Поднебесная предлагает смотреть в небо вместе

ТрВНаука нечасто публикует речи крупных политических деятелей. Однако речь второго человека в Китайской Народной Республике на открытии Генеральной ассамблеи Международного астрономического союза нам показалась очень важной. Ибо показательно, что даже Китай заговорил о том, что в такой науке, как астрономия, серьезные успехи возможны только в условиях международного сотрудничества.

Изучая огромную Вселенную рука об руку, работая совместно для лучшего будущего человечества
Си Цзиньпин, вице-президент КНР

Уважаемый  почетный председатель, дамы и господа, друзья!

Сегодня более двух ты­сяч астрономов со всего мира собрались в Пекине на 28-ю Генеральную ас­самблею Международно­го астрономического сою­за (МАС). Это грандиозное событие в астрономии. Ки­тай впервые принимает Генеральную ассамблею МАС со времени присое­динения нашей страны к МАС в 1935 году. От име­ни президента Ху Цзиньтао, китайского правительства и народа Китая разрешите поздра­вить Генеральную ассамблею, а так­же выразить искреннюю благодар­ность и сердечные приветствия всем ее участникам.

Си Цзиньпин
Фото AFP

Астрономия как наука, изучающая Вселенную, является одним из наи­более важных и активных рубежей познания, которые продвигают впе­ред естественные науки и техноло­гию и ведут современное общество к новым достижениям. Астрономия имеет огромное значение для раз­вития других естественных наук и совершенствования технологий. Не­объятные просторы космоса всегда вызывали любопытство у людей на Земле, восхищали их, влекли к по­знанию мира. Всё новые поколения ученых посвящают себя исследова­ниям Вселенной. Как наука, изуча­ющая положение, распределение, движение, морфологию, структу­ру, химический состав, физические свойства, происхождение и эволю­цию небесных тел и материи во Все­ленной, астрономия занимает важное положение в деятельности челове­чества по изучению и преобразо­ванию мира. Известно, что любое значительное открытие в астроно­мии углубляет наше понимание за­гадочной Вселенной, любое важное достижение астрономов обогащает наш запас знаний и любой прорыв в исследованиях, выполняемых астро­номами во взаимодействии с други­ми учеными, оказывает как немед­ленное, так и далеко идущее влияние не только на фундаментальную на­уку, но и на человеческую цивили­зацию в целом.

Китай, породивший одну из древ­нейших цивилизаций, работал и по­сле восхода, и после заката, вгляды­вался в небо с незапамятных времен. В конце Периода Сражающихся царств, более чем 2300 лет тому назад, великий поэт Цюй Юань в своих «Вопросах к небу» писал:

Каков был довременный мир
Чей может высказать язык?
Кто Твердь и Землю «Верх» и «Низ»
Без качеств и без форм постиг?

(Перевод А. Е. Адалис. Цюй Юань. Стихи. М: ГИХЛ, 1954).

Наши предки создавали астроно­мические обсерватории уже в XIII веке до нашей эры, и мы сохрани­ли самые длительные и наиболее всеобъемлющие описания астро­номических явлений. Современ­ная астрономия в Китае началась 90 лет назад. В 1922 году был осно­ван Китайский астрономический союз, в 1928 году — Китайский ин­ститут астрономических исследова­ний, а в 1934 — обсерватория Цзыцзиньшань. С момента основания Китайской Народной Республики, в особенности после ее реформи­рования и обращения к внешнему миру, Китайская академия заботи­лась об установке систематических операционных механизмов в совре­менных астрономических обсерва­ториях. Нашими учеными создан большой многоцелевой спектро­скоп для наблюдения обширных районов неба «ЛАМОСТ». В насто­ящее время ведется строительство 500-метрового сферического ради­отелескопа «ФАСТ». Достигнут зна­чительный прогресс в космической астрономии и развитии астроно­мии в Антарктике.

Развитие астрономии является ре­зультатом усилий всего человечества и служит доказательством мудрости человека. История астрономии пол­на очень ценных и глубоких приме­ров высокого просвещения.

Во-первых, развитие науки и тех­ники — это движущая сила челове­ческих исследований и преобразо­ваний материального мира. Наука и техника стали наиболее активны­ми и революционными факторами экосоциального развития. Каждое великое достижение человеческой цивилизации тесно связано с ре­волюционными прорывами в нау­ке и технике. Развитие науки и тех­ники коренным образом изменило образ жизни человечества. Сейчас это основная движущая сила раз­вития экономики. Научный про­гресс и технологические иннова­ции способствуют устойчивому развитию современной общества, оказывают благотворное влияние на развитие людей, являются кри­тически важным фактором всеоб­щего прогресса.

Во-вторых, развитие науки и тех­ники требует постоянных исследо­ваний и длительного накопления полученных знаний. Изучение загадочной Вселенной, так же как и исследования, проводимые в дру­гих областях, должно быть посто­янным. Наука и техника, понимае­мые как достижения человечества в его исследовании и преобразо­вании мира, становятся творческим продуктом ученых лишь в результа­те их постоянного изучения и дол­говременного накопления. Только работая с полной самоотдачей и не жалея сил, только непрерывно ведя исследования, можно продолжить путь, начатый на плечах гигантов, только так можно достичь вершин науки, только так можно добиться подлинного прогресса.

В-третьих, сейчас для развития науки и техники как никогда важно непрерывно придавать особое зна­чение и усиливать фундаменталь­ные исследования. Астрономия как одна из наблюдательных наук яв­ляется их ключевым полем. Такие исследования требуют стратегиче­ского, заблаговременного планиро­вания с полным учетом внутренней логики и долговременных пре­имуществ. Мы будем всё больше и больше инвестировать в них, га­рантировать их выполнение, обе­спечивать долговременную и ста­бильную поддержку ученых — чтобы ученые могли непрерывно изучать, открывать, создавать и совершать всё новые достижения, которые по­служат пользой всему человечеству.

В-четвертых, развитие науки и техники требует широкой и проч­ной поддержки со стороны общества. Ученые и инженеры идут по благо­роднейшему пути, но их труд невоз­можен без общественной поддерж­ки. Широкое развитие исследований требует не только всестороннего об­щественного понимания, но и актив­ного участия общества. Обществен­ным программам содействия науки следует придавать такое же значе­ние, как и научно-образовательным программам, ведь они служат созда­нию в обществе позитивной атмос­феры любви к науке, способствуют ее изучению и использованию, зо­вут общество к научному и иннова­ционному творчеству.

В-пятых, развитие науки и техни­ки требует интенсивного междуна­родного сотрудничества. Наука и техника не имеют национальности!

Огромные пространства космоса являются общим домом для всех людей. Из­учение необъятной Все­ленной – это задача всего человечества. Мы все об­речены на стремительное развитие астрономии. Се­годняшние вызовы науке и технике становятся все более глобализованными. Всё человечество стоит перед лицом одних и тех же проблем – энергети­ческой и ограниченности ресурсов, проблем окру­жающей среды, измене­ния климата, природных катастроф, продоволь­ственной безопасности, общественного здоро­вья и т.д. Для развития астрономии и решения этих проблем необходи­мы научно-технические обмены и разносторон­няя международная коо­перация в самых разных областях. Наша общая цель – внедрение научных дости­жений и технологических инно­ваций в жизнь, развитие челове­ческой цивилизации, устойчивый рост на благо всего человечества. Сегодняшний мир стал открытым, и страны все больше зависят друг от друга. За прошедшие 30 лет Ки­тай открыл свои двери не только для экономического развития, но и для обменов и кооперации в науке и технике. Этот процесс усилился и приобрел особое значение с на­ступлением XXI века. Китай неод­нократно выступал в роли прини­мающей стороны при проведении ряда важных международных кон­ференций в области естественных наук и инженерных дисциплин, та­ких как Международный матема­тический конгресс, Мировой инже­нерный съезд и т.д. Это позволило расширить горизонты китайского научно-технического сообщества, углубило понимание Китая во всем мире, способствовало взаимным об­менам и сотрудничеству китайско­го и мирового научно-технических сообществ, создало благоприятные условия для вклада китайского на­учного сообщества во всемирный прогресс.

Я верю, что проведение 28-й ас­самблеи МАС в Китае будет способ­ствовать дружбе между астрономами Китая и других стран, обмену и ко­операции между китайским и меж­дународным научными сообщества­ми, послужит развитию китайской астрономии и других связанных с ней дисциплин. Я надеюсь, что ны­нешний съезд вдохновит молодежь всего мира, в том числе и китайскую, обратит ее внимание и мечтания к огромной Вселенной, побудит по­святить себя астрономии и косми­ческим исследованиям, науке и тех­нологическим инновациям.

В заключение разрешите поже­лать Генеральной ассамблее боль­ших успехов. Пусть астрономы всех стран, изучая Вселенную, рука об руку трудятся во имя светлого бу­дущего всего человечества!

Благодарю всех вас!