Былое и Дума

Былое и Дума

Уважаемая редакция!

За прошедшее с выхода предыдущего номера «Троицкого варианта» время наша наука испытала потрясение титанической силы. Наш горячо любимый Президент упразднил своим Указом два федеральных агентства — «Роснауку» и «Рособразование». Не сомневаюсь, что многие были до глубины души ошарашены таким крушением устоев. С одной стороны, конечно, тамошние федеральные агенты работали недостаточно эффективно, чтобы обеспечить выполнение плана ускоренной и всемерной модернизации России на период до 2015 г. В лучшем случае они могли справиться с планом-2020. Поэтому совершенно справедливо руководство страны решило замкнуть все финансовые потоки на министерство, ведь министр — это голова: должность у него повыше будет, чем у руководителя федерального агентства. С другой стороны, какие же это были люди!

Да, они выдумывали разные бумажные формы заявок и отчетов, от которых у неприспособленного человека голова кругом шла. Но зато человек приспособленный чувствовал себя в этих формах, как рыба в воде. И тут, надо сказать, бюрократия выполняла важную эволюционную функцию — отбора людей, которые в состоянии приспособиться к разумному государственному порядку. Ведь чему нас учит эволюционная теория? Тому, что выживают не самые умные, талантливые и сильные, нет, выживают самые приспособленные к существующим условиям. А какие условия нужны нам? Правильно, нам нужны стабильность и разумный государственный порядок.

А с бытовой точки зрения, так это и просто отцы родные были: умелый человек всегда мог найти к ним нужный подход. И тогда… Тогда даже сравнительно простой человек мог обеспечить себе не скудный хлеб преподавателя и научного сотрудника, нет, он мог тогда, решая важные государственные задачи, заработать себе и на хлеб с маслом, и на икру, и на отдых на Канарах.

Впрочем, о былом нечего жалеть: все, что ни делается в нашем богоспасаемом государстве, все — к лучшему. И мне тут традиционно начинают разные мысли в голову приходить, как бы еще лучше для родной страны сделать, следуя в русле генеральной линии. Думается мне, что даже министр, какой бы он головой ни был, может оказаться не в силах вытащить нашу науку из того болота, куда она была загнана ельцинским режимом, прогнившим царизмом и татаро-монгольским игом, и приспособить ее для нужд ускоренной модернизации страны. Это по силам только первым лицам нашей партии и государства. Если и не первым — у них и поважнее науки заботы есть -до Олимпиады-2014 всего четыре года осталось, — то хотя бы вторым.

В этом отношении я с надежной присматриваюсь к председателю Государственной думы, человеку номер два в нашей руководящей партии, Борису Вячеславичу Грызлову. В последние годы Борис Вячеславович значительное внимание уделяет развитию инновационных технологий и науки. Причем пример берет он не абы с кого, а с известных столпов нашей истории. Как великий царь Петр в свое время не гнушался собственными ручками на благо страны работать, так и спикер Борис не гнушается лично заниматься научно-изобретательским трудом в лаборатории питерского коллеги, Виктора Петрика. Ну и, конечно, всячески спикер наш изобретения и изобретателей продвигает. Понятно, что на этом поприще рано или поздно столкнешься с косностью иных наших научных дистанций: застарелые академики твердят свое: «камни не могут падать с неба». Столкнешься, и возмутишься такими замшелостью и мракобесием: к инновациям ведь надо по-революционному подходить, проламывая стены догм.

И вот ведь что отрадно — начинает вырисовываться в этом деле многопартийный инновационный консенсус. На днях член думского комитета по международным делам фракции ЛДПР Валерий Селезнев пламенно выступил в защиту наших молодых изобретателей и ученых, стремящихся при финансовой поддержке государства расширить спектр инновационной продукции. Как выяснил Селезнев, на их пути стоит коррумпированная комиссия РАН по борьбе с лженаукой, не желающая признавать, что законы физики могут меняться в бесконечном процессе познания подобно тому, как законы государственные могут меняться в процессе бесконечного законотворчества Думы. И решил Селезнев начать противодействие ретроградской коррупции.

Наблюдая такое единение, думаю я: а не передать ли функции распределения научных денег спикеру Грызлову и депутату Селезневу? Они и законы нужные примут, и неоцененным изобретателям резко расширить спектр инновационных изделий дадут, и, главное, сделают все это быстро и масштабно, без лишней бюрократии.

Иван Экономов