В конце июля в блогосфере активно обсуждались цитаты из «Каталога объектов научно-образовательной инфраструктуры», изданного в рамках Программы развития МГУ [1].Там можно было придираться к выражениям «рассеяние РФФИ» или «скамья с патентом», но жемчужиной стал отрывок про гипомагнитную камеру,установленную в НИИЯФ МГУ.
Читатель каталога мог узнать, что после кратковременного пребывания в камере «у большинства людей обостряется память, усиливаются экстрасенсорные способности» и что в результате проведенных экспериментов «были получены уникальные данные о реальных проявлениях дистанционных взаимодействий между клетками, человеком и клеткой, человеком и растением, а также о закономерностях трансперсональных дистанционно-информационных связей между людьми».
Разумеется, блогеры не на шутку встревожились по поводу исследований, проводимых в НИИЯФ. К счастью, сотрудники НИИЯФ присутствуют в ЖЖ и смогли внести ясность. Проблемы оказались не в лаборатории, а в главном здании. Создатели каталога не стали в каждом случае заботиться о том, чтобы дать внятную информацию по каждой из установок, а просто надергали фраз из разных источников, которые не всегда того заслуживали, ну и начальство утвердило.
Публикуем короткий комментарий, предоставленный ТрВ-Н одним из сотрудников НИИЯФ МП.
Жарким летним днем в нашу лабораторию отдела оперативного космического мониторинга НИИЯФ пришли важные гости. Побеседовав о чем-то с руководством, гости на какое-то время превратили нашу лабораторию в фотостудию со всеми атрибутами типа позирования на фоне гудящих серверных стоек, сосредоточенных выражений лиц, надетых для пущего эффекта лабораторных халатов и общей атмосферы инноваций на марше. Как они нам объяснили, всё это проводится по заказу ректората на составление каталога объектов, участвующих в Программе развития МГУ. Наша лаборатория была в свое время снабжена безвкусной, чем-то неуловимо похожей на икону синей табличкой этой программы, так что мы обязательно должны были засветиться в вышеупомянутом каталоге, призванном поддержать репутацию нашей alma mater.
История эта имела довольно неприятное продолжение. Первого августа кто-то из знакомых прислал мне ссылку на пост в сообществе МГУ в «ЖЖ», в котором цитировался тот самый каталог. Из этой цитаты я с удивлением узнал, что гипомагнитные камеры, оказывается, обладают массой чудесных свойств: например, пребывание в них улучшает экстрасенсорные способности; вдобавок они являются незаменимой частью экспериментов с использованием торсионных конструкций.
Признаюсь, поначалу я решил, что какой-то предприимчивый студент или мне, на которого руководство возложило задачу составить описание камеры в помощь гостям из ректората, решил немного разбавить сухой стиль каталога парой абзацев в духе «для облегчения веса конструкции сердечник трансформатора может быть сделан из дубового шпона, поскольку работу всё равно читать никто не будет».
Работу действительно никто читать не стал; точнее, никто из тех, кто должен был ее прочитать до того, как дать добро на публикацию. Но студент-весельчак здесь ни при чем: многие другие слайды также повергают читателя в замешательство, хотя и не столь фееричным маразмом. Судя по всему, составители каталога по каким-то известным лишь им одним соображениям решили наполнить каталог определениями и фрагментами текста, позаимствованными с просторов Интернета. И ладно бы источником служила хотя бы та же Википедия, но составители проявили полную неразборчивость: в каталоге встречаются фрагменты, взятые из каталогов интернет-магазинов, а в совсем клиническом случае с гипомагнитной камерой кладезем знаний послужил некий уфологический сайт. Эти утверждения проверяются в одно мгновение; достаточно лишь поискать более или менее крупный фрагмент подозрительного предложения из каталога в Гугле, и всё встает на свои места. К сожалению, многие это сделать поленились, в итоге Рунет запестрел мнениями о том, что в НИИЯФ МГУ сидят мракобесы и проходимцы, распиливающие бюджеты на торсионных полях, и прочей ахинее.А мне остается лишь гадать: действительно ли расклеивание безвкусных, чем-то неуловимо похожих на иконы синих табличек и публикация вопиюще небрежно составленных каталогов научного оборудования с сердечниками из дубового шпона являются лучшим способом поддержать репутацию МГУ, или, возможно, есть и другие способы?
Давид Парунакян,
программист НИИЯФ МГУ