Крис Фрит, автор книги «Мозг и душа: как нервная деятельность формирует наш внутренний мир», признается, что, задумав писать о сознании, в итоге написал книгу о мозге. Что неудивительно, учитывая масштаб задачи, на решение которой автор замахнулся. Ведь вопрос о взаимосвязи мозга и психики остается до сих пор одним из самых дискуссионных и малоизученных. Поэтому любой, кто бы ни взялся за решение психофизиологической проблемы, рано или поздно оказывается вынужденным примкнуть к одному из лагерей, признающих торжество тела над духом либо наоборот. Крис Фрит, скорее всего, играет на стороне первых, ибо считает, что мозг- всему голова. В прямом и переносном смыслах.
Сразу следует сказать, что о душе в традиционном понимании этой «субстанции» в книге нет ни слова. Как собственно и в ее англоязычном названии. Откуда душа взялась в русском переводе, непонятно. Оригинальное название книги (Christopher Donald Frith. Making up the mind. How the brain creates our mental world) грамотнее было бы перевести так: «Происхождение сознания. Как мозг формирует наш внутренний мир». Чувствуется разница? Крис Фрит бы ее почувствовал, потому что является серьезным психологом и нейробиологом, научный словарь которого вряд ли включает такое понятие, как «душа».
Правда, нейробиолога в авторе гораздо больше, чем психолога. Отстаивая за психологией статус точной науки, Фрит вольно или невольно (скорее невольно, потому что ученый отрицает существование свободы воли) подменяет предмет ее изучения. Поэтому главный герой книги — его Величество Мозг, который является подлинным субъектом нашей активности. Описывая невероятные способности мозга, автор не стесняется называть вещи своими именами, и откровенно говорит: «я — продукт моего мозга, как и все мои знания и представления», и еще через сто двадцать страниц уточняет, что «мы — это наш мозг». Множество любопытных фактов из нейробиологии, экспериментальных данных и двадцать четыре страницы цитируемых первоисточников призваны убедить читателя в том, что он… не существует. Не существует «Я» человека, которое является всего лишь фикцией, созданной клубком извилин мозга. Перефразировав слова известной песни, хочется вместе с автором спеть: «Есть только мозг между прошлым и будущим — именно он называется жизнь».
Крис Фрит ставит себе целью перевернуть традиционные представления о внутреннем мире человека. Но местами его логика напоминает известный философский эксперимент Э.Б. Кондильяка, который пытался показать на примере воображаемой статуи, что любой психологический опыт может быть получен из первичных ощущений. Похожим образом рассуждает и автор, когда пишет, что наш субъективный опыт и представления о внутреннем мире других людей формируются мозгом на основе рецепторного восприятия преимущественно зрительного характера. «Наша картина материального мира представляет собой фантазию, ограниченную сигналами, поступающими из органов чувств. Точно так же и наша картина внутреннего мира (своего или других людей) представляет собой фантазию, ограниченную поступающими к нам сигналами о том, что мы сами говорим и делаем (или о том, что говорят и делают другие)», — фантазирует Крис Фрит. Можно было бы подумать, что ученый является сенсуалистом. Но перед этим Фрит так же уверенно писал о том, что в мозге существуют врожденные априорные знания и предрассудки, которые первичны по отношению к получаемому извне опыту, а процесс восприятия начинается изнутри. Создать непротиворечивую целостную картину восприятия человеком окружающего мира автору так и не удалось.
Наивными кажутся рассуждения ученого и о свободе воли, которая с его точки зрения является иллюзией, порожденной в глубине нашим коварным мозгом. Складывается впечатление, что свобода воли в понимании Фрита — это буквально свобода от любых ограничений и условий, в которых может протекать активность человека. Осуществление выбора в рамках нескольких альтернатив или в заданных экспериментатором условиях автор не рассматривает в качестве решения, принятого человеком самостоятельно и свободно. Иллюстрируя свои теоретические взгляды экспериментальными данными, Фрит склонен к пристрастной интерпретации тех из них, которые имеют весьма широкий диапазон возможных объяснений.
После всех размышлений о том, будто каждый из нас живет в плену иллюзий, созданных мозгом, утверждение Фрита, что он все-таки верит в существование реального мира, не очень вселяет оптимизм. По мнению автора, все мы наслаждаемся иллюзией свободы, в то время как наш «бездушный» мозг продолжает механически делать свое дело: наблюдать, сравнивать, анализировать, корректировать ошибки и совершенствовать представление о мире, которое мы неверно принимаем за истинное.
Игорь Павлов
Фрит К. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир / Крис Фрит. — М.: Астрель: CORPUS, 2010. — 335 с.