«Пряников сладких всегда не хватает на всех»

Рентгеновская обсерватория IXO. Изображение NASA (http://constellationx.nasa.gov/)

Сокращение бюджета НАСА (о чем ТрВ-Н, в частности, писал в [1]) и последовавшие за этим жесткие решения поставили под угрозу осуществление нескольких очень крупных научных проектов в области астрофизики. Это стало предметом бурного обсуждения в самых разных изданиях [2-5]. Речь идет в первую очередь о проектах LISA и IXO, которые планировались как совместные проекты НАСА и ЕКА (также, вероятно, будут сокращения в планах по реализации дорогих планетных миссий, но их мы здесь обсуждать не будем).

Проект LISA (Laser Interferometer Space Antenna) предназначен для исследования гравитационных волн большой длины от астрофизических источников. Реализация была назначена на 2025 г. Стоимость проекта приближалась к 2,5 млрд долл., из которых 1,5 должно было бы выделить НАСА [6].

Проект IXO (International X-ray Observatory) – это рентгеновский инструмент нового уровня. Его стоимость оценивается примерно в 5 млрд долл., из которых НАСА планировало выделить более 3 [6]. Кроме Европейского космического агентства в проекте также планирует принять участие и японское (JAXA). Проект должен был быть реализован в 20-х годах этого века.

Лазерный интерферометр LISA. Изображение ESA (http://sci.esa.int)

Эти проекты должны были обеспечить и научные и технологические прорывы. Их разработка, создание и реализация должны были бы не только дать новое фундаментальное знание, но и позволили бы развить новые технологии. Поэтому, собственно, они такие дорогие [7]. Теперь основная тяжесть в реализации этих программ неожиданно ложится на Европу, у которой свои экономические проблемы. Ситуация в Японии также далека от идеальной.

Пока не известно, будут ли миссии на время заморожены, полностью закрыты или каким-то образом сокращены, чтобы удовлетворить новым бюджетным ограничениям. Изначально специалисты, конечно, попробуют пойти по последнему пути – посмотреть, как можно удешевить проекты, не закрывая их совсем. Что из этого получится, пока не понятно. Возможно, нас ждут какие-то новые перестановки в планах по осуществлению исследовательских миссий ведущих космических агентств.

1. И.Лисов «Закат американского космоса», ТрВ-Н, №73, 01.03.2011 http://trv-science.ru/20l1/03/01/zakat-amerikanskogo-kosmosa/