«Канал для тех, кому не наплевать»

«Канал для тех, кому не наплевать»

Как многие люди моих лет, после конца перестройки я перестала включать телевизор. Дважды — как и все — я его включала: это 9/11 и Беслан.

Тем временем явился новый, притом негосударственный, цифровой телеканал. Когда еще не началось регулярное вещание, команда то и дело показывала нам процесс подготовки, приоткрывая анатомию самосоздания. Срежиссировано это было лихо, а тут и канал начал работать. Один из главных слоганов «Дождь» — optimistic channel.

Чтобы лучше понять, что к чему, сначала послушала по Интернету часовую запись рассказа владелицы и организатора канала Натальи Синдеевой. Это была мастерски скомпонованная «история успеха», но о концепции канала я мало что узнала.

Чтобы составить представление о контенте и форматах, я решила посмотреть «Дождь» по возможности подряд, отведя на это примерно три с половиной дня.

«Дождь» — цифровое ТВ, так что картинка на моем далеко не новом дисплее столь же безупречна, сколь лучший продукт любого журнала империи Conde Nast. Это приятно. Что касается контента, а три дня — довольно много для человека, который решительно отвык от телесмотрения, — я кое-что поняла. Впечатления можно поделить на три части:

1. Мне было интересно.

2. Мне было не интересно (как правило, в этих случаях «продукт» явно был адресован другой аудитории).

3. Мне это было необходимо увидеть (сюда я отнесу митинг на Болотной).

Начну с (3). «Эхо Москвы» напомнило, что 4 февраля именно «Дождь» с 12 часов субботы (а я начала писать этот текст утром в пятницу) начнет показывать события на улицах Москвы. Балкон студии «Дождя» — это как раз крыша комплекса «Красный Октябрь», так что точку обзора им просто судьба послала.

Большой сюжет про митинг на Болотной получился, на мой взгляд, отлично. Включения корреспондентов с Якиманки были начисто лишены той взвинченности, которая даже у опытных телеведущих в ситуациях личной вовлеченности провоцирует натужный пафос. Здесь без этого обошлись. У меня никогда не было в такой мере иллюзии присутствия и даже участия.

Из «интересного» выделю три передачи:

1. Визит двух корреспондентов «Дождя» к Борису Березовскому, в его дом под Лондоном.

2. Backstage («За кулисами») — передача о моде, посвященная роли китайской индустрии моды в имитации товаров лучших мировых марок и в современном прет-а-порте вообще.

3. Ток-шоу «Дзядко-3».

Братьям Дзядко я пожелаю удачи: в дальнейшем я хотела бы эту передачу смотреть. Что касается вечера пятницы 3 февраля, то они обсуждали организацию митинга, и эта тема оказалась конфликтной. Как известно, настоящий прямой эфир в подобных случаях редко удается.

Что касается визита к Березовскому, это было просто здорово.

Согласитесь, снять сюжет с таким героем, не впав в банальность, свойственную большинству «эксклюзивов», само по себе уже удача. Что здесь может привлечь зрителя? Ну, предположительно роскошный особняк Б.А. в Сюррее — небось, как в английских фильмах… А сам Б.А. — чай, постарел и сник? Или, наоборот, успокоился и приосанился? И т. д.

Авторы сюжета умудрились сделать всю ситуацию сугубо будничной. Живет некий немолодой человек в своем красивом доме — как и многие состоятельные обитатели Британии. К обеду, видимо, ждут гостей — стол накрыт человек на восемь, но никаких там канделябров и многоэтажных centerpieces.

Корреспондент беседует с хозяином на прогулке — сзади маячит охранник. Ведут себя собеседники адекватно: корреспондент помнит, что он расспрашивает не очень здорового и усталого человека о болезненном для того конфликте; Б.А. старается быть ясным (как он сам это понимает) и держится дружелюбно. И хотя Б.А. мне вообще не слишком интересен, я досмотрела весь сюжет.

В Backstage очень кстати безупречность изображения. Ведь когда нам показывают бесконечный ряд сумок Louis Vuitton, изготовленных в Китае, мы должны прежде всего восхититься самими сумками… И вообще, одно дело постоянно слышать о том, что теперь в Китае отшиваются даже лучшие коллекции «высокой моды», и другое — увидеть как бы «своими глазами». Нет, я не случайно написала это «как бы»: так ведь любое документальное телевидение — это как бы.

Что ж, мне «не наплевать» — так что счастливого пути!

Ревекка Фрумкина