«Джеймс Уэбб» запечатлел необычные сталкивающиеся галактики

NASA / ESA / CSA / STScI. / R. Colombari

Пара взаимодействующих галактик, получивших обозначение IC 1623, или VV 114, находится на расстоянии 275 млн световых лет от Земли в созвездии Кита. Ли Армус (Lee Armus 1) из Калифорнийского технологического института и его коллеги проводили наблюдения за этим феноменом в рамках проекта по изучению четырех относительно близких ярких сливающихся галактик.

Космический телескоп «Джеймс Уэбб» обнаружил в картине этого катаклизма нечто неожиданное: похоже, ни в одной из этих галактик нет активной сверхмассивной черной дыры.

«Слияние приводит к резким изменениям формы и содержимого галактик, нам важно изучить все эти процессы, чтобы понять, как галактики эволюционируют», — поясняет член этой научной группы Вивиан У (Vivian U 2) из Калифорнийского университета в Ирвине.

Когда две сливающиеся галактики кружат одна вокруг другой, они отрывают от соседки большие фрагменты материала в виде звездных потоков и создают обширные ударные волны, проносящиеся сквозь обе галактики. Оба этих явления визуализируются в виде красных пятен на этом изображении, представляя собой также области активного звездообразования, окутанные разогретой пылью. Скорее всего, эти процессы инициированы именно воздействием ударных волн от столкновений.

Как известно, почти каждая крупная галактика обладает сверхмассивной черной дырой, содержащейся в ее центре, и исследователи ожидают, что черные дыры в сливающихся галактиках будут проявлять заметную активность, поглощая газ из своих окрестностей и испуская при этом огромное количество излучения во всех диапазонах. Однако когда Вивиан У и ее коллеги начали анализировать данные по IC 1623, они не обнаружили никаких признаков наличия там активных черных дыр.

«Эти слияния обычно заставляют черные дыры потреблять много окружающего газа, но здесь мы этого не наблюдаем, — говорит Армус. — Возможно, нам придется изучить этот вопрос более тщательно». Сверхмассивная черная дыра или две могут быть просто по какой-то причине не так активны или скрыты где-то глубоко внутри сталкивающихся галактик.

newscientist.com/article/2332158-jwst-has-caught-two-galaxies-smashing-together-and-sparking-starbursts/

1 ipac.caltech.edu/science/staff/lee-armus

2 physics.uci.edu/node/13002

30ноя2022 Камала Харрис в штаб-квартире NASA показала Эммануэлю Макрону очередное достижение Уэбба: изображение двух сливающихся галактик II ZW 96.
Качество изображения впечатляет. Однако безапелляционность утверждения, – что мы видим именно слияние, столкновение, – изумляет, – ведь ничего не мешает увидеть в нём, например, картину пузырькового распада невидимого вихря на два видимых вихря-галактики.
Об экспериментах с пузырьковым режимом распада можно посмотреть, скажем, в книге Алексеенко С.В. и др. Введение в теорию концентрированных вихрей (2003). На рисунке показан фрагмент картины линий тока режима и рядом пара подходящих изображений из коллекции Хаббла и вики-галереи взаимодействующих галактик.
К слову, – с точки зрения распада, – отсутствие у IC 1623 признаков наличия активных черных дыр не кажется аномальным, а сам распад – это, похоже, рождение галактик-вихрей делением ))

bubble_decay_of_galaxy-vortex.jpg
1 месяц назад

Размножение галактик бинарным делением – гиф-анимация по мотивам компьютерной модели NASA для взаимодействующих галактик.

reproduction_of_-galaxies_by_binary_fission