Антибактериальный секрет защищает личинок

Могильщик чернобулавый за подготовкой питательного субстрата для потомства. Википедия
Жуки-могильщики рода Nicrophorus известны своей удивительной заботой о потомстве. Это крупные жуки с удлиненным, уплощенным сверху телом, распространенные повсеместно, кроме тропической Африки и Австралии; встречаются они и в России. Чтобы обеспечить появляющихся на свет личинок пищей, могильщики отыскивают трупы птиц или мелких млекопитающих и откладывают поблизости яйца. Для защиты «пищевого запаса» от пересыхания и других мертвоедов им приходится закапывать тушки в землю. Это совсем не просто для жуков, размер которых в длину не превышает 15 мм. Опасность для отрождающихся личинок представляют и гнилостные бактерии, «покушающиеся» на их «добычу». Поэтому жуки-могильщики покрывают мех или оперение туши антибактериальным веществом, секретируемым из анальной железы. Это гарантирует обезвреживание и сохранение подготовленного таким образом пищевого субстрата «в свежем виде» длительное время.

Возможность использовать антибактериальные свойства секрета могильщика чернобулавого Nicrophorus vespilloides в борьбе с бактериями заинтересовала британских ученых из Манчестерского университета. Результаты исследований были представлены на 13-м Конгрессе Европейского общества эволюционной биологии. Удалось показать, что без антибактериальной защиты «пищевого запаса» молодое поколение не прибавляло в весе и около 40 % личинок погибало.

В настоящее время ученые университета озабочены получением достаточно стойкого и эффективного средства на основе экстракта секрета анальных желез жуков Nicrophorus vespilloides для лизиса бактерий. Эволюционный биолог Андре Арке (Andres Arce), возглавляющий исследования, полагает, что имеет дело с ферментом, который «способен крошить микробные клеточные стенки». Исследования подтвердили высокое содержание антибактериального фермента лизоцима в секретах желез. Лизоцимы — обычный компонент иммунной системы животных. Лизоцимы содержатся в курином белке, в молоке млекопитающих, в слизистой оболочке желудочно-кишечного тракта, в человеческих слезах и слюне. В медицине они применяются в качестве антисептика.

Татьяна Борисова