По Вселенной со Стивеном Хокингом

Канал «Дискавери» показал три новых фильма с участием Стивена Хокинга [1].

Вышедшие ленты можно отнести к двум разным классам. Двухчасовой фильм «История всего» – стандартный современный научпоп премиум-класса с немногочисленными элементами «страшилки» и фантастики, что обычно и делает «Дискавери» на тему космоса. При желании, конечно, можно найти, к чему придраться. Диски вокруг черных дыр ничего не знают об искривлении световых лучей в сильном гравитационном поле. След за звездолетом в межзвездном пространстве быстро расплывается, как след за самолетом, и т.д. Тем не менее, фильм хорош. Особой фантастики там нет, а потому и в печати о нем писали мало. Потому и мы дальше поговорим только о двух других: часовых «Путешествии во времени» и «Чужаках», особенно о последнем.

По Вселенной со Стивеном Хокингом

В «Дискавери» подошли к делу серьезно: взяли самого популярного на сегодняшний день ученого и самые будоражащие воображение темы из числа профессионально близких или интересных выбранному ученому. То есть подход был скорее коммерческий; просветительско-популяризаторские аспекты находятся на втором плане. Фильмы очень красиво сделаны (чего стоит одна сцена охоты в фильме о чужаках!). Видимо, это довольно дорого, а потому многие удачные кадры повторяются по много раз, что постепенно начинает раздражать придирчивого зрителя.

Завораживающие кадры сопровождаются текстом, призванным постоянно удерживать внимание зрителя, пусть и за счет самых смелых предположений.

По Вселенной со Стивеном Хокингом

Поэтому из фильмов очень легко надергать «шокирующих» фраз, чем не преминули воспользоваться журналисты и пиарщики [2,3]. В тексте много фантазий и предположений, а также глубоко частных мнений Хокинга, что никак не оговаривается по ходу повествования, видимо, чтобы не портить гладкий стиль «вещания». То есть хорошо установленные факты или стандартные гипотезы запросто перемешаны с рассуждениями о «существах в центрах звезд» или «межзвездных облаках из микроорганизмов».

В СМИ наиболее активно обсуждались высказывания Хокинга об «опасных кочевниках». Дескать, придет такой межзвездный Чингисхан со своей ордой, высосет всю энергию Солнца, а мы тут оставайся в темноте. А потому лучше сигналы никуда не посылать. Звучит, на мой взгляд, довольно странно. Прятаться от злонамеренных инопланетян, легко летающих между звездами и потребляющих их энергию в таком количестве, как-то странно: и так найдут. Тем более, что из рассуждения следует, что скорее им понадобится звезда, а не мы. Ну так звезд много, они и так хорошо видны издалека, независимо от наших слабых сигналов.

По Вселенной со Стивеном Хокингом

Фильм о путешествиях во времени вызывает больше симпатий с точки зрения содержания. В первую очередь уже потому, что Хокинг – один из ведущих специалистов в области теории гравитации и космологии ( в фильме о чежаках Хокинг, не будучи астробиологом, много просто фантазирует, на мой взгляд, хотя это, конечно, educated fantasy). В фильме опять-таки зачастую перемешаны плохо мотивированные гипотезы и довольно стандартные модели. Но пропорция вполне разумная для данного жанра. А некоторые эпизоды (например, фуршет для путешественников во времени) просто великолепны.

По Вселенной со Стивеном Хокингом

В итоге хочется сказать, что фильмы стоит смотреть, хотя «Чужаков» – с некоторым скептически-консервативным настроем. А вообще критическое обсуждение этих фильмов (или, скорее, вырванных из них фраз и эпизодов) напоминает мне отзывы на альбом «The Division Bell». Да, это намного хуже, чем «Dark side of the Moon», но это все равно добротный Pink Floyd, а не «Зайка моя».

1. http://dsc.discovery.com/tv/stephen-hawking/