Почему зебра полосатая?

Вопрос, почему зебры в процессе эволюции приобрели характерные черно-белые полосы на шкуре, является предметом непрекращающихся дискуссий между зоологами. На этот счет существует довольно много теорий. Одни специалисты полагают, что мельтешение полос в большом стаде дезориентирует хищников. Другие — что полосы помогают регулировать температуру тела или распознавать сородичей. Характерно, что эмбрионы зебры на ранних стадиях развития совершенно черные, а белые полосы появляются значительно позже.

Теперь исследователи из Венгрии и Швеции заявили, что решили эту загадку. Они считают, что полосы служат зебре дополнительной защитой от кровососущих мух. Подробности можно найти в «Журнале экспериментальной биологии» (Exp. Biol. 215, 736-745). Всё дело в том, что полосатые особи отражают свет иначе, чем одноцветные.

Член международной научной группы Сьюзан Акессон (Susanne Akesson) из Лундского университета (Швеция) объясняет это так: «Мы начали с изучения лошадей с черными, коричневыми и белыми покровами и обнаружили, что отраженный от черной и коричневой шкуры свет в основном горизонтально поляризован. Этот эффект делает темных лошадей весьма привлекательными для кровососущих насекомых. Свет, который отражается от темных покровов лошади, рассеивается в горизонтальной плоскости в глазах кровососущей мухи, тогда как от белых покровов отражается неполяризованный свет».

Почему зебра полосатая?
Слепни являются переносчикам болезней животных

В то же время Сьюзан подчеркнула, что от животных белого цвета «отражается неполяризованный свет. Неполяризованные световые волны не имеют преимущественных направлений колебаний и являются гораздо менее привлекательными для этого рода насекомых. В результате, лошадей с белыми покровами меньше беспокоят слепни, чем их темных сородичей».

Группа ученых решила пойти дальше и выяснить, какой свет будет отражаться от полосатого тела зебры и как это повлияет на укусы их назойливых врагов. На дощечки, выкрашенные в разные цвета (черный белый и с имитирующим окраску зебры рисунком), наносился клей. Подготовленные таким образом доски размещались в зоне доступа слепней, и в дальнейшем подсчитывалось количество привлеченных насекомых. Удивительно, что доски, по окраске максимально приближенные к фактической структуре покровов зебры, привлекали минимальное количество насекомых, меньше даже, чем белые, отражающие неполяризованный свет.

Почему зебра полосатая?
Экспериментаторы разместили улавливающие насекомых модели лошадей в поле (Фото Gabor Horvath)

Результаты этого эксперимента были подтверждены на более реалистичных липких ЗЭ-моделях лошадей разной окраски. Эволюционный биолог Мэтью Кобб (Matthew Cobb) из Манчестерского университета (Великобритания), хотя и назвал эксперимент «точным и увлекательным», при этом не исключил и других гипотез о происхождении полос зебры.

В самом деле, чтобы принять эту гипотезу за основную, авторы должны доказать, что укус слепней является основным фактором селекционного отбора. Однако ни лошадей, ни ослов, которые были бы полосатыми, в мире не существует. Пока ученые могут лишь строить предположения, какие факторы послужили причиной для возникновения полосок у зебры.

Татьяна Борисова