Объекты для создания трудностей

Александр Поддьяков
Александр Поддьяков

Борьба с трудностями имеет давнюю историю — продолжительностью в эволюцию жизни на Земле. И по мере развития живых существ всё больший удельный вес в этой борьбе приобретали трудности, преднамеренно создаваемые одними участниками взаимодействий для других. В человеческой культуре создание трудностей другим становится одним из важных видов инструментальной, орудийной деятельности, преследующей различные — вплоть до прямо противоположных — цели. Ниже я рассмотрю различные области этой деятельности людей. Исследователь той или иной области из перечисленных может указать на неполноту и издержки ее описания. Моя задача — не представить их во всей полноте, что в одной статье невозможно. Задача — указать на эти области как на составляющие континуума деятельностей по созданию трудностей в их культурном и эволюционирующем разнообразии, связанном с разными типами отношения к другому. Я рассмотрю объекты, созданные для:

  • обучения и тренировки;
  • игр;
  • причинения страданий;
  • безопасности и удобства;
  • диагностики качеств другого.

Этот перечень не исчерпывающий, но здесь я ограничусь им1.

Объекты, создающие трудности в целях обучения и тренировки

Грубо эти объекты можно разделить на те, что создают трудности для ума, и на создающие трудности для тела. К первой группе относятся, например, многочисленные физические объекты, представленные в интерактивных научных музеях. Часто это объекты с парадоксальным, неожиданным поведением, в котором, как предполагается, захочет разобраться часть посетителей — детей и взрослых.

Ко второй группе объектов, создающих трудности для тела в целях обучения и тренировки, относится огромное разнообразие тренажеров; сюда также входят различные полосы препятствий, которые надо преодолеть, и пр.

Объекты, создающие трудности в игровых целях

Примеров игр, в которых используются такие объекты, каждый может привести множество. Пример задания из игры в фанты — перерисовать предложенное изображение, глядя на него и на свой создаваемый рисунок только в зеркало и не видя непосредственно своих рук и рисунка. Зеркало здесь — инструмент создания трудности, наряду с изображением, предложенным для копирования. Можно также упомянуть компьютерные игры, где играющему нужно проводить свой персонаж через полосы препятствий с раскачивающимися дисковыми пилами, смыкающимися стенами и пр. Примеры можно приводить и приводить.

Чтобы облегчить смысловой переход к разделу, следующему за этим игровым, я остановлюсь на тех объектах, что создают физические трудности телу, организму человека.

Бег в мешках — известное забавное соревнование. В нем используется вещь, весьма удобная при применении по прямому назначению (хранение и перемещение чего-то), но очень неудобная, если в нее залезть и побежать-поскакать. Мешки, правда, были придуманы не для бега в них, поэтому не очень подходят как пример создания/изобретения особых объектов, создающих трудности. А вот для современных спортивно-игровых шоу разработчики специально создают инвентарь и одежду, являющиеся творческим развитием идеи бега в мешках (и других старинных забав такого рода). Пример — французское спортивно-развлекательное шоу Intervilles (российская версия — «Большие гонки»). В нем для беговых заданий создаются костюмы в человеческий рост и выше, весом до 40 кг, со ступнями типа ласт и пр. Вот что говорит физически очень хорошо подготовленный участник, экс-капитан сборной Москвы по самбо, мастер спорта международного класса Максим Неганов о том, как он стал захлебываться в таком костюме, упав бассейн: «Это был единственный раз, когда я действительно испугался… Очень много травм было среди неподготовленных людей, почти каждый день — переломы рук, ног, ребер, растяжения» 2. «Одну минуту может продержаться участник в специальном костюме для конкурса „Лошадь Пржевальского“. Его можно сравнить с плотным резервуаром, куда совсем не поступает воздух. Никита Пресняков, проходя этот конкурс, едва не упал в обморок — артист просто начал задыхаться» 3.

Эти примеры позволяют перейти к следующему разделу.

Создание объектов, причиняющих страдания

Прежде всего это различные специализированные орудия, создаваемые с древности с высокой изобретательностью и в большом разнообразии. Я намеренно не буду останавливаться на этой чувствительной в разных значениях теме, но оставляю как самостоятельный раздел. Она освещается во второй части книги ирландского психолога Киарана Бенсона «Культурная психология человеческого „Я“» 4.

Объекты, создающие трудности в целях безопасности и удобства

Во многих случаях для того, чтобы сделать что-то более безопасным, приходится затруднить к этому доступ на уровне предметных действий. Крышки емкостей с едкими и ядовитыми бытовыми веществами и крышки емкостей с лекарствами в настоящее время делают такими, что их трудно открыть, не зная секрета. Например, колпачок емкости с жидкостью для чистки раковин и унитазов нужно сдавить и повернуть — без предварительного сдавливания он не повернется и открывание не начнется. Крышку баночки с таблетками надо нажать вниз и повернуть. Кнопку кулера, открывающую струю кипятка, бесполезно нажимать, не зная, что одновременно надо нажать еще одну кнопку рядом. Таких объектов становится всё больше и больше. Затруднительно с ними управиться прежде всего любознательному ребенку, а у взрослых остается время на то, чтобы предотвратить несчастный случай.

Дизайнерские скамейки, на которых неудобно лежать. edition.cnn.com/2017/11/28/world/gallery/hostile-architecture
Дизайнерские скамейки, на которых неудобно лежать. edition.cnn.com/2017/11/28/world/gallery/hostile-architecture

Другой пример — «лежачий полицейский» (небольшое возвышение поперек дороги), затрудняющий езду машинам, что делает более безопасным переход для пешеходов, поскольку водители вынуждены притормаживать перед препятствием. Более любопытные примеры такого рода на русском можно найти в популярной статье Сергея Бабкина «Зачем дизайнеры делают вещи неудобными» 5. В ряде работ обсуждаются социальные аспекты «неприятного дизайна» (unpleasant design) в городской среде — например, установки уличных скамеек, на которых неудобно или невозможно лежать 6. Здесь создание неудобств одним (бездомным, традиционно спавшим на скамейках) рассматривается разработчиками и администрацией как средство обеспечения удобства или безопасности для других (когда эти скамейки за счет специально спроектированных выступов делают непригодными для катания по ним на скейтбордах). К предметам «неприятного дизайна» относится и смирительная рубашка.

Дизайнерские скамейки, на которых неудобно лежать. edition.cnn.com/2017/11/28/world/gallery/hostile-architecture
Дизайнерские скамейки, на которых неудобно лежать. edition.cnn.com/2017/11/28/world/gallery/hostile-architecture
Объекты, создающие трудности в целях диагностики качеств другого

К таким объектам в медицине относятся, например, технические средства диагностики путем нагрузочных проб (в виде стресс-тестов на беговой дорожке и пр.).

В психологии и этологии это специально создаваемые «проблемные» объекты, головоломки для других, стимулирующие другое живое существо, обладающее психикой (человека или животное), развернуть свое поведение, деятельность, процессы психического функционирования (например, процессы мышления) и позволяющие тем самым изучать их 7.

Из исторических примеров создания трудностей в научно-исследовательских целях можно упомянуть работу почти столетней давности — «Гнев как динамический процесс» Тамары Дембо 8. Она давала людям нерешаемые задачи, представляя их как решаемые, и сопровождала насмешками заведомо неуспешные попытки участников — таков был дизайн ее экспериментов. Здесь необходимо дать комментарий: тогда это считалось нормальным и, видимо, не вызывало вопросов. В настоящее время отношение к обману участников, к введению их в негативные эмоциональные состояния меняется. Это можно считать проявлением более общего цивилизационного тренда на гуманизацию, в том числе гуманизацию исследований.

В целом, если принять в расчет еще и древние головоломки, применявшиеся как средства тогдашней диагностики ума, можно утверждать, что изобретение и использование «проблемных» объектов позволяет поставить вопрос о новом для человечества типе материальных исследовательских орудий. Они отличаются от тех, посредством которых изучается физическая реальность, — палок для промера глубины, отвесов и других измерительных инструментов и приборов, включая современные 9.

Конструктивные и деструктивные результаты создания трудностей

В самом общем плане результат создания трудностей для другого может быть оценен по различию между:

  • новизной и сложностью проблем, которые субъект, для которого созданы трудности, ставил и решал до столкновения с этими трудностями;
  • новизной и сложностью проблем, которые субъект может ставить и решать после столкновения с ними.

Если после столкновения с трудностью субъект может ставить и решать проблемы большей новизны и сложности, чем до этого, трудность можно оценивать как конструктивную. Если после столкновения с трудностью субъект может ставить и решать проблемы лишь меньшей новизны и сложности, чем до этого, ее следует оценивать как деструктивную10. Субъект может быть индивидуальным или групповым.

В дальнейшем представляет интерес культурно-историческое исследование того, в какой последовательности в ходе социогенеза изобретались различные типы материальных объектов, создающих разные типы трудностей, и каковы были соотношения, пропорции представленности этих типов объектов в различные исторические эпохи и динамика этих соотношений по настоящее время.

Александр Поддьяков, докт. психол. наук


1 Это сокращенная версия статьи: Поддьяков А. Н. Создание объектов, создающих трудности, как составляющая культурно-исторического развития. // Новые психологические исследования. 2024. № 3. newpsyresearches.ru/article/poddiakov-ru-2024-3-5

2 Сушко С. Максим Неганов о «Больших гонках»: Самбисткая подготовка меня спасла! 18 января 2013 года. sambo.ru/press/publications/2013/1719/

3 Падерина К. «Большие гонки»: кому в шоу всех больнее? // Комсомольская правда. 17 октября 2014 года. kp.ru/daily/26296/3174097/

4 Benson C. The cultural psychology of self: place, morality and art in human worlds. Routledge, Taylor and Francis Group, 2001. researchgate.net/publication/264221383

5 lookatme.ru/mag/live/things/215259-intentionally-inconvenient

6 Teo M. Unpleasant design: the silent rise of the hostile city. // Azure. April 9, 2018. azuremagazine.com/article/unpleasant-design-hostile-architecture;
Unpleasant design / Savicic G., Savicic S. (eds.). G.L.O.R.I.A, 2016.

7 Поддьяков А. Н. Орудия изучения поведения и деятельности: изобретения психологов как составляющая культурно-исторического процесса. // Культурно-историческая психология. 2023. № 1.
doi.org/10.17759/chp.2023190104

8 Dembo T. (1931). Der anger als dynamisches problem. Psychologische Forschung, 15, 1–144.

9 Поддьяков А. Н. Инструментарий исследователей: объекты, создаваемые для изучения мышления, как когнитивные артефакты. // Ученые записки Института психологии РАН. 2024. № 1. scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/90/107

10 Поддьяков А. Н. Компликология: создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей. — М., 2014, 66–73. bit.ly/3SvQ9S7

Подписаться
Уведомление о
guest

29 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Семен Семенов
Семен Семенов
1 месяц назад

А почему в этом списке нет МОН?

Alexander Poddiakov
1 месяц назад
В ответ на:  Семен Семенов

Трудности протеканию тока резистор, конечно, создает, и в этом смысле он — объект для создания трудностей.
Вообще же, я написал в конце вводной части: «Этот перечень не исчерпывающий».

mon
Паша
Паша
1 месяц назад
В ответ на:  Alexander Poddiakov

comment image?w=300

:)

Alexander Poddiakov
1 месяц назад
В ответ на:  Паша

Да, создание трудности здесь показано совершенно наглядно

Семен Семенов
Семен Семенов
1 месяц назад
В ответ на:  Alexander Poddiakov

У Друде-Лоренца это еще лучше получилось.

res
res
1 месяц назад
В ответ на:  Семен Семенов

А где это они натруднили?

Семен Семенов
Семен Семенов
1 месяц назад
В ответ на:  res

Не дают лежать на скамейках.

res
res
1 месяц назад
В ответ на:  Семен Семенов

Электронам в металле? ;)

Семен Семенов
Семен Семенов
1 месяц назад
В ответ на:  res

И им тоже. Электронейтральности требуют.

Леонид Коганов
Леонид Коганов
1 месяц назад
В ответ на:  Семен Семенов

А расшифровать?
А своими словами и кратко (типа)?
А доходчиво?
Л.К.
Ну хоть ссылочку бы бросить невзначай!
К.

Семен Семенов
Семен Семенов
1 месяц назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Это была попытка пошутить. Если вы про электроны.

Леонид Коганов
Леонид Коганов
1 месяц назад
В ответ на:  Семен Семенов

Про Друде — Лоренца, плииз.
Л.К.

Семен Семенов
Семен Семенов
1 месяц назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Затрудняюсь. Поскольку я про них знаю уже лет пятьдесят, я уже забыл, откуда именно я это знаю. В общем, они просто получили из кинетической теории закон Ома в дифференциальной форме. Попробуйте Фейнмановские лекции по физике или Курс общей физики Сивухина.

Леонид Коганов
Леонид Коганов
1 месяц назад
В ответ на:  Семен Семенов

Независимо друг от друга, или же в возможном сотрудничестве?
Л.К.

Семен Семенов
Семен Семенов
29 дней(-я) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Глубоко параллельно.

Леонид Коганов
Леонид Коганов
29 дней(-я) назад
В ответ на:  Семен Семенов

Merci beaucoup.
L.K.

Семен Семенов
Семен Семенов
29 дней(-я) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Та нэма за що.

res
res
1 месяц назад
В ответ на:  Паша

Существует легенда, что во время 2-й мировой войны в армии США понадобились специалисты по электротехнике (ЭТ), ну там радары всякие. А ребята с кукурузных ферм приходят. Так вот выпустили тонкую брошюру по ЭТ, которая начиналась тремя законами Ома:

  1. ток = напряжение/сопротивление,
  2. напряжение = ток Х сопротивление,
  3. сопротивление = напряжение/ток.

Говорят, парни на лету осваивали ;)

Леонид Коганов
Леонид Коганов
1 месяц назад
В ответ на:  res

Арнольдовская типа «шюточка» про якобы «тупых американцев», не знакомых с арифметическими действиями.
Простите, уже от В.И. Арнольда и давно как заигранная пластинка говорящего / говорившего и повторявшего — оскомина и большая в мозгах типа.
Не надо усиливать, оченно прошу именно Вас!
Л.К.
Да, и «потенциальных противников» (надеюсь, до этого дело не дойдёт! — Л.К.) недооценивать есть тяжкий грех.
Имхо.
К.

res
res
1 месяц назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Это был удачный педагогический прием, ничего личного. ((
За американцев не скажу. А вот знакомая, преподающая математику во французской школе, пришла в ужас от их знания дробей и всякой другой практической арифметики.
Я ей посоветовал послевоенную брошюру «Приемы устного счета». Так ученики её просто полюбили, а учителя выдвинули на какую-то там местную региональную премию ;)

Лёня
Лёня
1 месяц назад
В ответ на:  Семен Семенов

Вы имеете в виду Министерство по созданию трудностей Образованию и Науке?

Семен Семенов
Семен Семенов
1 месяц назад
В ответ на:  Лёня

Да

Alexander Poddiakov
1 месяц назад

Раз уж пошло обсуждение, упомяну юмористические дизайнерские объекты, обещающие трудности, — например, трудности сидения в данном конкретном случае
https://www.janhowlin-ceramics.com/portfolio/#/cactus/

kreslo-png
Леонид Коганов
Леонид Коганов
1 месяц назад

Борьба (подчёркиваю далее!) с искусственно созданными трудностями.
Весь дремучий сталинский так называемый социализм сплошь был на это, как говорится, заточен.
Сначала создаём, затем героически и бессмысленно по отношению к созданному побеждаем.
Фанфары бьют, раздают ордена непричастным и наказывают не… Понятно как и кого.
Но до конца так и не расхлебали эту, некогда, кровавую похлёбку.
Увы. Имхо.
Л.К.

res
res
1 месяц назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Это свойство любой бюрократии.

Леонид Коганов
Леонид Коганов
1 месяц назад
В ответ на:  res

Вы хотели добавить — никем и ничем не ограниченной, не так ли?
Л.К.

res
res
1 месяц назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Да нет, везде, что в золотом миллиарде, что в развивающихся, выглядит примерно одинаково.

Владимир Аксайский
Владимир Аксайский
1 месяц назад

Термин «трудность» позволяет дать очередное функциональное определение жизни.
Жизнь — это непрерывное создание и преодоление трудностей, — причем создание опережает преодоление, — жизнь становится всё более сложной и интересной.
В общем, — ad astra per aspera , — через тернии к звездам.
Таким образом, в связи с вышеизложенным, можно заключить:
заметка Александра Поддьякова демонстрирует неизменную актуальность, полезность и социальную значимость совместной творческой работы психологов и всех остальных, включая ИИ, по генерированию объектов для создания трудностей, — ведь все хотят, как лучше…

Леонид Коганов
Леонид Коганов
29 дней(-я) назад

О приблизительных, порою весьма искусственных трудностях в искусстве математики — см., например, здесь: > А Новиков не разобрался. Нет, так, К.К. (=Комиша Коильинский) не пойдёт, не та величина покойного. С серебряной ложкой во рту родившегося и с академической шапочкой на гробе упокоенного. Если хоть часть им сказанного = написанного в его условном «Матзавещании» = Zavet’е правда (исключая явную диффамацию, подчёркиваю и повторяю, по отношению к проф. Ю.С.Ильяшенко в виде замалчивания в начале второго листа = второй страницы этого самого Матзавещания), то мы имеем дело с комплексными системными матпреступлениями. В виде системного публикования явной недодельщины, годами скрываемой от матобщественности. И это в лучшем случае (Петровского — Ландиса, условно). Если сообщённое посмертно С.П. Новиковым (даже по пьяни и не на трезвую голову) хотя бы малой своей толикой правдиво, то часть так называемых «научных результатов» нуждается и по возможности безотлагательно в максимально гласной отмене. Премии (ленинские, сталинские и прочие) не столь важны, конфликт Г.Я. Перельмана с гг Шинтуном Яу и его учениками (Као и Чжу) показал, что эти премии суть полные пустышки (и даже в денежном выражении). А вот репутацию, ея не пропить, как бы ни старались, даже здесь в этом самом паблике дошлые «доброхоты». Ни по пьяни, как было с составителем Матзавещания, ни на трезвую голову, никак. Никаким макаром, никакой имитацией. Это поколение уходит, один из последних Алексей Брониславович Сосинский, репатриант на родину предков, так сказать, ученик матери С.П. Новикова Людмилы Всеволодовны Келдыш по так назыааемой геометрической топологии в стиле брошюры Пархоменко о понятии линии (в теоретико-множественной топологии). И Д.Б. Фукс в Америке. Остальные ушли. И моё поколение 70+ близко увы к финалу. Посему расхлёбывать всё указанное в Матзавещании и осуществлять разумно «передачу дел» придётся сообща. Без ёрничества и новой порции лжи. Так считаю и уверен. Л.К. «Распалась связь времён…» (Шекспир, Гамлет). «И будет трудно им самим найти утерянные связи…» (Есть в… Подробнее »

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...