Уважаемая редакция!
Когда я отправлял прошлое свое письмо в любимую газету, я и не думал, что придется снова писать про зарплату, а напишу про наш славный День науки, порадуюсь за молодых лауреатов и т.д. Однако жизнь, как говорится, вносит свои коррективы. Денег в январе не получили не только мы, сотрудники Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, но и работники академических институтов. Начало февраля также не принесло облегчения.
Коллеги тут же мне начали тыкать — ты, мол, написал, что согласен с Константином Севериновым и оклады ученым не нужны, вот и сиди теперь без зарплаты. И возмущаться — это такой, чтоли, подарок от властей нам ко Дню науки, что даже на его празднование денег нет?!
Скажу сразу: это, конечно, демагогия чистой воды: я никогда не предлагал вообще не платить ученым, я соглашался с Севериновым в том, что нужно отказаться от практики сажания народа на постоянные ставки, порождающей лень и иждивенчество. И платить достойные деньги тем, кто хорошо работает, за счет конкурсного финансирования. Но это — теория, а сейчас речь совсем о другом — о невыплатах того, что формально полагается нам выплачивать по закону.
Прочитав эту фразу, каждый может сделать мысленное ударение на чем-то своем. Кто-то подчеркнет «по закону», а я сделаю акцент на другом — на «формально». Безусловно, государство должно оплачивать труд бюджетников. Но есть форма, а есть и существо дела. Оплачивается ведь именно труд, а не отсутствие тако-вого.А каким трудом занимается у нас по преимуществу ученый народ в первой половине января, и вспоминать не нужно — упражнениями по подъему и опрокидыванию стакана. Да что там в первой половине января — начиная с конца декабря! Понятно, что после такого хорошо, если ко Дню науки человек сможет войти хоть в какой-нибудь рабочий ритм.
Или возьмем экспериментаторов — деньги на проведение экспериментов когда еще к ним придут, вот в начале года и не за что им особенно платить. Нет, конечно, кто-то экзамены принимает, кто-то работает с научной литературой, но если уж про это вспоминать,то давайте тогда по гамбургскому счету поговорим. Занятие наукой — это удовлетворение своего любопытства за казенный счет, как известно. Пишешь себе формулки в свое удовольствие, смотришь в монитор, а тебе еще и деньги за это платят — красота. Да и преподавание в университете, если разобраться, — тоже благословенная возможность реализовать свои позывы сеять разумное, доброе, вечное.
И если вдуматься, мы все, ученые и преподаватели, должны быть благодарны родной стране за то, что она в самые трудные годы позволила нам заниматься любимым делом. А ведь можно было всех нас повыгонять из экономии, превратить главное здание МГУ в роскошный отель, а здания прилегающих факультетов — в казино, рестораны и бордели. Чтобы они не сосали деньги из государства, а наполняли бюджет полновесным рублем.
Поэтому, коллеги мои дорогие, мы все в неоплатном долгу у Родины, которая дает нам возможность работать в свое удовольствие, да еще и праздник специальный для нас учредила. Ведь у нас не отнимают зарплатные деньги, нет, просто их выплатят немного позже, чем мы привыкли. Опять же, не по злому умыслу или прихоти какой,а вследствие важных государственных дел по приведению в порядок статуса наших бюджетных учреждений. Ведь это только отсталому слесарю неясна основополагающая разница между, к примеру.Учреждением Российской академии наук Институт проблем всего РАН и Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Институт проблем всего Российской академии наук. А человек с высшим образованием сразу должен понимать, что именно и только последнее нормально встроено в систему государственных бюджетных учреждений. И ради решения основополагающих вопросов вовсе не жаль месяц-другой без зарплаты посидеть.
И уж совсем нам должно быть стыдно, если обратить внимание на то, как мы себя ведем в этот определяющий будущее страны час. Как голосуют наукограды, на какие митинги ходят ученые и преподаватели… Да, да, коллеги, многие из вас 4 февраля были вовсе не там, где полагалось быть каждому порядочному человеку, гражданину и патриоту! Так что нечего на зеркало пенять… И вообще, не беспокойтесь, коллеги: получите вы к 4 марта свою пайку, даже повышенную, — сразу за два месяца. Отпразднуете запоздало День науки — и вперед, к прозрачным избирательным урнам с веб-камерами.
Ваш Иван Экономов