30 лет тому вперед: какие открытия нас ждут (Сергей Попов)

Концепция Extremely Large telescope (eso.org)
Сергей Попов. Stable Diffusion

Тридцать лет — это примерно миллиард секунд. Примерно миллиард ударов сердца.

Давайте посмотрим на тридцать лет назад. В то время мы еще не открыли ни одной планеты у нормальных звезд, похожих на Солнце, и не знали о том, что наша Вселенная расширяется всё быстрее и быстрее. Первое из двух открытий можно было предсказать, второе — нет. Первое явилось итогом целенаправленных усилий по поиску экзопланет, второе стало для большинства ученых неожиданным результатом исследований в области внегалактической астрономии и космологии. Пожалуй, это были два самых главных открытия в астрономии с 1960-х годов. Значит, в современной науке какие-то крупные достижения мы можем предвидеть, а какие-то — нет. Будем считать, что бокал наполовину полон и попробуем задуматься, что мы узнаем о Вселенной в ближайшие тридцать лет.

Почему вообще можно предсказывать научные открытия? Дело в том, что многие важнейшие результаты получают на больших установках (телескопах, космических аппаратах и т. д.), ввод в строй которых распланирован иногда на десятки лет вперед. Давайте посмотрим, какие важные астрономические инструменты начнут работать в ближайшие лет двадцать и какие космические проекты в Солнечной системе можно будет реализовать. А по ходу обсуждения поймем, на какие открытия мы можем рассчитывать.

Сейчас на гало-орбите в точке Лагранжа L2 находится космический телескоп «Джеймс Уэбб» (JWST). Можно рассчитывать, что инструмент проработает как минимум до начала 2040-х. За это время будет сделано много интересных открытий. В первую очередь ожидается, что они будут связаны с историей формирования галактик, начиная с самых первых, и с экзопланетами. Первые результаты, полученные на этом инструменте, дают все основания для оптимистичных прогнозов. Таким образом, через тридцать лет мы будем хорошо представлять, как формировались галактики, их группы и скопления.

Для исследований экзопланет также важны крупные наземные телескопы. В конце 2020-х — начале 2030-х начнет работу новое поколение супертелескопов диаметром 30–40 м. Первым из них станет 40-метровый Extremely Large Telescope (ELT) Европейской южной обсерватории. Он заработает в 2028 году. Вместе с JWST эти инструменты позволят начать изучение атмосфер потенциально обитаемых планет, обращающихся вокруг красных карликов. Можно надеяться, что через тридцать лет мы будем знать планеты земного типа в зонах обитаемости с атмосферными характеристиками, говорящими о наличии жизни. Это станет важнейшим прорывом в вопросе поиска жизни во Вселенной.

Кроме того, в ближайшие годы будет открыто множество новых экзопланет разных типов. Благодаря таким аппаратам Европейского космического агентства, как Gaia (он успешно заканчивает свою миссию, но полная обработка данных потребует нескольких лет) и PLATO (ожидаемый запуск — в 2027 году) уже к концу 2020-х счет пойдет на десятки тысяч. Это позволит в деталях понять, как формируются планеты и их системы.

Но жизнь можно искать не только на далеких планетах. В 2030 году к спутнику Юпитера Европе прилетит аппарат NASA Europa Clipper. Это будет первая межпланетная станция, предназначенная для детального исследования небесного тела, считающегося кандидатом номер один в смысле поиска жизни в Солнечной системе. Можно быть уверенным, что до 2053 года к Европе будут отправлены более совершенные аппараты, которые смогут детально исследовать состав подледного океана этого спутника. Кроме того, наверняка будут отправлены межпланетные станции для изучения двух спутников Сатурна — Энцелада и Титана — они также считаются кандидатами в обитаемые миры (причем, если на Титане есть жизнь, то она принципиально отличается от земной!).

Безусловно, будет продолжаться изучение Марса. За тридцать лет мы существенно продвинемся в исследованиях этой планеты. Сейчас есть все основания утверждать, что в далеком прошлом климат на Марсе был куда мягче, а значит, есть надежда, что тогда на Красной планете успела появиться жизнь. Тридцать лет — достаточный срок, чтобы разобраться в этом вопросе.

Кроме того, в непосредственной близости от нас есть тела, номинально не принадлежащие Солнечной системе. Речь идет о межзвездных кометах и астероидах, пролетающих мимо нас в своем странствии по Галактике. Пока было обнаружено по одному объекту каждого из типов: межзвездный астероид Оумуамуа и комета Борисова. Уже в следующем году в Чили заработает очень важный для всей астрономии инструмент — американский Большой обзорный телескоп (Large Synoptic Survey Telescope, LSST) Обсерватории имени Веры Рубин. Кроме прочего, он позволит открывать большое количество межзвездных объектов в Солнечной системе. Причем мы сможем обнаруживать их еще на подлете. В связи с этим активно обсуждаются проекты «перехвата» таких тел с помощью межпланетных аппаратов для их детального изучения. Вдобавок новый телескоп должен поставить точку в вопросе о существовании еще одного крупного тела в Солнечной системе — девятой планеты.

JWST (NASA)

JWST проработает еще лет двадцать. Тем не менее в NASA уже несколько лет активно обсуждается, какой инструмент придет ему на смену. Окончательное решение пока не принято, а потому разрабатывается сразу несколько проектов. Скорее всего, новый телескоп, качественно превосходящий JWST по своим параметрам, будет работать как минимум в оптическом и инфракрасном диапазоне. А может быть, еще и в ультрафиолете. У такого инструмента будет много задач, но среди них точно окажется наблюдение самых первых звезд во Вселенной, которые пока не удается увидеть, и детальное изучение атмосфер «двойников» Земли. Пожалуй, это одна из самых амбициозных (но конкретных и достижимых!) целей как раз на границе рассматриваемого нами тридцатилетнего периода.

Столько всего интересного, а мы даже еще ни разу не упомянули черные дыры. Пора! В 2037 году должен начать работу космический лазерный интерферометр eLISA. Это проект Европейского космического агентства. Его основная задача — наблюдение гравитационных волн от сверхмассивных черных дыр. Кроме того, примерно в такие же сроки (вероятно, немногим позже, чем eLISA) должен быть реализован аналогичный (но не идентичный!) китайский проект. Такие инструменты должны помочь узнать много нового о сверхмассивных черных дырах, об их формировании и эволюции.

Но, как мы знаем, сверхмассивные черные дыры можно изучать разными способами. Всем памятны так называемые снимки черных дыр в галактике М87 и в центре нашей галактики, полученные Телескопом горизонта событий (EHT). Это система крупных наземных радиотелескопов, разбросанных по всему земному шару. Обычно эти инструменты, принадлежащие самым разным странам и организациям, решают независимые задачи, но иногда проводят совместные наблюдения. И тогда это «телескоп размером с Землю» — EHT! Эта система будет расширяться и совершенствоваться. В ближайшие тридцать лет будут получены изображения окрестностей еще нескольких черных дыр, а качество картинки при этом существенно возрастет. Всё это крайне важно для изучения природы гравитации.

Не будем забывать и про черные дыры звездных масс. Сейчас начался четвертый сеанс научных наблюдений на наземных гравитационно-волновых детекторах. В этот раз будут работать сразу четыре установки: две антенны LIGO в США, европейская Virgo и японская KAGRA. На ближайшие лет десять запланированы еще несколько сеансов. Причем апгрейды позволят постоянно увеличивать чувствительность установок. Вдобавок к пятому сеансу может присоединиться и пятая установка — еще одна антенна LIGO в Индии. Кроме слияний черных дыр, такие инструменты регистрируют и слияния с участием нейтронных звезд. Можно надеяться, что в ближайшие тридцать лет благодаря наблюдениям таких событий мы наконец-то поймем, как ведет себя вещество в недрах этих объектов. А это важно не только для астрономии, но и для ядерной физики.

На масштабе нескольких десятилетий ожидается создание гравитационно-волновых антенн нового поколения (нельзя же ведь вечно апгрейдить уже существующие инструменты). Такие проекты разрабатываются в Европе (Einstein Telescope) и США (Cosmic Explorer). Среди многих задач, которые будут решать эти приборы, выделяется исследование областей в непосредственной близости от горизонта событий.

Перечисление ожидаемых суперустановок можно завершить мегапроектом системы радиотелескопов Square Kilometer Array (SKA). Половина установки будет находиться в Австралии, половина — в Южной Африке. Сейчас идут активные работы по ее строительству. В конце 2020-х система должна начать наблюдения. У такого проекта множество разнообразных задач. Среди них и космология, и изучение разных источников, связанных с нейтронными звездами (в том числе и удивительных быстрых радиовсплесков), и многое другое. Ну и, кто знает, может быть, SKA зарегистрирует сигналы внеземного разума (здесь автор хочет поставить смайлик).

Разумеется, не все крупные проекты попали в наш список. Например, на 2027 год агентством NASA запланирован запуск космического телескопа «Нэнси Грейс Роман», а в 2029 году Европейское космическое агентство планирует старт спутника Ariel для изучения атмосфер экзопланет. Начинается сооружение крупнейшего комплекса в наземной гамма-астрономии — это проект Cherenkov Telescope Array. Планируется сооружение низкочастотных радиотелескопов на обратной стороне Луны. Обсуждается миссия к Венере для изучения ее атмосферы и проверки гипотезы о присутствии там жизни. Перечень можно продолжить. И все эти инструменты могут дать новые интересные (и неожиданные!) открытия.

В заключение назовем еще три результата, которые могут быть получены в ближайшие тридцать лет. Трудно сказать, какому инструменту повезет (и повезет ли вообще хоть кому-то), но если такие результаты удастся получить, то это станет важнейшим этапом в понимании того, как устроена Вселенная на самом фундаментальном уровне.

Во-первых, это регистрация частиц темного вещества. В настоящее время мы думаем, что примерно четверть плотности Вселенной связана с загадочным компонентом, которому нет места в Стандартной модели элементарных частиц. Этого темного вещества должно быть в несколько раз больше, чем обычного, состоящего из протонов, нейтронов и электронов. Темное вещество — это тоже какие-то частицы. Но какие? У теоретиков есть огромное количество идей по этому поводу, а экспериментаторы и наблюдатели уже десятки лет безуспешно пытаются узнать хоть что-то про эти частицы. Есть множество установок в подземных лабораториях, на которых пытаются зафиксировать взаимодействие неуловимых частиц с обычным веществом. Пока безуспешно. Может быть, в ближайшие десятилетия кому-нибудь улыбнется удача. Или, возможно, астрономы смогут получить что-то конкретное, например надежно зарегистрировать сигналы, связанные с аннигиляцией этих частиц.

Во-вторых, было бы крайне интересно зафиксировать процесс испарения черных дыр или хотя бы достоверно обнаружить следствия этого процесса. Испарение черных дыр было предсказано Стивеном Хокингом в 1975 году. Но спустя почти полвека после публикации его фундаментальной статьи мы так и не можем увидеть, как черные дыры исчезают в яркой вспышке. Это всё обещает существенное продвижение в построении моделей квантовой гравитации.

Наконец, есть надежда, что детальное изучение реликтового излучения — микроволнового фона, оставшегося от эпохи горячей Вселенной, — позволит увидеть «отпечатки» стадии первичной инфляции. Современные космологические теории предсказывают, что рождение нашей Вселенной началось с крайне недолгой фазы, когда ее объем с огромной скоростью многократно возрос. И только потом Вселенная заполнилась горячим и плотным веществом — т. е. произошел Большой взрыв. Есть довольно оптимистичные предсказания относительно величины искомого эффекта, и кажется, что обнаружить необходимые детали в реликтовом излучении можно будет со следующим поколением установок в ближайшие 10–20 лет.

Темпы научного прогресса в астрономии остаются очень высокими. Новые технологии позволяют создавать всё более чувствительные приборы для изучения окружающего нас космоса. Так что нас ждет много открытий. И, конечно, самые интересные из них — это те, которые не удалось предсказать заранее.

Сергей Попов, профессор РАН
Abdus Salam International Center for Theoretical Physics (Trieste, Italy)

Ричард

Не менее интересен вопрос: какие “закрытия” нас ждут? Ведь они приносят зачастую много больше плодов. Остановка Майкельсоном “эфирного ветра”, к примеру.

В ответ на:  Ричард

А что там с ветром? Спасибо.

В ответ на:  Ричард

Вики конечно популярное издание, но в профессиональной среде ссылаются на статьи в реферируемых журналах. Пока никакого ветра не видят. Скорее всего, физический вакуум не так просто возбудить. Во всяком случае, СТО буквально рабочая лошадка практически всей современной физики.
Закрыть СТО? ))

Это верно, наезжать на СТО ныне крайне глупо.
Но и физической вакуум не годится на роль носителя гравитации. Во первых уже есть квазипространство Римана и заменять его чем-то никакого смысла нет, во-вторых физический вакуум (виртуальные фотоны-электроны) легко экранируется, в то время как гравитационное поле не экранируется. Это соображение удержало меня от чтения лекций по гравитации великого Фейнмана. Он конечно великий физик но с ОТО у него не сложилось.

В ответ на:  Валерий Морозов

Из чтения УФН мне показалось, что физический вакуум это не только виртуальные фотоны-электроны-позитроны, но и антигравитация в духе Эйнштейна-Глинера. ИМХО.

Энергия гравитации – источник гравитации. Нулевая энергия вещь договорная и может иметь любой знак, в том числе и отрицательный. Но энергия гравитационного поля не присутствует в уравнении Эйнштейна. Одно время я экспериментировал с уравнениями поля в которых находил решения с выталкивающим полем. В космосе наблюдаются подозрительные объекты “пузыри” (например, “пузыри Ферми” возле нашей родной галактики). Уравнение Эйнштейна решать бесполезно. Можно попробовать решить с соответствующим граничным условием уравнение Эйнштейна-Морозова, Дело не хитрое, может и выйдет что-то правдоподобное.

В ответ на:  Валерий Морозов

Нулевая энергия предмет квантового рассмотренияя (Зельдович, Сахаров и др.)

При чем тут Зельдович и Сахаров? Это Фейнман с сотоварищами и экспериментаторами (Лэмб…). Но началось все конечно с Эйнштейна. Он задолго до этого обратил внимание на то что энергия фотонов не исчезает полностью, всегда есть фон, про электрон-позитронную составляющую он не догадывался, про позитрон тогда не знали, не открыли еще. и Дирак не написал свое уравнение.
НЕКОТОРЫЕ АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ ГИПОТЕЗЫ О МОЛЕКУЛЯРНОМ ВОЗБУЖДЕНИИ ПРИ АБСОЛЮТНОМ НУЛЕ*
(Совместно с О. Штерном) (1913).

Обратите внимание это год пика исследований теории гравитации (ОТО).

А нулевую энергию посчитать нельзя, она расходится.

В ответ на:  Валерий Морозов

Вы бы почитали работы А.Д. Сахарова по гравитации. Очень сильно, ИМХО. ОЧЕНЬ!

Вообще-то, при всем уважении, читать про благие пожелания что “возможно квантовая теория поможет понять” преждевременно. Тут может только Дирак подошел к пониманию всерьез – просто пересказал ОТО. Сахаров неосторожно высказался об упругих силах, препятствующих искривлению пространства. Красивый образ, но это не решение.
Я пытаюсь понять гравитацию, как единое целое с остаьной физикой в томчисле и прежде всего с квантовой физикой. Я вижу тысячи людей пытающихся сколотить их квантовых полей гравитацию. Этакий вариант гравитационного эфира.

Вряд ли можно с помощью чего-то непонятного понять в целом понятное. Не стоит ломать стройную теорию гравитации. не разумнее ли поступить наоборот?

Вообще-то, при всем уважении, читать про благие пожелания что «возможно квантовая теория поможет понять» преждевременно. Тут может только Дирак подошел к пониманию всерьез — просто пересказал ОТО. Сахаров неосторожно высказался об упругих силах, препятствующих искривлению пространства. Красивый образ, но это не решение.

В ответ на:  Валерий Морозов

Но оцените масштаб образа! Упругость метрики!

Ричард

Просто Андрей Дмитриевич кроме 2-го читал ещё и 7-й том курса ТФ (“Теория упругости”, если кто не в теме). А большинство “гравитационистов” сопромат не сдавали.

В ответ на:  Ричард

АД отличался основательностью еще в студенческие годы. Шкловский вспоминал, когда их везли в эвакуацию, все занимались обычной студенческой жизнью, а АД сидел в сторонке и читал Гайтлера ))

В ответ на:  Ричард

Сопромат и теория упругости разные вещи. мужик с кафедры сопромата оказался совершенно беспомощным когда у нас трубу в приборе раздавило давление. Решил проблему простой инженер сбежавший на завод из аспирантуры.

Сахаров не мог такое сказать, он говорил об упругости пространства. Об этом не говорили даже грамотные эфиристы XIX века они понимали, что пространство не электромагнитный эфир не обладает упругими свойствами. Лучшая модель эфира принадлежит Больцману. Но конечно эти модель не объясняет электромагнетизм полностью.
Говорили о квазиупругой среде (МакКуллинг). Я думаю упругости не может быть и у пространства Эйнштейна, по крайней мере нельзя говорить о движении пространства.

Физический вакуум обладает упругостью, по крайней мере фотонный газ ею обладает (эффект Казимира). физический вакуум легко экранируется, гравитация не экранируется не в малейшей степени. поэтому квантовополевые модели обречены на неудачу. Тем более народ этим занимающийся пытается говорить о скалярных полях (на большее похоже мозгов не хватает) и ни в грош не принимает ОТО. Тысячи, нет десятки тысяч фриков, со степенями и без тратят время и деньги впустую. Я помню статью Сахарава “квантовая механика быть может поможет понять гравитацию”. А кто сказал, что это что-то непонятное? Я показал, что ОТО может самостоятельно найти энергию пространства и решить проблему закона сохранения.

В ответ на:  Валерий Морозов

Да, без разницы. “Метрическая упругость вакуума”. Вы его поштудируете. Полезно!

Последняя редакция 8 месяцев(-а) назад от res

Бред! Я занимался и теорией упругости, и метрическими пространствами. Знаю разницу не с чужих слов.

В полевых тензорах энергии-импульса есть натяжения, но нет упругости. Кстати я получил такой тензор для поля гравитации без помощи гипотез о квантово-полевых полях.

Была когда-то придумана квазиупругость, описана у Зоммерфельда в “Механика деформируемых сред”
§ 15. Квазиупругое тело как модель эфира
“Реакцией упругого тела на деформацию является возникновение напряжений;
тензор напряжений может быть ределен из тензора деформаций, оставаясь, конечно, нечувствительным к вращению и к трансляции. Представим квазиупругое тело, которое не реагирует на деформации, но реагирует на повороты относительно абсолютного пространства! Так как вращение имеет характер антисимметричного тензора
[см. равенство A.12а)], то предположим, что напряжения, вызванные вращением и действующие на элемент объема,
имеют также вид антисимметричного тензора. Напишем их в виде определителя:
………………………
Система уравнений A5.4) — A5.6) поразительно проста и симметрична. Она имеет такую же форму, как и уравнения Максвелла в пустоте.
……………………….
Мы далеки от того, чтобы приписывать этой модели эфира какой-нибудь реальный физический смысл. Еще в конце прошлого столетия стало ясно, что все попытки дать механическое объяснение уравнениям Максвелла
обречены на неудачу. ”

Тензор энергии-импульса поля в общем виде можно найти в ЛЛ-2 § 32. Тензор энергии-импульса

В ответ на:  Валерий Морозов

Вы поосторожнее с бредом в адрес АД. Он хотя и производил на первый взгляд впечатление человека несколько не от мира сего, но физик был штучный. Вы бы его послушали на семинаре. Это уровень был даже не физический а какой-то философский в хорошем смысле. Причем ясность и краткость изложения были потрясающие!

К сожалению этим занимались и занимаются великое множество умных людей, по большей части порядочных. Идея привлекла многих. Как эфиристы в XIX веке. Не секрет, часто успех чередуется с сомнительными высказываниями. Например, дважды лауреат нобелевской премии Лайнус Полинг (еще и лауреат ленинской премии) “прославился” тем что предложил лечить болезни стократной дозой витамина С. Многие люди тянули и тянут “пустышку” не только в области так называемой квантовой гравитации.

Эйнштейн, сделавший относительность и квантовую механику, остаток жизни потратил на решение сомнительной задачи. Не решил, это при его огромной трудоспособности.

Это, заметьте, правило на десять тысяч идей только одна правильная. Эйнштейн и Сахаров не исключение.

В ответ на:  Валерий Морозов

“так называемой квантовой гравитации”
Вы так и не ответили на вопрос ниже.
А в принципе неопределенности теория гравитации нуждается?
Работы Дезера, Фейнмана, Уилера тоже бред?

В ответ на:  Ричард

Принцип неопределенности это следствие теории, а не теория. Возможно решение в том что квантовая теория поможет теории гравитации, но пока все наоборот, я это вижу.

Я в восторге от работ Фейнмана, особенно от его интегралов по траекториям. Но человек, считающий что все есть квантовые поля, не видит, что гравитация Эйнштейна доказала реальность кривизны четырех-мерного пространства и обратной дороги нет. Пытаться что-то объяснить с помощью скалярного поля – чушь. Эйнштейн сдал ошибку сказав, что допускает возможность полевой теории гравитации. Это открыло ворота за которыми ничего кроме тупика.

Моя работа прикрыла “горизонты событий”, “черные дыры” и “червоточины”. Именно это предлагал сделать Эйнштейн: “Необходимо избавить теорию от сингулярностей”.
Пространство-время как физический объект. Завещание Эйнштейна

Я не читаю работы за которыми нет ничего.

Ричард

Присоединяюсь. Слышал только один раз, на конференции “К 100-ю А.А.Фридмана.” в 1988-м.

Все это уже было.

Гравитация не нуждается в объяснении с помощью квантовой механики. Наоборот, это Квантовая механика нуждается в объяснении!

Поздно! Задача решена и не имеет смысла подсказывать как ее надо решать.

В ответ на:  Валерий Морозов

А в принципе неопределенности теория гравитации нуждается?

Какой в этом смысл?

В ответ на:  Валерий Морозов

Тот же, что и в электродинамике. Подробности в курсе общей физики.

В ответ на:  Валерий Морозов

Похоже, речь о ДАН СССР 177, 70 (1967).

В ответ на:  Ричард

Вы должны понимать, что зная решение решение задачи, попытки решения уже не интересны.

В ответ на:  Валерий Морозов

Что, где и когда “должны понимать” другие я судить не берусь. ИМХО, методы зачастую интереснее результатов.

В ответ на:  Ричард

У самурая нет цели только путь.

интересно другое решение, но его нет.

В ответ на:  Валерий Морозов

“уравнение Эйнштейна-Морозова” – см. вопрос выше.

В ответ на:  Ричард

Энергия пространства и новая версия общей теории относительности

это последний вариант уравнения гравитационного поля. И “закрытие” черных дыр.

В ответ на:  Валерий Морозов

Кто ввёл этот термин? Стало ли это наименование устойчивым?
Или это самоназвание (самокотировка акций)?

В ответ на:  Ричард

Черные дыры – красиво. Придумал импортный мужик (Название). На деле это отсутствие решения при решении задачи точечного источника. Никакого смысла в этом просто нет. Еще глупее название “горизонт событий”. Типа дальше ничего нет. Манипуляции с математически бессмысленными величинами. Для тех кто слышал об обобщенных функциях – это не обобщенные функции. Это отсутствие решения.

Если Вы о шутке “Эйнштейна-Морозова”
то это правда Эйнштейн планировал получить уравнение с энергией поля как источник поля, а написал уравнение я. Ничего страшного если вы назовете это уравнением морозова

уравнение
мне нет нужды присобачивать к уравнению имя Эйнштена.
Наподобии Einstein-Cartan-Weyl spaces

Уравнениё-0.png
Последняя редакция 8 месяцев(-а) назад от Валерий Морозов

Красная линия – это g_{00} которую можно считать ньютоновым потенциалом.

Че-то непонятное. если это намек на сингулярность, то решение бред. Правда алгоритм заточен на предельно малые величины. нет настроения выяснять детали…

естественно физическое пространство тут не причем, хотя вещь вполне реальная, экспериментально подтвержденная с невероятной точностью.

-00.png
В ответ на:  Валерий Морозов

Пересчитал. Похоже выталкивающего потенциала вида 1/r не существует. Но есть еще много вариантов о которых я не догадываюсь.

Энергия стационарного поля гравитации отрицательна. Нет причин запрещающих существовать устойчивому образованию из поля и вталкивать вещество.

Ричард

“Эйнштейна-Глинера.” – У Эйнштейна и Глинера были работы в соавторстве?
Знаю только про Подольского и Розена.

В ответ на:  Ричард

Нет, это поздний термин, введенный, кажется, Гинзбургом. Он отражает тот факт, что Глинер был первым, кто придал физический смысл лямбда-члену, связав его с т.н. темной энергией. Т.е. энергией вакуума антигравитационного свойства. (?)

В ответ на:  Ричард

Было много соавторов… но это не обязательно.Для совместного упоминания. Например Бозе не был соавтором Эйнштейна, просто подучили один результат. А Глинер стал заниматься ОТО после смерти Эйнштейна, воевал, по тюрьмам сидел. ..

В ответ на:  Валерий Морозов

Могу согласиться, если независимо и примерно в одно время (постоянная Хаббла – Леметра). Но не с “уравнения Максвелла – Сидорова” )))

В ответ на:  Ричард

Ну да, со свиной рожей в калашный ряд.

То ли дело
Einstein-Euler-scalar field
Einstein-Maxwell-scalar black holes
Scalar–Einstein–Gauss-Bonnet Gravity
AdS black holes in Einstein-Weyl-scalar gravity
Einstein-Bel-Robinson gravity
Stokes-Einstein relation
Einstein-Dirac-Maxwell wormholes
Einstein-Gauss-Bonnet Gravities
……………….
и другие, подчас бессмысленные сочетания …

В ответ на:  Ричард

Легенда то что Эйнштейн придумал (Лоренц и Пуанкаре тут не причем) СТО на основе эксперимента Майкельсона всего лишь легенда. Скорее всего, он даже не знал об эксперименте.

В ответ на:  Валерий Морозов

Эйнштейн исходил релятивистских уравнений Максвелла, но его теория описывает свойства пространства.

Первый релятивистский эксперимент сделал Фарадей:

Генератор_Фарадея_21_04_2022_2.jpg
В ответ на:  Валерий Морозов

“Эйнштейн исходил релятивистских уравнений Максвелла”
Где? Четырехтомник на расстоянии вытянутой руки.

Я-то думал, что в основе геометрического подхода – сильный принцип эквивалентности.

В ответ на:  Ричард

Почитал я тут по вашей наводке (спасибо!) про варианты принципа эквивалентности:

ИМХО материал хоть и популярный, но может быть полезен и другим участникам обсуждения. ))

Кстати Ландау-Лифшиц, а также Мёллер тут напутали с локальной эквивалентностью. (Я не занимаюсь поиском ошибок, скорее всего где-то еще). Пересказывать не буду можно прочитать:
Непротиворечивое определение локального принципа эквивалентности

В ответ на:  Ричард

единственна сверка новой теории (1905) с уравнениями Максвелла. Геометрический подход возникает “внезапно” в 1913, до этого только мысленные эксперименты в основном о скорости света, в которых скорость света не постоянна, с следовательно метрика Минковского не подходит. А принцип эквивалентности это 1907 в конце большой статьи с первой попытки, правда доказательство неуклюжее трудно понять. Народ не сильно поддерживал идею, что в релятивистской теории гравитации скорость света зависит от потенциала.

В ответ на:  Ричард

Два года Эйнштейн сражался за эти принципы, но принципы победили… Пришлось отступить и урезать уравнение поля. Это замечательное уравнение пришлось обкорнать и оно стало приближенным. Почти никто это не заметил, разве что Ландау с Лифшицем.
На самом деле Эйнштейн почти нашел тензор энергии импульса, обсуждал его свойства, но не догадался, что это и есть искомый тензор. В 1915 он применил этот тензор для упрощения уравнения. Но это сильно усложняло решение. Несмотря на “упрощение” Шварцшильд решил это уравнение. Сейчас это делается намного проще.

В ответ на:  Ричард

Именно эфиром занимаются современные эфиристы “квантовой гравитации”. Именно об этом предупреждал Эйнштейн:
Пространство-время как физический объект. Завещание Эйнштейна

Попытки заменить пространство Римана квантовыми полями – упражнения в стиле фэнтези ничего не имеют общего с наукой физикой.

В ответ на:  Ричард

Два года назад я опубликовал препринт в RG:

Точное уравнение гравитационного поля на основе эйнштейновского разделения тензора Риччи

Preprint File available April 2021Два года Эйнштейн пытался получить уравнение поля с включенным в него тензором энергии-импульса гравитационного поля. Но гений не нашел такой тензор. В результате получил приближенное уравнение – уравнение Эйнштейна. Оно оказалось непригодно

Два года я пытаюсь опубликовать статью и ее варианты. Достаточно строго показано, что полученное уравнение ковариантно, из него следует закон сохранения энергии-импульса и в пределе малых полей уравнение переходит в уравнение Эйнштейна. Кроме того, полученный тензор энергии гравитационного поля переходит в ньютоновском пределе в энергию поля в этом пределе.

Ни одна редакция не приняла к рассмотрению статью (вплоть до пятого варианта):
Space Energy and the new version of General Relativity
не объясняя причин отказа. Впрочем есть неприятное исключение, одна из рецензий:
Переписка с редакцией журнала письма ЖЭТФ
Как рецензируются статьи в журнале письма ЖЭТФ II
Как рецензируются статьи в журнале письма ЖЭТФ
Возможно мытарства посередь недобросовестных редакций и невежественных рецензентов закончатся. Мне предложили опубликовать работу.

Валерий Борисович!
Я не о спорах теоретиков. Я о старательно не замечаемых новых данных от JWST. Вот, вчера, например:
Жду, когда в ТрВ появится заметка “JWST – киллер СКМ”. Эпиграф можно из “Сказки о тройке” АБС: “Факт смерти у вас отражен?- спросил Лавр Федотович”:)

Последняя редакция 8 месяцев(-а) назад от Ричард
В ответ на:  Ричард

Я не понял кто такой СКМ и почему его нужно убить.

Стандартная Космологическая Модель.
А в “Сказке о Тройке” БКП – Большая Круглая Печать. Ей Фарфуркис хотел убить Клопа-Говоруна.

В ответ на:  Ричард

Для меня это звучит одинаково.

А вот вам и сенсация:
поправочка-то хоть и мала, но существенна )) (?)

Паша