Запись в 500 лет

«…А также в области веб-камер мы впереди планеты всей»

Как все мы знаем, 4 марта 2012 года была организована онлайн-трансляция со многих избирательных участков по всей территории России. Как подсчитали эксперты, записи со всех из них один человек сможет посмотреть, если будет непрерывно следить за происходящим в течение 500 лет. О технических тонкостях этого проекта Александре Борисовой рассказал Борис Вольпе, вице-президент компании «Ситроникс», отвечавшей за поставку программных аппаратных комплексов для трансляции.

— Еще в начале февраля ряд экспертов выражали сомнения в возможности организации веб-трансляции с избирательных участков на грядущих выборах. Утверждалось, что на реализацию такого рода проектов требуются годы. Как удалось справиться с этим за два месяца?

— Задача, действительно, была сложная. Проект масштабный, количество оборудования, которое необходимо было поставить,— значительное. Однако сегодня уже можно подвести итоги: мы справились со всеми задачами. Оборудование, как и оговаривалось в условиях контракта, было поставлено в 83 региональных представительства «Ростелекома» в период с конца января до первой недели февраля. В общей сложности было произведено, укомплектовано и доставлено 105 тыс. ПАК — программно-аппаратных комплексов. 80 тыс. ПАК поставил «Ситроникс», 25 тыс. ПАК — второй подрядчик, Kraftway.

Компанией Lenovo по нашему заказу в период с 30 декабря по 12 января было произведено 82 тыс. ноутбуков, с 19 до 22 января они были доставлены в Россию. Также было поставлено 82 тыс. сетевых фильтров с антивандальным тросиком, 160 тыс. видеокамер Logitech, 160 тыс. USB-удлинителей. На половину из них — длиной 10 м — мы готовили специальный заказ: на рынке присутствуют лишь удлинители необходимых параметров, длиной не более 5 м, что было недостаточно для организации трансляции на ряде участков. Чтобы подчеркнуть масштаб поставок, отмечу, что на изготовление удлинителей ушло 2,4 тыс. км кабеля, суммарный вес доставленного груза превышает 500 т, а общая протяженность автодоставок в рамках проекта достигла 40 тыс. км, т.е. наши машины фактически объехали Землю по экватору.

— Эти объемы оборудования значительны и в масштабе мирового компьютерного производства?

— Главная сложность этого проекта была не только в сжатых сроках. Следует учитывать, что его реализация началась в самом конце года. Мы сразу собрали информацию о том, сколько необходимого оборудования есть на земном шаре, и результаты были неутешительные. Мы обзвонили все без исключения серьезные компании, которые производят соответствующие комплектующие, и все, кроме Lenovo, фактически, отказались выполнить наш заказ, узнав о сроках. Соображения приводились самые разумные: любые компании в конце финансового года избавляются от складских остатков — не только ноутбуков, но и комплектующих. Активно идут продажи в рознице. В начале года производство также находится на низких оборотах, в рознице спокойный сезон.

Lenovo, повторюсь, стала единственной компанией, которая в считанные часы предложила нам план действий, несмотря на то, что требования к процессорам — и по параметрам, и по программному обеспечению — были жесткими. Так, невозможно было покупать предустановленный Windows: на компьютеры мы сами инсталлировали ПО российской компании «Телемаркер». Мы пошли на эти риски, так как, являясь ключевым партнером государства в области высоких технологий, привыкли выполнять большие проекты и имеем четкую стратегию управления рисками. Сейчас, оглядываясь назад, могу сказать, что часть этих рисков реализовалась, однако все поставки были осуществлены в срок, за что отдельное спасибо Федеральной таможенной службе, которая обеспечивала «зеленый коридор» грузам в рамках проекта.

— Из чего состояла каждая система?

— Программно-аппаратный комплекс, который поставлялся на избирательные участки, состоял из ноутбука, упакованного в специальный антивандальный сейф. К нему с помощью USB-удлинителей подсоединялись две веб-камеры. Одна камера давала общий обзор участка — что там соблюдается порядок, нет странных посторонних лиц. Вторая камера была направлена на урну. Голосование, согласно Конституции, прямое и тайное, и камера, конечно, не фиксирует, кто за кого голосует, но четко транслирует, что к урне подошел один человек и опустил туда один бюллетень, а не пять или не посторонний предмет.

Кроме того, в ПАК входили сетевой фильтр и антивандальные тросики. Общее количество участков в России — больше 90 тыс., мы поставили 80 тыс. ПАК на территорию России, заграничные участки мы не оборудовали. Компьютер собирал данные с веб-камер, сжимал их и передавал по защищенному каналу «Ростелекома» на региональные серверы. Эти серверы для центров обработки данных (ЦОД) «Ростелекома» мы также поставили в срок. Уже с этих серверов наблюдатели в России и во всем мире могли следить за ходом голосования на участке онлайн.

— Как сеть выдержала такую нагрузку?

— Учитывая, что заказчик поставил условие: портал должен одновременно поддерживать 1 млн посетителей, «Ростелеком» принял решение умощнить сервера. Построенная система крайне грамотная и надежная, она соответствующим образом тестировалась. В том числе, я не сомневаюсь, моделировались и ddos атаки. Система абсолютно работоспособна, и она полностью выполнила свою миссию на выборах.

— Были ли аналогичные проекты за рубежом?

— Я не специалист по организации избирательного процесса, и точной информации у меня нет. Насколько я знаю, такого масштабного применения онлайн-наблюдения еще не было. В некоторых прибалтийских и скандинавских странах веб-камерами оснащались выборочные избирательные участки, но 100 %-ного, как в России, оборудования не было еще нигде.