Любовь двух запятых

Всем, кто знаком с современными теориями полового отбора, известно: самки затрачивают на потомство больше времени и ресурсов, чем самцы. Как минимум настолько, насколько яйцеклетка больше сперматозоида, а уж если приходится вынашивать и выкармливать детенышей… Отсюда различные стратегии выбора партнеров. Самки предпочитают спариваться с одним или немногими, но лучшими из всех, чтобы потомство унаследовало «хорошие» гены и расходы окупились по максимуму. Самцы стараются иметь как можно больше партнерш, благо мужские затраты невелики. (Там, где самец принимает участие в уходе за потомством, чаще встречается моногамия.) А как насчет гермафродитов, у которых каждая особь – и самец, и самка? Возможно ли практиковать одновременно две стратегии, и «только с лучшим», и «со всеми сразу»?

Один из возможных вариантов ответа нашли Лукас Шерер и Дита Визосо (Lukas Schärer, Dita Vizoso) из Базельского университета. Они наблюдали за спариванием плоских червей рода Macrostomum, принадлежащих к 16 видам. Размер каждого червя примерно как у запятой в этой заметке, и без микроскопа мало что было бы видно. Зато под микроскопом от крылась потрясающая подробность: иногда после спаривания одна из запятых сгибалась бубликом и «вылизывалась», удаляя сперму из половых путей. «Когда я впервые увидел это в 2002 г., я чуть не потерял сознание, – рассказывает Шерер журналу Nature. – После этого мы стали снимать фильмы про 12 пар одновременно – мне это напомнило секс-отель со скрытыми камерами».

Шутки шутками, но фактически это наблюдение доказывает наличие половой избирательности у крохотного червя-гермафродита. Если женская половина одного червя по каким-то причинам не считает перспективным партнером мужскую часть другого, она избавляется от последствий и снова отправляется на поиски.

Мужская ипостась не остается в долгу. У видов, которые демонстрируют такое поведение, спермии снабжены двумя длинными «усами» и выростами, похожими на дреды: удалить их труднее. Другие виды – настоящие монстры: они втыкают мужской половой орган, похожий на абордажный крюк, в любое место на теле партнера и вводят сперматозоиды, которые и находят дорогу к яйцеклеткам. Сперматозоиды, что примечательно, гладкие, без выростов.

Эти открытия показывают, как много нам еще предстоит узнать о половом отборе, в частности о связи между формой половых клеток и поведением животного. С днем святого Валентина!

Елена Клещенко