С русского на понятный

Главное преимущество жизни в большом городе – существование круглосуточных книжных магазинов. Главный недостаток -то, что все они расположены далеко от дома. Поэтому чаще всего мне туда ехать лень, и я пытаюсь купить что-нибудь буквосодержащее в ларьке у ближайшего метро.

Книжек там, мягко говоря, мало, а книжек, пригодных для чтения, – еще меньше. Но зато мне всегда было интересно рассматривать обложки и наблюдать за тем, как ассортимент ларечной литературы изменяется в соответствии с эпохой.

Например, в начале 90-х, когда ларьки только-только появились, в них продавалось невероятное количество книг и газет о лженауке. Снежный человек и инопланетяне, лечение керосином и перекисью водорода, левитация и телегония. Людям, наверное, тогда хотелось свободы слова, бессмысленной и беспощадной.

Сейчас продается много книжек о том, как стать успешным человеком. Каждая из них содержит свод универсальных правил, которые обязательно нужно соблюдать, чтобы правильно бросить курить, правильно похудеть, правильно построить отношения с родственниками и коллегами, и вообще жить правильно. Видимо, правила жизни востребованы. Видимо, их не хватает.

Мне больше всего нравилось начало 2000-х, когда процветали многочисленные издания типа «Х для чайников». Под словом «Х» могло скрываться вообще всё что угодно, от автостопа до ядерной физики. Я думаю, это были прекрасные книжки. Человек перегружен информацией, она идет со всех сторон, у человека Интернет, телефон, радио и телевизор – у него нет сил на то, чтобы читать еще и первоисточники, но по крайней мере он может прочитать легкую книжку для чайников и получить общее представление о предмете. Это здорово. Я бы хотела когда-нибудь написать пару таких книг.

А пока что я примерно этим и занимаюсь на работе.

«…Все очень просто, – говорит мне биолог, – после хромотографии мы их секвенируем, смотрим кДНК и трансформируем колю».

«Всё очень просто, – объясняю я корреспонденту, – они сначала сортируют белки в смеси по их заряду и молекулярной массе, потом определяют аминокислотную последовательность, дальше определяют, какая ДНК из созданной по матричным РНК коллекции будет кодировать этот белок, и создают генетически модифицированную кишечную палочку, способную его синтезировать».

«Всё очень просто, – говорит корреспондент в сюжете, – если белка нужно много, то создается бактерия, способная его производить».

Именно этот уровень популяризации – от ученого к корреспонденту – мне наиболее интересен. Я очень рада, что у меня есть возможность углубляться в детали, расшифровывать термины, поминать центральную догму молекулярной биологии и преимущества E.coli как продуцента белков. Мне все время жалко упускать подробности, и поэтому я сама не смогла бы снимать телевизионные сюжеты. Разве что – длинные документальные фильмы. А вот корреспондентам, наоборот, нравится объяснять сложную вещь так, чтобы понял сферический пролетарий в вакууме, и я ими восхищаюсь.

Еще одно преимущество жизни в большом городе, в большой стране, в большом мире – существование разных ступеней популяризации, от справочника по вирусным векторам, рекомендованного аспиратам-биотехнологам, до покетбука «генная инженерия для чайников». Всегда можно найти уровень, идеально соответствующий природным склонностям и текущим ресурсам.

Это здорово.