Аннотация: В статье описаны четыре случая группового плагиата и предложен один из способов борьбы с этим негативным явлением.
О таком негативном явлении научной жизни как плагиат в настоящее время много пишется, но в подавляющем большинстве случаев речь идет либо о кандидатских и докторских диссертациях, либо об учебных работах студентов. Про плагиат же профессорско-преподавательского состава, не связанный с получением ученых степеней, практически ничего не говорится, и может сложиться мнение, что такой проблемы просто не существует. Но, это не так, – профессорско-преподавательский плагиат не просто существует, но и порой проявляется в такой отвратительной форме, как групповой плагиат. В этом можно убедиться на ряде примеров, взятых из такой предметной области, как информационные технологии.
Приведу эти примеры, используя слово «плагиат» как синоним присвоения авторства, о котором в информационном письме Генпрокуратуры РФ от 30.03.2001 N 36-15-01 (http://docs.kodeks.ru/document/901810174) сказано: «Присвоение авторства (плагиат) выражается в том, что лицо провозглашает себя автором чужого произведения, выпуская его полностью или частично под своим именем (псевдонимом). Присвоением авторства признается <…> использование в своих трудах чужого произведения без ссылки на автора». При этом не буду касаться научной ценности первоисточников, которая имеет свойство морально стареть с течением времени.
Начну с того, что в 2002 году я обобщил ранние результаты своих информационно-теоретических исследований и опубликовал их в виде статьи: Вяткин В.Б. Синергетическая теория информации: общая характеристика и примеры использования // Наука и оборонный комплекс – основные ресурсы российской модернизации: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Екатеринбург: УрО РАН, 2002 [1]. В том же году статья была дополнена контекстным приложением и размещена в сети Интернет [2].
И вот, 25.07.2011 на портале Московского городского дворца детского (юношеского) творчества, в разделе «Публикации отдела технического творчества» [3], появилась дословная копия моей статьи вместе с приложением в виде отдельно изданного учебного пособия с таким же, как и у меня, названием, но без какого-либо упоминания моей фамилии: Дементьев И.О., Ильин И.В., Ковалёв С.Н., Матчин В.Т., Мордвинов В.А., Свечников С.В., Трифонов Н.И., Цыпкин В.Н. Информационно-коммуникационные технологии. Информсреда в образовании ч. 6. Синергетическая теория информации: общая характеристика и примеры использования / под ред. д.т.н. проф. В.К.Раева/ МГДД(Ю)Т, МИРЭА, АМО, ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». М., 2008. Плагиат 100%. Все «авторы» данного пособия являются сотрудниками Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ-МИРЭА), и за исключением одного – зам. декана факультета кибернетики доцента Цыпкина В.Н. – представляют кафедру Технических и информационных средств систем управления (ТИССУ) факультета Информационных технологий в лице зав. кафедрой, лауреата премии Правительства РФ, заслуженного работника высшей школы РФ, почетного работника высшего профессионального образования РФ профессора Мордвинова В.А., зам. зав. кафедрой доцента Ковалева С.И, доцента Дементьева И.О., доцента Свечникова С.В., доцента Трифонова Н.И., старшего преподавателя Матчина В.Т, ассистента Ильина И.В. Общее редактирование пособия также осуществлено сотрудником кафедры ТИССУ профессором Раевым В.К.
Таким образом, судя по выходным данным учебного пособия, над ним трудились девять (!) человек. При этом вся «работа» этого внушительного коллектива свелась к тому, что они вычеркнули фамилию автора скопированной статьи и вписали свои фамилии, а также убрали из списка литературы все авторские публикации. То есть, все сделали для того, чтобы от фамилии действительного автора опубликованного материала не осталось и следа.
Обнаруженный факт бесцеремонного группового плагиата побудил меня провести соответствующий анализ некоторых других публикаций сотрудников кафедры ТИССУ. В результате анализа выявился еще ряд работ с существенным объемом плагиата, часть которых опубликована в соавторстве с представителями Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций (ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика»). В качестве демонстрации этого укажу сначала два выпуска так называемых «Аспирантских чтений», регулярно публикуемых кафедрой ТИССУ. При этом сразу замечу, что в общем списке авторов плагиаторских работ появились фамилии людей из высшего звена руководителей российским образованием. Но, по порядку.
Сотрудники кафедры ТИССУ ранее уже публично обвинялись в плагиате. Это сделал в 2006г. профессор Кубанского государственного аграрного университета Луценко Е.В., который, в одной из своих статей, в адрес кафедры ТИССУ сказал, что там публикуют его разработки без какой-либо ссылки на автора [4, с.10]. Я связался с профессором Луценко Е.В. и задал ему вопрос о том, предпринимал ли он какие-либо дополнительные действия по отношению к плагиаторам. Профессор ответил, что у него состоялся телефонный разговор с зав. кафедрой Мордвиновым В.А., во время которого ему были принесены извинения. Время показало, что эти извинения являются пустым звуком, о чем свидетельствует опубликованная буквально через год работа: Дементьев И.О., Мордвинов В.А., Матчин В.Т., Никулин Г.С. Информационный морфизм и его модельное представление. Семантико-энтропийные характеристики модели информационного морфизма / Аспирантские чтения, выпуск 08, МГДД(Ю)Т, МИРЭА, АМО, ФГУ ГНИИ ТТ «Информика» М., 2007 [5], одним из авторов которой, помимо уже знакомых плагиаторов, является (на момент выхода публикации) студент МГТУ-МИРЭА Никулин Г.С.
Анализ показал, что 55% содержательной части этих чтений (с. 5-9) являются практически дословной перепечаткой вместе с рисунками разделов 4.1-4.5 статьи Луценко Е.В. Математический метод СК-анализа в свете идей интервальной бутстрепной робастной статистики объектов нечисловой природы // Научный журнал КубГАУ, 2004, № 01(3) [6], и снова без какого-либо упоминания автора.
Следующим примером группового плагиата является 12-й выпуск аспирантских чтений кафедры ТИССУ: Иванников А.Д., Миронов А.А., Мордвинов В.А., Сигов А.С., Тихонов А.Н. Современная синергетическая теория информационных процессов и систем / Аспирантские чтения по специальности «Системный анализ, управление и обработка информации». Выпуск 12 – ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», МГДД(Ю)Т, МИРЭА. М., 2009 [7].
Детальный анализ этих чтений показал, что 72,8% их объема являются плагиатом в виде дословной нарезки текста из четырех работ: Синергетика: процессы самоорганизации и управления. Учебное пособие / Под общей редакцией А.А. Колесникова. В 2-х частях. Таганрог: Изд-во ТРТУ. 2004. Ч. I [8] (5,8%); Вяткин В.Б. Введение в синергетическую теорию информации // Сайт «Системные образования: информация и отражение» [9] (27,3%); Колесников А.А. Когнитивные возможности синергетики // Вестник РАН, 2003, том 73, № 8 [10] (16,5%); Суворов В.В. Синергетическая концепция самоорганизации // Синергетика. Труды семинара. Т.З. Материалы круглого стола «Самоорганизация и синергетика: идеи, подходы и перспективы». М.: Изд-во МГУ, 2000 [11] (23,2%).
Ни одна из этих работ в списке литературных источников не указана, но зато обильно приведены публикации самих авторов, говорящих к тому же в аннотации, что чтения «содержат авторизированные вклады составителей <…>, отражающие результаты их научно-производственной и учебно-методической деятельности». Качественный состав авторов чтений при этом просто поражает, – из пяти человек четверо являются лауреатами премии Правительства РФ, а двое из высшего эшелона российской науки и образования. Помимо уже упоминавшегося профессора Мордвинова В.А., это – ректор МГТУ-МИРЭА, член-корреспондент РАН, член Научного совета при Совете Безопасности РФ, лауреат премии Правительства РФ и государственной премии СССР, почетный работник высшего профессионального образования РФ профессор Сигов А.С.; директор ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», академик РАО, бывший Министр образования России, четырежды лауреат премии Правительства РФ, заслуженный работник высшей школы РФ профессор Тихонов А.Н.; первый зам. директора ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», дважды лауреат премии Правительства РФ профессор Иванников А.Д. Пятым соавтором при этом выступает просто ассистент кафедры ТИССУ Миронов А.А.
Все указанные случаи плагиата относятся к тем публикациям сотрудников МГТУ-МИРЭА и ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», которые являются отдельными изданиями. Наряду с этим, плагиат, идущий от имени данных организаций, проник уже в известный Перечень ВАК ведущих научных журналов. Примером тому является статья в одном из старейших российских журналов – Вестнике Томского политехнического университета: Кулагин В.П., Матчин В.Т. Математическое моделирование OLAP-куба в контексте агрегирования простых и иерархических измерений // Вестник ТПУ, 2010, том 316, № 5 [12]. Одним из авторов этой статьи, помимо уже уличенного в плагиате преподавателя Матчина В.Т., является опять титулованный ученый, – зам. директора ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», лауреат премии Президента РФ и премии Правительства РФ профессор Кулагин В.П. (в настоящее время и.о. ректора Московского государственного технического университета электроники и математики (МИЭМ)).
Раздел «Количество информации», занимающий в данной статье 23% объема, представляет собой конспект с дословными цитатами той части монографии Луценко Е.В. Автоматизированный системно-когнитивный анализ в управлении активными объектами. Краснодар: КубГАУ, 2002 [13], где проводится конструирование так называемого коэффициента эмерджентности (разд. 3.1.3). Ссылок на источник снова нет, а в списке литературы приведены только два справочника по математике, ни на один их которых в тексте нет указаний. Изложение материала при этом сопровождается такими словами, как приравняем, найдем, получим и, как следствие, у читателей должно сложиться мнение, что перед ними статья действительных авторов полученных математических формул. Следует также отметить тот факт, что экземпляры журнала «Вестник ТПУ» в обязательном порядке отправляются в ведущие библиотеки мира, в том числе в библиотеки таких стран, как США, Великобритания, Франция, Германия. Соответственно, можно констатировать, что плагиат представителей МГТУ-МИРЭА и ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» уже перешагнул границы России.
Подведем итоги. В статье описаны 4 случая группового плагиата, объем которого в соответствующих публикациях варьирует от 23% до 100%. Общий список авторов плагиаторских работ включает в себя 15 человек, среди которых 6 профессоров, 5 доцентов, 5 лауреатов премии Правительства РФ, 1 лауреат премии Президента РФ, 1 лауреат Государственной премии СССР, 1 член-корреспондент РАН, 1 академик РАО, 2 заслуженных работника высшей школы РФ, 2 почетных работника высшего профессионального образования РФ. Годы опубликования плагиата – 2007, 2008, 2009, 2010. В совокупности с тотальным плагиатом студентов это иначе, чем деградацией научно-образовательной системы России, назвать нельзя.
С таким явлением, как систематический групповой плагиат, наука, пожалуй, еще не сталкивалась. Главной причиной его появления следует считать отсутствие эффективных мер наказания за присвоение результатов чужих научных исследований и просто фрагментов опубликованных научных работ, независимо от их значимости. Сейчас реально наказать научного плагиатора, причем по своему усмотрению, может только его руководство, а также диссертационный совет или ВАК, если речь идет о получении ученой степени. А если ты сам руководитель, или пользуешься покровительством руководства и, вдобавок, уже имеешь ученую степень, то, по большому счету, тебе бояться нечего. – Существующее законодательство в данном отношении практически совершенно беззубо и противоречиво.
С одной стороны, в главе «Авторское право» ГК РФ часть 4 от 18.12.2006 N 230-ФЗ [14], в статье 1255, п.1 декларируется, что «интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами», а с другой стороны, статья 1259, п.5 гласит: «Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования». Под действие этого пункта можно подвести содержание практически любой научной работы. Соответственно, если автор научного произведения, обнаружив плагиат, захочет в судебном порядке защитить свои авторские права и получить компенсацию за причиненный моральный вред, то он неизбежно столкнется с этим пунктом и, потратив время, нервы и деньги, с высокой степенью вероятности получит судебное решение «в иске отказать».
Нужно, наконец, начать вести с научным плагиатом реальную масштабную борьбу, не ограничиваясь только публичными порицаниями и санкциями в отношении студентов, аспирантов и докторантов. Надо применять меры финансового воздействия. – Можно, например, лишить плагиаторов возможности получать гранты и принимать участие в выполнении конкурсных работ по линии НИОКР и федеральных целевых программ. Для этого достаточно создать и вести в режиме открытого доступа общероссийскую базу данных по научному плагиату и отклонять без рассмотрения по существу конкурсные заявки на проведение любых работ за счет государственных средств, если в заявках фигурируют люди из этой базы данных.
Пока подобного рода меры не будут приняты, плагиат в российской научно-образовательной системе будет процветать.
Ссылки:
- http://vbvvbv.narod.ru/avtor/Sti_2002.pdf
- http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/3997.html
- http://dvorec-lib.ru/public/item/sinerg
- http://ej.kubagro.ru/2006/05/pdf/31.pdf
- http://www.tissu.fit.mirea.ru/images/files/kabinet/books/ar/ar_8.pdf
- http://ej.kubagro.ru/2004/01/13/p13.asp
- http://www.tissu.fit.mirea.ru/images/files/kabinet/books/ar/ar_12.pdf
- http://www.ccsd.tsure.ru/publications/41-stud/111-study-book1
- http://vbvvbv.narod.ru/sti2005/begin.htm
- http://www.ras.ru/publishing/rasherald/rasherald_archive.aspx
- http://www.uni-dubna.ru/~mazny/students/site2/ideal_5.htm
- http://www.lib.tpu.ru/fulltext/v/Bulletin_TPU/2010/v316/i5/13.pdf
- http://lc.kubagro.ru/aidos/aidos02/index.htm
- http://www.consultant.ru/popular/gkrf4/79_2.html#p329
ПРИЛОЖЕНИЕ
Доказательная база плагиата
(сравнительные таблицы текстов из первоисточников и плагиаторских работ, которые приложены к статье в виде отдельных файлов)
1-й случай плагиата
2-й случай плагиата
3-й случай плагиата
4-й случай плагиата
Сведения об авторе статьи:
Виктор Борисович Вяткин
Ученая степень: кандидат технических наук
Общественное звание: член-корреспондент Академии информатизации
образования
Место работы: безработный
Последнее место работы: старший научный сотрудник Отдела информатики и науковедения Центральной научной библиотеки УрО РАН
Электронный адрес: vbvvbv@yandex.ru