Почему древние римляне использовали кривобокие игральные кости

Два американских исследователя, один из Калифорнийского университета в Дэвисе, а другой из Университета Дрю в Мэдисоне, считают, что им, возможно, удалось разгадать загадку использования игроками, жившими во времена Римской империи, кривобоких игральных костей. В статье, опубликованной в журнале Archaeological and Anthropological Sciences1, Йелмер Иркенс (Jelmer Eerkens) и Алекс де Фогт (Alex de Voogt) описывают «кубики», применявшиеся в игре под названием таберна, или табула (она похожа на нарды), в которой бросали кости. Игральные кости изготавливались из костей, металла или глины, а на их гранях были изображены символы, обозначающие числа, как и на современных игральных костях. Но римские игральные кости заметно отличались по форме от нынешних, обычно они были удлиненными или имели другие странные асимметричные формы.

Карта современных Нидерландов, где отмечены места расположения римских памятников, включенных в это исследование (числа соответствуют количеству игральных костей, найденных в той или иной локации). Справа приведены три примера игральных костей. Иллюстрация из Archaeological and Anthropological Sciences
Карта современных Нидерландов, где отмечены места расположения римских памятников, включенных в это исследование (числа соответствуют количеству игральных костей, найденных в той или иной локации). Справа приведены три примера игральных костей. Иллюстрация из Archaeological and Anthropological Sciences

В ходе новой работы исследователи изучили 28 костей того периода и обнаружили, что асимметричными были 24 из них. Обнаружились и иные закономерности: значки, обозначающие единицу и шестерку, часто присутствовали на более обширных противостоящих поверхностях. Предыдущие исследования уже показали, что асимметрия этих костей серьезно влияла на вероятность выпадения тех или иных значений. Основываясь на своих измерениях, исследователи подсчитали, что разница в размерах меняла шансы выпадения заданного числа в среднем с одного из шести до одного из 2,4.

Чтобы выяснить, делались ли римские асимметричные игральные кости для обмана, исследователи провели эксперимент: они попросили 23 студентов поставить отметки на репродукциях асимметричных римских игральных костей. Исследователи исходили из того, что, поскольку студенты не знали цели эксперимента и не имели стимула к жульничеству, то должны были в основном проставлять значения случайным образом. Но всё оказалось иначе: студенты по-прежнему ставили единицу и шестерку на больших сторонах. Когда их спрашивали, почему так, многие отвечали, что это было проще, ведь начинать с большей стороны означало заканчивать на параллельной большой стороне, где им нужно было разместить наибольшее количество точек, — из этого следует вывод, что римляне, возможно, тоже не пытались изначально жульничать, а просто пытались облегчить себе жизнь. Это также говорит о том, что они не слишком беспокоились о том, какой стороне какой номер присвоить, потому что полагали, что случайные события, такие как бросание костей, — это просто судьба в чистом виде. Но исследователи также отмечают, что отдельные хитрые игроки со временем должны были понять, что при определенных бросках кости с большей вероятностью выпадет единица или шестерка, и, таким образом, предпочитали выбирать одно или другое.

Максим Борисов

phys.org/news/2022-08-early-romans-lopsided-dice.html


1 Jelmer W. Eerkens et al, Why are Roman-period dice asymmetrical? An experimental and quantitative approach, Archaeological and Anthropological Sciences (2022). DOI: 10.1007/s12520-022-01599-y (link.springer.com/article/10.1007/s12520-022-01599-y)

Средневековое изображение игроков в табулу XIII века из манускрипта Codex Buranus
Средневековое изображение игроков в табулу XIII века из манускрипта Codex Buranus
Подписаться
Уведомление о
guest

2 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Максим
Максим
1 год назад

Но ведь у игроков не индивидуальные кости. Играя одним и тем же комплектом костей никто из игроков не будет иметь преимущества какими бы кривыми они не были.

Максим
Максим
1 год назад

Но даже если это не так (а это так), то всё равно нанесение на две самые большие стороны самого маленького и самого большого числа даст равную вероятность.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...