Картофельный бунт

Если задаться вопросом «Какая из сельскохозяйственных культур является важнейшей в питании?», то многие, не задумываясь, укажут на картофель. А ведь не так уж и давно, менее 200 лет назад, картофеля в России не было. Приказная система у нас всегда шла впереди демократии, насаждение этой культуры в России прошло совсем не безболезненно и сопровождалось «картофельными бунтами», своеобразной войной, объявленной крестьянами картошке.

Понять причины протестов российского крестьянина, которого с навязыванием картофеля лишали привычного уклада жизни, можно. Но в конце концов мы получили то, что получили. Картошка захватила не только наши поля, она захватила кулинарные книги и сегодня считается традиционным русским продуктом. Никто не оказался в проигрыше. Без картофеля жизнь была бы не такой вкусной.

Времена и нравы с тех пор изменились. За сопротивление прогрессу давно никого не отправляют в Сибирь, не забирают в солдаты. Сегодня уже никто никого не заставляет ничего сажать. Каждый может выращивать кукурузу или сою, апельсины или яблоки любых сортов, главное, чтобы не ГМО. Само сопротивление науке приобретает какие-то вычурные формы, враги обнаруживаются там, где нормальный человек их даже не вздумает искать. И всё чаще врагами становятся беззащитные растения.

В последнее время в разных точках земного шара происходили интересные и нелепые события, и все они были наполнены единой идеологией борьбы: чем больше появляется данных о безопасности и даже пользе генно-модифицированных растений для экосистем, тем активнее сопротивление самопровозглашенных «зеленых». Если раньше борцы с ГМО ограничивались выкриками по телевизору и публикациями в желтой и желтоватой прессе и иногда выходили на демонстрации, то в последнее время тактика серьезно меняется. Действия становятся всё более и более агрессивными.

Первая история произошла в Новой Зеландии. Группа «борцов за экологию» проникла ночью на защищенную двумя заборами опытную делянку и уничтожила посадку генно-модифицированных сосен. Деревья выращивались с разрешения властей в рамках работы над повышением их устойчивости к пестицидам и вредителям и улучшением качества древесины. Непонятно, что именно пришлось не по нраву «защитникам нетронутой природы», учитывая то, что этот вид сосны изначально вообще не произрастал на острове, а был завезен во времена колонизации и является с тех пор основным источником древесины. Факт остается фактом, многолетний труд ученых и миллион долларов потрачены зря, и никто не понес за это ответственность.

Еще одна история произошла на другом острове. В Великобритании «зеленые» активисты дважды пытались уничтожить экспериментальные посадки генно-модифицированной пшеницы, обладающей повышенной устойчивостью к тле. И протестующих не беспокоит, что столь усердно оберегаемая ими экологическая обстановка станет только лучше в случае внедрения такой пшеницы, что в живых останется всё то многообразие насекомых, которое обычно уничтожается обработкой полей пестицидами. Что оставшиеся в живых естественные враги тли будут в свою очередь защищать поля не генно-модифицированной пшеницы.

И вот вирус борьбы с беззащитными растениями, которыми предполагается кормить растущее в количестве человечество, перекинулся с островов на континент. Очередное столкновение произошло в середине июня в Италии, в Тоскане. Местные власти приказали уничтожить не доведенный до конца, самый длительный в истории эксперимент по созданию генно-модифицированного организма.

Оливковое дерево – одна из важнейших сельскохозяйственных культур в регионе Работа велась с 1982 года. Целью было создание более продуктивных, устойчивых к вирусным инфекциям и менее высоких деревьев, т.е. наделение растения такими признаками, какие позволяли бы значительно снизить трудозатраты по его выращиванию и сбору урожая. Но оливки – не пшеница, дерево невозможно вырастить за один сезон, нужно намного больше времени. Времени и не хватило. Власти велели прекратить эксперимент еще в 2010 году, и растения оказались вне закона. Они так и росли бы дальше в статусе гастарбайтеров, если бы не местные «зеленые», которые невзначай нажаловались местным властям и напугали их угрозой переопыления. Протесты ученых, направленные в СМИ и в правительство, не были услышаны, работа по уничтожению результатов многолетнего труда запущена и идет полным ходом.

Случай этот уникален и непонятен тем, что эксперимент прекращен не в результате действий кучки «зеленых», а государства, которое должно думать о перспективе. Это не просто 30 потраченных впустую лет, это все мы, в один момент отброшенные на 30 лет назад.

Можно понять малообразованных российских крестьян, у которых почти 200 лет назад отбирали землю под посадки незнакомой картошки. Они не знали, что ожидать, им надо было кормить свои семьи, вопрос безопасности был для них важнее любого прогресса. Но как понять образованных, современных людей, которые не отдают себе отчета в своих поступках? Которые живут иллюзией, они «защищают планету», тем самым мешая ученым делать нашу планету лучше. Которые нашли себе врага в виде ни в чем не повинных растений и ученых, благодаря которым у нас всех есть вода, еда, крыша над головой и все остальные блага цивилизации.

В отличие от крепостных крестьян, от этих людей никто ничего не скрывает, наоборот, цели и перспективы хорошо описаны. Информация до-ступнаа, надо просто открыть уши и не бояться ее услышать. Тем непонятнее действия властей, нерешительно топчущихся на месте и порой уподобляющихся малообразованным крестьянам.

Не говоря уже о том, что бояться растений – это попросту глупо.

Сергей Белков

Кто-нибудь знает, почему “зеленые” не протестую против окультуренных сортов растений, они же тоже генномодифицированы в процессе искусственного отбора, их безопасность не проверена, и они тоже могут участвовать в переопылении диких сортов.

Oblitus
В ответ на:  Алексей

По той же причине, по которой не протестуют против картошки. К ней уже привыкли.

Александр Литягин

а что, супероливки таки уничтожили? ничего неосталось? этож несложно вроде выкопать и увезти или привой отобрать?

Учитывая, что в лаборатории выращивают растения из одной клетки, можно было бы покопавшись найти корешки и сохранить генетический материал. Но оливы растут долго. Из школьных уроков истории вспоминается цифра 18. 18 лет растет оливковое дерево до первого плодоношения. У кого угодно опустятся руки.

А вообще, “зеленые” мне напоминают фанатиков-экстремистов. Существуй они в глубокой древности, ниши предки никогда бы не приручили огонь и не изготовили каменных орудий.

Артём