В заботах о потребителе?

В заботах о потребителе?
 

Что мы ждем от товара, который покупаем в магазине? Чтобы он был качественный, недорогой и безопасный. Что нужно производителю, не считая того, что цена продажи должна быть выше затрат? Его продукт должен настолько понравиться потребителю, чтобы тот покупал его каждый раз, приходя в магазин.

Сегодня в еду, косметику, моющие средства, одежду, вообще везде добавляют разную «химию», и почти все (но точно не я) знают, что это вредно. Может быть, у производителей нет ни стыда ни совести? Эх, на что только ни пойдет капиталист ради получения лишней копейки. Нет ему дела до безопасности своих потребителей. При этом государство, то самое, которое должно следить за безопасностью, за тем, что и в каких количествах добавляют в продукцию, закрывает на это глаза. Нас травят усилителями вкуса и подсластителями, фталатами и парабенами, лаурилсульфатом и бисфенолом. А власти молчат и ничего не делают. Словно наплевать им на здоровье граждан, важнее интересы пищевого и химического лобби, давно проникших во все государственные структуры. Как найти справедливость простому потребителю, если даже Роспотребнадзор, который должен заботиться о нас, поддерживает производителей в целенаправленном вредительстве?!

Остается лишь выезжать подальше от города, искать экологически чистых фермеров, выпускающих экологически чистую продукцию, без химии, без нитратов и пестицидов, и, разумеется, без ГМО. Или отправляться на ПМЖ в экопоселение. Достигшие озарения так и делают, рассказывая менее продвинутым согражданам о пользе настоящей, почти «органической» еды, натурального хвоща вместо химического мыла и родниковой воды вместо гадости из-под крана и связанных с этим положительных изменениях в здоровье и семейной жизни.

Да, сегодня стало принято отказываться от бытовой химии, потому что в ней. химия. В моду входит использование натуральных горчицы и мыльных орехов вместо стирального порошка и домашнее мыловарение из живительного оливкового масла. Пусть оно не так эффективно, да вообще не работает, зато натурально. Тот же, кто не готов отказаться от изобретений цивилизации, вынужден каждый день употреблять в том или ином виде свою дозу промышленной отравы. А что делать, если «химия» есть везде, а защиты против нее нет?!

В заботах о потребителе?
Рис. О. Добровольского

В мире давно бьют тревогу. Поговаривают, что в Европе люди умнее и всю эту гадость давно запретили, и даже страны Азии задумываются о том же. Лишь у нас полное безразличие.

Но тенденция переламывается. Изготовители пластиковых бутылочек отказываются от бисфенола в своей продукции, несмотря на то, что нет объективных поводов бояться этого вещества. Производители еды переходят с идентичных натуральным ароматизаторов на натуральные, несмотря на то, что по влиянию на здоровье никакой разницы нет, и даже наоборот, риски в случае натуральных выше. Производители косметики добровольно отказываются от использования парабенов в составе своей продукции, несмотря на то, что эти консерванты надежны, безопасны и равноценного им заменителя по этим параметрам просто не существует. Разумеется, каждый пошедший на такой шаг производитель стремится максимально распространить эту информацию, стремится выдать отсутствие того или иного компонента в продукции или наличие того или иного «натурального» вещества за конкурентное преимущество. Неважно, есть ли оно, это преимущество, на самом деле. Важно, есть ли оно в голове у покупателя.

Можно усмотреть в этих «отказах», в желании сделать «чистую» этикетку заботу о здоровье потребителя. Я же вижу лишь желание заработать. Потому что такие, обоснованные не наукой, а эмоциями и слухами отказы от тех или иных компонентов непременно приводят к тому, что новые продукты становятся, пусть обычно ненамного, но опаснее. И, часто, существенно дороже.

Что вообще значит слово «производители»? Разве это группа лиц, решивших по преступному сговору дурачить население? Возможно, достаточно посмотреть в сторону крупнейших российских монополистов в энергетической отрасли или связи. Только в сфере производства продуктов питания, косметики, всего того, что мы так боимся, ситуация скорее напоминает абсолютную конкуренцию. Задумывались ли вы вообще о том ассортименте товаров, который мы видим в магазине ежедневно? Большинство из современных производителей скорее перегрызет конкуренту горло, чем будет с ним договариваться об использовании того или иного компонента. А если кто-то добавит «вредный» компонент, то совсем не Роспотребнадзор или общество потребителей обнаружит это. Конкуренты будут первыми, кто аккуратно нажалуется куда надо.

Давно прошли времена дефицита, сегодня рынком безоговорочно правит потребитель. Производитель готов удовлетворить каждую его прихоть. По сути, производитель сегодня — безвольное существо, следующее за желанием своих покупателей, параллельно пребывая под жестким гнетом закона и проверяющих его выполнение лиц.

Не хотите искусственных подсластителей — хорошо, сделаем вам напиток на натуральном, пусть и не вкусном стевиазиде. Или на натуральном, но калорийном сахаре. Чего ни сделаешь ради сохранения рыночной доли! Хотите крем без парабенов? Хорошо, сделаем. Пусть он протухнет через пару месяцев, но это будет лишь дополнительным поводом купить этот крем. Ведь если тухнет — значит, натуральный, без химии. Боитесь фосфатов и нитрита в колбасе? Мы не будем ничего доказывать и опровергать. Мы будем делать без фосфатов и нитрита. Пусть колбаса будет серая, будет разваливаться — зато без добавок. Если вы считаете, что так полезнее, — мы на вашей стороне. Мы всегда на вашей стороне — вы же платите. Неважно, что мы будем отказываться от добавок, безопасность которых научно доказана. Вас ведь, покупателей, не интересует наука, а интересует количество компонентов на этикетке. Оставим науку ученым.

В целом, дорогие покупатели, подозревающие нас в стяжательстве, вы правы. Нам очень нужны деньги. Мы сделаем любой продукт, за который вы готовы платить. Чем дороже, тем лучше. Задумайтесь над этим, когда покупаете что-нибудь «органическое», «натуральное» или «экологически чистое».

Сергей Белков