установят их во всех домах и на машинах. Лечиться от всех болезней будем чистой водой, структурированной под конкретное заболевание.
Предлагаемые альтернативные издания стали бы не только отдушиной для описываемого контингента. Она заставили бы обычных ученых задуматься о том, а не больше ли подходит их труд для специализированного журнала.
Для уменьшения затрат на внедрение нашего предложения имеет смысл к специализированным отнести выходящие сейчас научные издания, а истинно научные открыть заново. Число последних большим не будет.