Агитация для своих

Агитация для своихПубликуем новую заметку Анастасии Казанцевой, линейного продюсера научно-популярной передачи «Прогресс» на Пятом канале.

Я очень люблю предоставляемую «Яндексом» возможность поиска по блогам. Можно ввести какое-нибудь словосочетание, например «генетически модифицированные организмы», и узнать, что пишут о них люди в своих дневниках.

Люди пишут удивительные вещи. Многие восприняли всерьез недавнюю новость о том, что вирус свиного гриппа содержится в чипсах из генетически модифицированного картофеля. Многие ссылаются на фильм «Ген скорпиона» и ему подобные, в которых коллеги честно зарабатывают рейтинг, проводя прямую параллель между ГМО и химическим оружием. Большинство людей ни на что не ссылается, а просто употребляет аббревиатуру «ГМО» как синоним мирового зла.

В комментариях иногда поясняют, что из-за ГМО возникли все аллергии, а в третьем поколении наступит бесплодие. А сегодня я встретила в чьем-то дневнике чудесную цитату с сайта mirsovetov. ru: «Продукты с ГМО могут провоцировать рак. Трансгены имеют свойство встраиваться в генный аппарат микроорганизмов кишечника, а это уже мутация. Как известно, именно мутации клеток приводят к развитию раковых клеток». Комментаторы благодарят за информацию. Мне тоже нравится эта информация: злокачественные опухоли у одноклеточных — это готовая Нобелевская премия.

Когда мы делали сюжет о ГМО (см. www.5-tv.ru/programs/broadcast/503598/), у нас (во всяком случае, у меня) были наполеоновские планы. Мне казалось, что русскоязычное информационное пространство остро нуждается хотя бы в одном видеосюжете о пользе ГМО и что если такой сюжет снять и выложить в Интернет, то ситуация изменится к лучшему. На него, казалось мне, непременно кто-нибудь где-нибудь сошлется, желательно возмущенно («представляете, по телевизору сказали, что ГМО можно есть, хотят нас отравить»), — будет общественный резонанс, и мы кого-нибудь переубедим.

Ничего подобного, конечно, не произошло. Наш сюжет высоко оценили мои друзья, биологи и врачи. Поставили на него ссылки. Ссылки прочитали их читатели. Сюжет смотреть они уже не пошли — зачем, если им и так понятно, что в ГМО нет ничего страшного.

И тогда я поняла, что здесь есть какой-то подвох. Что популяризация науки устроена неправильно.

Люди, которые уже смотрят «Прогресс» (читают ТрВ, «Элементы. ру», хорошие блоги, нужное подчеркнуть), не нуждаются в том, чтобы им рассказывали про безвредность генетических модификаций. Либо они уже об этом знают, либо прочитают в надежном источнике, как только заинтересуются.

Функция телепередачи «Прогресс» — снабжать научной информацией тех людей, которые и так в ней заинтересованы и которые, не будь нас, просто уделяли бы больше времени просмотру англоязычных научных новостей, а вовсе не прозябали бы во мраке. А люди, которых могла бы удивить информация о том, что генетическая модификация — не заговор империалистов, а всего лишь наиболее удобный метод улучшения свойств культурных растений, не смотрят «Прогресс».

Поэтому, наверное, настоящая популяризация должна быть совсем не такой. Я вот работаю в умной редакции, делаю сюжеты для умных зрителей, получаю огромное удовольствие, а еще зарплату и иллюзию собственной ценности. А если бы я действительно хотела популяризовать науку, надо было бы идти туда, где ее еще никто не популяризовал. Писать статьи в желтой прессе («подлые производители химикатов хотят и дальше отравлять Россию!»), писать женские детективы («подлые производители химикатов убили положительную героиню, которая пыталась создать устойчивую к колорадскому жуку картошку»), писать тексты блатных песен («ты зашухарила всю нашу малину, вкусную маааалину-ГМО»), а на заработанные деньги заказывать уличную рекламу («Это Вася, он ест ГМО. Это Петя, он ест овощи с пестицидами. У Васи стоит, а у Пети уже нет»).

Если все получится удачно, появится лагерь людей со слепой верой в пользу ГМО, которые тусуются там же, где и люди со слепой верой во вред ГМО. Они начнут бурно спорить, а молчаливое большинство, середина гауссианы, посмотрев на них, решит что-нибудь почитать. Тут-то и пригодятся нормальные популяризаторские статьи и сюжеты.

По-моему, отличный план.