Валентин Данилов попал в «сигаретную» историю

В № 92 от 22 ноября 2011 г. мы рассказывали о намерении ученого-«шпиона» Валентина Данилова, уже десять лет удерживающегося за решеткой, ходатайствовать о смягчении условий отбывания наказания. В статье сообщалось, что буквально накануне судебного заседания осужденный был неожиданно переведен из тюремной больницы в колонию ИК-17, в результате чего рассмотрение вопроса было отложено. Нам стала известна новая дата судебного разбирательства — 14 декабря 2011 г. Однако удовлетворение ходатайства Валентина Данилова теперь под большим вопросом, потому что, не успев переступить порог колонии, он оказался в штрафном изоляторе за нарушение режима.

Как сообщил газете «ТрВ-Наука» ответственный секретарь Общественного комитета защиты ученых Эрнст Чёрный, «проступок» Валентина Данилова заключался в том, что он попытался угостить другого заключенного двумя упаковками сигарет. Они сразу же были изъяты сотрудниками колонии при обыске, при этом в сигаретах обнаружили записку, за что физик и был помещен в ШИЗО.

Штрафной изолятор (ШИЗО) — это отделение исправительного учреждения, где расположены камеры для нарушителей режима. Водворенный в ШИЗО существенно ограничен в правах. До 1988 г. в ШИЗО официально существовала пониженная норма питания. Кроме того, у заключенных отбиралась вся одежда, и выдавался лишь легкий хлопчатобумажный костюм, они не выводились на прогулку, не получали постельное белье и матрас, письма, бандероли, посылки. В 1992 г. многие из этих ограничений были отменены. Введен и предельный срок содержания в ШИЗО: разовое помещение в ШИЗО — до 15 суток, общий срок наказания за год — не более двух месяцев. Несмотря на отмену прежних ограничений, и сейчас водворение в ШИЗО — одно из самых тяжелых наказаний.

Надо заметить, что до совершения «проступка» с сигаретами Валентин Данилов зарекомендовал себя только положительно. В частности, он довольно активно занимался преподавательской и просветительской деятельностью. Эрнст Черный убежден, что случившееся — спланированная провокация, имеющая целью не допустить удовлетворения ходатайства Валентина Данилова:

«Перед отправкой Данилова из КТБ-1, тюремной больницы, в колонию к нему подходит «коллега» по заключению и просит: передай пару пачек сигарет. Тот соглашается, но не успевает переступить порог лагеря, как все это изымается, из пачки достается записка, Данилов получает ШИЗО. Вот и весь разговор.

Фактически совершена самая настоящая провокация. Такая же история с сигаретами случилась с Михаилом Ходорковским (главой НК «ЮКОС»), похожее происходило с Игорем Сутягиным (сотрудником Института США и Канады РАН).

Беда в том, что в ФСБ полагают, будто их функции не заканчиваются на завершении следствия. Они продолжают вмешиваться в судебный процесс, а потом, когда человек уже отбывает наказание, «занимаются» им в лагере.

Нам, Общественному комитету защиты ученых, известно, что Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН) по Красноярскому краю не имеет к этому отношения. Руководитель управления открещивается, говорит: это не мы. В итоге заинтересованным остается только одно ведомство — ФСБ.

Это означает, что 14 декабря на суде, в дополнение к той характеристике, которую Данилов имел до сих пор, будет учитываться и свежее взыскание. Взыскание строгое. Как суд будет реагировать, особенно с учетом заинтересованности Федеральной службы безопасности, я думаю, что понятно. Удастся ли реализовать пожелание осужденного о смягчении ему условий отбывания наказания — сейчас неясно».

К этому следует добавить, что сам перевод опального физика из тюремной больницы в колонию выглядит странно. По словам Эрнста Черного, ранее предполагалось, что ученый и дальше будет отбывать наказание в КТБ-1. Ведь здоровье Валентина Данилова оставляет желать лучшего, хотя он и не склонен жаловаться. Да и возраст (физик родился 25.08.1948 г.) не располагает к экстремальным условиям жизни. Но как только в суд были поданы документы на смягчение режима, заключенного мгновенно перевели в ИК-17.

Примечательно, что эта колония — одна из нескольких участвующих в эксперименте, предусмотренном концепцией развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. Эта концепция принята правительством России и предполагает переход от отрядного (общежитского, казарменного) содержания заключенных к тюремному (покамерному). В результате осужденные 23 часа в сутки находятся в камерах и лишь час — на улице. Эрнст Черный критически оценивает эти условия.

Кроме того, по сведениям правозащитника, в ИК-17 содержатся не «простые» осужденные, а те, которых по каким-то причинам считают опасными. «Данилова сочли ко всему прочему опасным, а не просто узником строгого режима», — подчеркнул ответственный секретарь Общественного комитета защиты ученых.

Тем не менее, Валентин Данилов не сдается. «Он оптимист по натуре», — говорит Эрнст Черный.

Желающие морально поддержать ученого могут писать ему по адресу:

660111, г. Красноярск, п. Индустриальный, ул. Кразовская, д. 12, ФКУ ИК-17,

Валентину Владимировичу Данилову

Вера Васильева,
судебный репортер,
корреспондент интернет-портала
«Права человека в России» (HRO.org),
специально для ТрВ-Наука