В издательстве «Новое литературное обозрение» недавно вышел двухтомник П. А. Дружинина «Идеология и филология. Ленинград. 1940-е годы. Документальное исследование». Филология в данном случае отсылает нас к судьбе ленинградской школы филологии — прежде всего, к судьбам тех, кто составил ее славу и гордость, — это Б. М. Эйхенбаум, М. К. Азадовский, Г. А. Гуковский, В. М. Жирмунский, В. Я. Пропп.
Пётр Александрович Дружинин, известный источниковед, собрал, структурировал и откомментировал архивные и опубликованные данные, связанные с «идеологическими» гонениями в 40-х годах ХХ века — гонениями, коснувшимися не только советской филологии, не только науки и даже не только культуры, но и жизни в стране в целом.
Документальное исследование Дружинина с трудом уместилось в два тома, набранных мелким шрифтом, общим объемом примерно 81 печатный лист. Я настоятельно советую всем неравнодушным к истории нашей страны прочитать хотя бы первый том: содержание этой работы существенно шире, чем анализ событий, связанные с разгромом ленинградской школы филологии.
Нам представлены материалы нескольких идеологических кампаний 40-х годов, последовательно уничтожавших в нашей стране научное и культурное творчество, причем в разных сферах — от музыки до генетики, от медицины до философии. Будучи собраны под одной обложкой, тексты документов и рассказ о связанных или инспирированных этими текстами событиях производят впечатление тотального безумия и всеобщего одичания.
Первая глава — «Большая идеология» — занимает почти 200 страниц и служит введением к исследованию в целом. В ней дается обзор важнейших «идеологических» Постановлений ЦК, начиная с 1943 года, включая и те, что имели характер «циркулярных писем», т.е. не публиковались в открытой печати, а рассылались по спискам «заинтересованным лицам» и организациям. Так мы узнаем, например, что атака на Зощенко в связи с его повестью «Перед восходом солнца» началась еще зимой 1943 года.
Дальше следует анализ соответствующих документов и постановлений о философии, об исторической науке, о журналах «Звезда» и «Ленинград», о кино, о репертуаре драматических театров, а также рассказ о «деле Клюевой — Роскина», описание разгрома музыки и музыкальных критиков, биологии и генетики.
И, наконец, кампания по борьбе с космополитизмом, принявшая уже открыто антисемитский характер в редакционной статье «Правды» «Об одной антипатриотической группе театральных критиков» (номер от 28 января 1949 года). Антисемитская подоплека этого постановления и «артподготовка» к нему автором освещена в основных чертах .Завершает главу 1 раздел «Государственный антисемитизм под прикрытием» (более подробно об этом см. труды Геннадия Костырченко, в частности: «Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм» — М.: «Международные отношения», 2003; «Сталин против „космополитов“. Власть и еврейская интеллигенция в СССР» — М.: РОССПЭН, 2010).
В следующих главах Дружинин сосредоточился на событиях в Ленинграде — на филфаке ЛГУ, в Пушкинском Доме и связанных с этими центрами учреждениях. Заключает исследование глава 7 -«Действующие лица и исполнители» — с подразделами «Жертвы», «Герои» и «Pоst scriptum».
Итак, сюжетный центр исследования — это история разгрома ленинградской школы литературоведения и фольклористики, причем нам расскажут и о гонимых, и о гонителях, а также и об «осторожных» и «пережидавших».
Для адекватного понимания идеологических кампаний 40-х годов — в том числе карательной кампании, известной как «Ленинградское дело», — существенно знать, что вообще представляла собой жизнь в опустошенном блокадой Ленинграде. Поэтому особое внимание автор уделил общему положению в городе во время блокады и после нее, а также самому «Ленинградскому делу». Ведь ректором ЛГУ и, тем самым, весьма влиятельной фигурой в советской образовательной и культурной политике долгое время был А. А. Вознесенский, родной брат Н. А. Вознесенского — видного советского политического деятеля, избранного Сталиным на роль лидера мифической ленинградской «оппозиции».
Чтобы читатель мог представить себе масштаб источниковедческой базы исследования Дружинина, кратко скажу о типах документов, обследованных автором. Это и разнообразные печатные источники — и тут самое время упомянуть сборники серии «Россия. ХХ век. Документы», инициированной в свое время А. Н.Яковлевым, и серию «Документы советской истории». Это и периодика — журналы, газеты, в том числе «многотиражки». Издавались и стенограммы совещаний ЦК, выступления крупных партийных деятелей, а также лекции Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. Позже издавалась и переписка тех лет — в частности, бесценным памятником эпохи является изданная в 1998 году переписка М. К. Азадовского и Ю. Г. Оксмана. Есть и мемуарные источники. К сожалению, в рукописи остаются поистине бесценные «Записки» О. М. Фрейденберг, которые были автору предоставлены Н. В. Брагинской; Дружинин их обильно цитирует. Особенно красноречивы печатные материалы с грифом «Секретно», подлежащие, как известно, уничтожению по прошествии определенного времени. Но и они, как оказалось, иногда «не горят». Например, в частном собрании уцелел экземпляр справочника 1930 года «Научные кадры ВКП(б)».
Неопубликованные источники также были обследованы автором со всевозможной полнотой. Это документы высших органов власти — государственных и партийных; это служебные инструкции и директивные материалы, отложившиеся в фондах учреждений и личных фондах. И это, например, тексты новостных выпусков ленинградского радио, сохраненные уже на магнитных носителях и — что совсем поразительно — не подвергшиеся чистке в связи с «Ленинградским делом»!
Есть и неизданные дневниковые и мемуарные записи и т.д. Весьма значимы комментарии автора, касающиеся сегодняшней доступности архивных материалов. «Введение» к исследованию красноречиво свидетельствует о том, что если вы профессионально заняты реконструкцией нашего недавнего прошлого, то лучше поспешить, поскольку архивы становятся всё менее и менее доступны даже для исследователя с поручительствами и регалиями.
Что касается основного текста труда П. А. Дружинина, то я бы считала необходимым внести эту работу в список «обязательных». Обязательных для всех, кто сдает вузовский экзамен по истории СССР, да и любой квалификационный экзамен, предполагающий общие знания о русской культуре в целом, включая историю советской науки. Учащиеся 11-х классов, на мой взгляд, с большой пользой для себя могли бы прочитать хотя бы главу 1 данного труда — «Большую идеологию». Без представления об описанных там «Постановлениях…» и эпизодах борьбы то с писателями и поэтами, то с генетикой, то с композиторами понимание истории СССР — а также истории России — будет весьма неполным.