В связи с предстоящим принятием нового школьного стандарта много говорят о социализации школьников, обсуждают, каково должно быть соотношение «знаний» и «социально-личностных компетенций». Ставится вопрос и о том, надо ли разделять детей по «профилям», а если да, то в каком возрасте ребенок может принять осознанное решение. Известно, что в разных странах отношение к этим вопросам может быть весьма и весьма различным, едва ли не диаметрально противоположным. В связи с этим полезно изучить чужой опыт, прежде, чем набивать собственные шишки.
ТрВ-Наука уже рассказывал о системе школьного образования в США и Австралии [1, 2]. Нынешний материал — о школе в Нидерландах. Автор статьи — Анна Начёса, выпускник физфака МГУ (1994 г.). По окончании университета успела поработать программистом в Москве, а теперь более десяти лет живет в Голландии. Работала, в частности, в команде производителя навигационного оборудования TomTom, сейчас — в Hyves, голландском «аналоге» Facebook. Ее сын и дочь учатся в голландских школах с начала 2000-х — фактически все свои школьные годы. Поэтому автору хорошо знакомы как достоинства, так и недостатки голландского обучения.
Начальная школа: под присмотром юф и мейстеров
Голландская школа для ребенка начинается с четырех или пяти лет. И если в четыре года родители могут привести дитя в школу по своей инициативе, то в пять они уже обязаны это сделать. По закону все дети от 5 до 18 лет должны либо посещать учебное заведение, либо иметь на руках диплом о среднем образовании. И за пропуски, кстати, наказывают довольно сурово, даже если речь идет о паре дней опоздания с каникул. Ну а уж если ребенок в школу не ходит систематически, то не поздоровится ни ему, ни родителям: сначала вызов в местное «роно», потом — в комиссию по делам несовершеннолетних, потом — в суд, а там — либо штраф (если виноватыми признают родителей), либо занятия общественно-полезным трудом или воспитательные беседы в той же комиссии (если прогульщиком оказался подросток-разгильдяй), либо и то и другое (чтобы не расслаблялись). Если родители не посылают ребенка в школу из принципиальных (например, религиозных) соображений, то неприятности будут и посерьезнее, вплоть до лишения свободы.
Надо сказать, что начальная школа голландским детям, как правило, нравится. Многие родители приводят туда ребенка, как только ему или ей исполняется четыре года (это может произойти даже в конце учебного года, никто не удивится). Начальная школа в Голландии состоит из 8 групп («классы» только в средней школе).
В начальной школе уроки начинаются в 8.15, а заканчиваются около 3 часов дня (три дня в неделю) либо в 12 часов дня (как правило, по средам и пятницам). В некоторых школах поступают иначе: дети находятся в школе до 3 часов дня четыре дня в неделю, а один день (среду или пятницу) отдыхают дома. Кроме того, есть большая перемена (как правило, с 12 до часа дня) и переменки между уроками (45 минут урок + 15 минут перемена). На переменах дети могут поиграть на школьной игровой площадке, которая есть во всех школах. Предполагается, что во время большого перерыва дети идут домой обедать — в голландских школах горячих обедов не бывает; впрочем, их не бывает и в голландских садиках, детишки едят бутерброды чуть ли не с пеленок. Те, кто домой не идут, могут остаться в здании (под присмотром одной-двух мам-добровольцев) и пообедать пресловутыми бутербродами там.
Существуют группы продленного дня, где дети могут находиться после школы часов до шести, но в них, как правило, очереди, в которые иногда надо становиться чуть ли не за год до того, как ребенок вообще пойдет в школу (голландцам к этому не привыкать — в садик тоже надо записываться в очередь еще до рождения ребенка.) Да, кстати, во всех школах пятидневная учебная неделя.
В первых двух группах дети в основном учатся общаться друг с другом и с учителем (как правило — учительницей). Учительницу называют «юф» (от слова «юффрау» — «барышня»). Малыши часто называют «юф» любую особу женского пола, которая с ними занимается, будь то тренерша в спортшколе, учительница музыки или какая-нибудь массовичка-затейница. В средней школе этот термин уже не употребляется. Учителя (любого человека мужского пола, имеющего отношение к школе — хоть директора, хоть стажера) называют «мейстер». Кстати, ни разу не встречала ни одной директрисы. Может быть, они где-то есть, но мне не попадались.
С третьей группы уже начинается собственно обучение — письмо, чтение, основы счета, немного истории, географии и природоведения. По сравнению с российскими программами здесь нагрузка гораздо меньше, домашних заданий не задают, разве что в последних двух группах. Уравнения? Ну что вы… Английский с погружением? Да ну вас! (Ну, английский-то они и так выучивают — в Голландии большинство фильмов и телепрограмм идет на языке оригинала с подстрочником.) Российских родителей, скажу по собственному опыту, это слегка шокирует. Несерьезная какая-то школа. Однако это только кажется.
Основной акцент в начальной школе ставится, во-первых, на пресловутое общение и работу в команде, во-вторых, на выявление потенциальных способностей ребенка. И тут начинаются первые «отсевы». Если у ребенка дислексия — ничего страшного. А вот если он не может общаться с другими и юф или мейстер тратят на него (нее) слишком много времени — родителям посоветуют обратиться к психологу. Если тот поставит диагноз «аутизм», то ребеночка, скорее всего, переведут в спецшколу (тут несколько уровней спецшкол). В отличие от России, обучение в спецшколе не является стигмой, но в общем в Голландии туда тоже не особенно стремятся.
Классы в начальной школе, как правило, не очень большие: 20-25 детей максимум. Сами школы одно-или двухэтажные, одна группа на параллель — не редкость, и школ этих очень много в каждом городе. Кстати, начальные школы бывают разные. Чаще всего они делятся по религиозному признаку: «открытые» (без религиозной направленности), католические, протестантские (тут возможны варианты — в Голландии несколько разновидностей протестантов), комбинированные (несколько конфессий вместе). Мусульманские школы в крупных городах тоже бывают, хотя их существование в последнее время часто становится темой для дискуссий. Кроме того, бывают школы с разной философией. Наиболее часты школы Монтессори, слышала также о Вальдорфских школах, но вообще можно встретить всё, что угодно.
В открытых начальных школах образование, как правило, бесплатное: все учебные пособия дети получают в классе, в том числе и тетрадки, а с собой приносят только карандаши и ручки. Родители ежегодно выплачивают «родительский взнос» на нужды школы (как правило, порядка 25 евро за ребенка в год), платить эти деньги призывают, но заставить не могут. Существуют и частные школы (например, для англоговорящих детей) — там стоимость обучения может доходить до 30 тыс. евро в год, но эти школы не занимаются по местной программе и в местную систему, вообще говоря, не входят.
В последней группе, как правило, к выпуску дети готовят мюзикл и на неделю вместе, всем классом куда-нибудь уезжают вместе с учителем и парой сопровождающих родителей-добровольцев: на ферму в соседней провинции или в поход с палатками на несколько дней.
Средняя школа: vwo, havo и vmbo
В конце начальной школы наступает «момент истины»: дети проходят через несколько «тестов» — как минимум CITO-тест (что-то вроде письменного экзамена по всем областям знаний, которые предполагалось получить в школе) и IQ-тест. Кроме того, школа имеет право выразить собственное мнение о способностях того или иного ученика. В зависимости от тестов и от мнения школы ребенку выдают рекомендацию для прохождения дальнейшего образования — на какой уровень он может претендовать.
Дело в том, что средняя школа в Голландии поделена как вертикально, так и горизонтально. Горизонтальных уровней в настоящее время три: vwo, havo и vmbo.
Vwo (срок обучения — 6 лет) делится на гимназию и атенеум. Разница между ними только в том, что в гимназии дают классические языки — латынь и греческий, а в атенеуме — нет. Оба этих типа школ дают право поступать в университет, но для того, чтобы стать доктором или юристом, требуется окончить именно гимназию, так как от абитуриента требуется знание латыни.
Havo дает возможность получения высшего профессионального образования (т.е. института в нашем понимании). Там учатся 5 лет.
По местной статистике, 40% детей получают образование в школах уровня vwo и havo, остальные же 60%, не желающие слишком уж утруждать себя учебой, попадают в систему vmbo.
Vmbo — туда идут те, кто больше хочет работать. Учатся там 4 года, однако и внутри этой структуры есть четыре варианта: vmbo-t (теоретическое), после которого можно в принципе продолжить обучение в havo, и еще три варианта попроще, где дополнительно к обычным школьным предметам дается та или иная профессия. В принципе вся структура vmbo — это что-то вроде наших техникумов и ПТУ.
У вас еще не закружилась голова? А ведь это еще не всё! Есть еще внутреннее деление на четыре варианта (деление по «профилям», говоря языком разработчиков нового российского стандарта). В vwo и havo это будут: наука и техника (так называемые «бета-предметы») — здесь делается акцент на точные науки; наука и здоровье (биология и медицина), экономика и общество; культура и общество. В vmbo: техника, здоровье, экономика и сельское хозяйство. Разделение происходит, впрочем, не сразу, а обычно после трех лет обучения в средней школе.
Что касается выбора уровня средней школы, то тут, как я сказала, основной вес имеет рекомендация из начальной школы. Если там написано, например, что ребенку рекомендуется havo, то в гимназию его не возьмут. Однако кроме гимназий в чистом виде бывают еще смешанные школы, где одно учебное заведение дает два или сразу три типа образования, и в течение первого года детей не делят, например, на havo и vwo, а откладывают это разделение на год позже. Такие классы называют «brugklassen» — классы-мостики.
На практике переходы между школами случаются и в старших классах — например, если ребенок «не тянет» гимназию и переходит в havo (бывает нередко). Надо заметить, что вообще по отношению к образованию господствует принцип «лишь бы дети были счастливы». Исходя из этого, начальная школа не рекомендует ребенку гимназию, если не считает, что он ее «потянет», а средняя школа может порекомендовать родителям перевести ученика в школу уровнем попроще в случае неуспеваемости. «Тянуть» в российском понимании сильно не будут, если речь не идет об уровне, с которого падать уже некуда. Установка на получение всеми детьми диплома о среднем образовании здесь довольно четкая — считается, что без образования человек не найдет хорошую работу, а значит, пополнит ряды тех, кто сидит на пособии.
Классическая гимназическая программа по сравнению с нашей средней школой более «нагруженная»: в первом году дети учат три языка (английский, французский и латынь), потом к ним добавляются еще греческий и немецкий. Обязательные предметы в течение первых трех лет — математика, голландский, физкультура, история (каждый год), информатика (первый год), география, биология, физика, химия и экономика (не каждый год; например, химия и экономика появляются только в 3 классе). После того, как детей разделяют по направлениям, появляется выбор: на разных направлениях будет математика разных уровней, где-то не будет биологии, где-то можно отказаться от одного из иностранных языков и т.д. Обычно в каждом направлении есть несколько обязательных предметов, несколько профильных предметов по выбору, а также один или два совершенно свободных предмета (одна российская девочка благодаря этому умудрилась набрать себе предметов так, чтобы закончить школу по трем профилям одновременно; больше я про подобные случаи не слышала).
Профиль, выбранный после 3 класса, повлияет на то, где можно будет учиться дальше. В принципе при необходимости нужные предметы можно «добрать» и позже, в специальных учебных центрах; насколько это частая практика, судить не могу.
В общем, суммируя, можно сказать, что по сравнению с российской системой образования голландская гораздо более мудреная. Тем не менее, она работает, хотя некоторые вещи в ней все-таки удивляют.
Лично меня больше всего удивляют две: во-первых, то, что до 12 лет детей никто не учит решать математические задачи методом составления уравнений; во-вторых, то, что в начальной школе, в отличие от нашей, дети не учат стихотворения голландских классиков наизусть и не пишут диктанты по отрывкам из классических произведений. Мне сказали, что когда-то, лет 20-30 назад, это тоже было, но потом произошла демократизация системы образования, и к чему пришли, к тому и пришли…
Еще немного печалит, когда в общем-то смышленые молодые люди, например, разговоры о литературе отсекают словами «я был на бета-направлении и ничего этого не учил». Не знаю, хорошо это или плохо. Они хорошо знают свое дело и, как правило, любят то, что делают. Годам к 40 или даже раньше человек может вообще резко сменить поле деятельности (я знаю одного программиста, который стал художником, и другого, который переквалифицировался в шеф-повара). Очень популярна художественная самодеятельность — хоры, оркестры, театральные труппы, изобразительное искусство, и это не кажется странным или удивительным. Удивительно, если у человека хобби нет.
При всей политкорректности, однако, существует «больная» тема образования некоренных голландцев. Всеми средствами массовой информации спокойно употребляется понятие «черная школа» (т.е. такая, где большинство учащихся — аллохтоны, дети иностранцев неевропейского происхождения), как будто это так и надо. Есть горячие обсуждения ношения платков в школе и правомерности существования мусульманских школ (да и мечетей как таковых) в принципе… Но об этом как-нибудь в другой раз.
1. Б. Докторов. Начало «Одиссеи». Американская школа глазами дедушки. — №40, 27.10.2009. http://trv-science.ru/40N.pdf Б. Докторов, Е.Докторова. Продолжение «Одиссеи». Первые полгода пути. Американская школа глазами дедушки и внучки — №49, 16.03.2010, http://trv-science.ru/2010/03/16/prodolzhenie-odissei-pervye-polgoda-puti-amerikanskaya-shkola-glazami-dedushki-i-vnuchki/
2. Е.Степчин. Австралийская школа позволяет детям быть детьми. -№37, 15.09.2009. http://trv-science.ru/2009/09/15/avstralijskaya-shkola-pozvolyaet-detyam-byt-detmi
Любопытное изложение! Спасибо за Ваш ресурс! Може будет интересно, материалы по Монтессори нашла тут
Спасибо!Очень полезная статья.Подскажите,средняя школа находится в другом здании от начальной?
Печальная правда.Система растит винтики.Люди недоразвиты в чувствах, думать, анализировать, логически мыслить.
Кое-что автор главное упустила.
Она правильно написала, что начальная школа- полная расслабуха, а вот с 12 лет дети идут дальше учиться, где их по полной начинают учить!!
Эта система рассчитана на том, чтобы не было умных думающих людей.
Хотите, чтобы ваши дети жили счастливы, не чувствовали себя неспособными найти достаточного заработка, занимайтесь с ними дома!!Аллахтоны как раз знаютв этом толк!Только они и занимаются дополнительно.Голландцы, увы, давно живут в полном доверии системе.