Университетский погром, предшественник академического погрома

Реформа РАН, которая может быть названа академическим погромом, своим цинизмом и масштабностью, безусловно, затмевает еще один погром – университетский, который, впрочем, предшествовал процедуре фактической ликвидации РАН.

Согласно министру образования и науки, очередная реформа высшего образования, элементы которой он комментировал на совещании, посвященном ходу выполнения майских указов президента РФ, затрагивает 30% (а где-то и 40-50%) преподавателей, которые оказываются «лишними». Это внушительная цифра, сопоставимая с численностью сотрудников РАН. Поэтому нельзя не обратить внимания на данную составляющую реформы высшего образования и не оценить этот шаг Минобрнауки.

Речь идет о документе, подписанном заместителем министра образования и науки А.Б. Повалко 29 мая 2013 года, – «О доведении средней заработной платы педагогических работников учреждений до уровня средней заработной платы по экономике соответствующего региона в 2013 году» (АП-867/04), который дошел до вузов в середине июня.

­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В этом документе говорится о выполнении «мероприятий, направленных на сохранение кадрового  потенциала, повышение престижности и привлекательности работы» в вузах и «на обеспечение соответствия оплаты труда работников [вузов] его качеству».

Если перевести содержание данного документа с бюрократического языка на общедоступный язык, то администрациям вузов приказано:

1. Обеспечить каждому преподавателю работу на полную ставку (министерство «указывает на недопустимость искусственного снижения показателя численности педагогических работников путем массового оформления трудовых отношений по основному месту работы на долю ставки – 0,95-0,25»).

2. Ограничить количество преподавателей, осуществляющих трудовую деятельность по основному месту работы на долю ставки (0,95-0,25), до 15% от общего числа ставок в штатном расписании учреждения (за исключением привилегированных вузов типа федеральных и исследовательских университетов).

Эти меры как раз и урезают штат вузов примерно на 30%. Поскольку в бюджете средства, выделяемые на образование, снижаются, то повышение зарплат преподавателям будет (если будет!) осуществляться за счет сокращаемых коллег.

Более того, фактически сокращаемых в духе иезуитского поведения вынуждают писать заявления об уходе «по собственному желанию».

Где здесь «сохранение кадрового потенциала»? Как раз напротив. Урезание кадрового потенциала, причем существенное.

Если раньше преподаватели могли работать на долях ставки, чтобы эффективнее заниматься научными исследованиями (выполнять грантовые проекты), то сейчас они будут вынуждены бегать по аудиториям и вести занятия. Если раньше на спецкурсы можно было приглашать настоящих специалистов, то сейчас преподавателей вынуждают становиться «многостаночниками», которые будут читать по десять (или около того) дисциплин, включая те, в которых они мало что понимают (и их еще надо разрабатывать). Более того, физические возможности людей не безграничны, и преподаватели в условиях усиленной нагрузки просто начнут элементарно «отсиживать часы», снижая и так уж невысокое качество подготовки студентов.

Необходимость работы исключительно на полную ставку по существу означает и резкое сокращение штата, и рост нагрузки для тех, кому повезет остаться, и упразднение социальной функции учреждений высшего образования.

Если сейчас соотношение студенты/преподаватели примерно 1/10, то министр говорит о том, что оно вскоре должно стать 1/12. Это означает дальнейшее сокращение преподавательского корпуса.

Не секрет, что ввиду существования данных соотношений исключить нерадивого студента из вуза крайне сложно. Администрация вуза откровенно заявляет: если исключаем 10 студентов, то сокращаем одного вашего коллегу. Между тем сократить опытных преподавателей в угоду министерству, которое «обращает внимание на персональную ответственность ректоров вузов за недостижение установленных [вузу] ежегодных целевых значений показателей средней заработной платы», можно запросто. А ведь по Конституции у нас вроде бы социальное государство, и вуз также должен и может нести определенную социальную функцию, быть своего рода социальным сейфом (законопослушных умных интеллигентов). До того счастливого времени, когда ситуация с падением числа абитуриентов изменится на обратную.

Одним словом, министерство и с высшим образованием поступает не просто нерационально, а как субъект, который находится в состоянии аффекта и, мягко выражаясь, озабочен исключительно сиюминутными интересами и не может (не хочет) заглянуть чуть-чуть вперед. В духе максимы маркизы де Помпадур: «после нас хоть потоп».

Валентин Бажанов,

заслуженный деятель науки РФ, докт. философ. наук, профессор, действительный член Academie Internationale de Philosophie des Sciences (www.lesacademies.org), зав. кафедрой философии Ульяновского государственного университета

Подписаться
Уведомление о
guest

22 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
vlad1950
vlad1950
10 года (лет) назад

автор прав во всем нынешняя власть и антинародна и интинациональна с 1991 г идет сдача всех Великих достижений Ссср начатая ренегатами горбачевым ельциным

Алексей
Алексей
10 года (лет) назад

В этом горькая правда:
1) В следующие годы РЕЗКО (на 40%) сократится число выпускников школ. Чтобы сохранить образовательные стандарты необходимо сокращать поголовье студентов. Автоматически, 30-40% преподавателей становятся “лишними”. Кого учить то? Инфантильных переростков, жаждущих получить третье высшее?

2) 75% нынешних ВУЗов уже сейчас необходимо закрыть или понизить в статусе до ПТУ(посмотрите на ютюбе, к примеру, серию “На дне знаний”).

Власть просто пытается замаскировать это вынужденное сокращение словами о “доведении средней зарплаты до…”

Александр
Александр
10 года (лет) назад

Затронут очень важный аспект. Школа, ВУЗы и РАН – три звена общего плана разрушения науки и образования. Мне кажется, координаторам из “сети координации институтов РАН” и «Штаба протестных действий» надо это постараться как-то учесть. Циничный погром производится по плану и по частям – так удобнее, сопротивления меньше. Бороться следовало бы совместно и за все три компоненты одновременно.

Павел
Павел
10 года (лет) назад

Тенденция эта с прошлого года. Сразу после указов о повышении з/п преподавателям стало увеличиваться количество часов преподавания что бы соответствовать полной ставке. И тогда же заговорили о сокращении дробных ставок. Можно конечно нести нагрузку в 700-800 часов в семестр (или сколько там сейчас), но как верно заметил автор, на науку времени не будет и качество преподавания будет ниже плинтуса. Даже к тому что бы прочитать “свой” курс, связанный со своей тематикой научной работы, все равно нужно готовиться, хотя бы нужно впихнуть в лекции то новое, что было опубликовано за последний год. А если курсов лекций будет 5-6 и не своих уследить за публикациями будет нереально. Таким образом лекции будут “стареть” и не соответствовать сегодняшнему уровню ну и качество их слушателей даже самых внимательных тоже будет таким же…

vlad1950
vlad1950
10 года (лет) назад

Павлу тенденция эта с Горбачева-Ельцина которые сдали страну ну а их выкормыши доделывают дело хозяев

Roman
Roman
10 года (лет) назад

А в чем собственно погром? В университетах итак наука была “ниже плинтуса”. Это знают все. РАН всегда отмежовывалась от университетов, считая себя великими, а университеты непрофессиональными. Положение в вузах и РАН удручающее – это тоже известно. Да, наверное, Ливанов не очень профессионально как-то взялся…Ну хоть взболтнуть весь этот аквариум..Хуже точно не будет. А там глядишь, что-то придумается. Ведь основная проблема в отборе кадров – теплые необременительные места все заняты знакомыми знакомых, родными родных…Отбора нет, конкурсов реальных нет. Всем удобно и тепло. На реально работающих людей смотрят как на сумасшедших, препы работают в 3-4 вузах одновременно, стригут бабки. Научники – все пенсионеры. А кто не пенсионер, тот сидит за границей. Нормально? Скажите, что тут можно ухудшить в этой ситуации? Ну Ливанов, несчастный человек, брыкается изо всех сил, что-то пытается сделать. Да что он сделает со всей страной??? Что?? Перекроят правила, которые опять на местах будут понимать так, как удобно понимать. И все снова будет также с другими названиями. Вот что грустно…потому что виновато не Правительство…а все мы..

саша андреев
саша андреев
10 года (лет) назад

Этот идиотизм с псевдо-реформами вузов и РАН напоминает такой же бред какой происходил в армии. Сначала орали о нехватке кадровых офицеров и пытались призывать офицеров запаса, кто закончил ваенную кафедру в вузе. Потом Сердюков и прочие бестолково-недобросовестные люди стали орать, что офицеров слишком много и начали их пачками увольнять из армии. Идиоты дорвались до власти и пытыются навязать всем свой бред.

Доцент
Доцент
10 года (лет) назад

Если раньше преподаватели могли работать на долях ставки, чтобы эффективнее заниматься научными исследованиями (выполнять грантовые проекты), то сейчас они будут вынуждены бегать по аудиториям и вести занятия. Если раньше на спецкурсы можно было приглашать настоящих специалистов, то сейчас преподавателей вынуждают становиться «многостаночниками», которые будут читать по десять (или около того) дисциплин, включая те, в которых они мало что понимают (и их еще надо разрабатывать). Более того, физические возможности людей не безграничны, и преподаватели в условиях усиленной нагрузки просто начнут элементарно «отсиживать часы», снижая и так уж невысокое качество подготовки студентов.
Да что Вы говорите? Это разве что-то новое будет? А много у Вас преподавателей занимаются реальными исследованиями, а не переписывают одно и то же по сто раз под новыми названиями – симулируют научную активность? В гуманитарных дисциплинах большинство уже давно “многостаночники”, потому что зарплата складывается из полставки там, полставки тут, еще полставки на коммерческом факультете и т.д., так что на исследования уже сил не остается.

sergeir
sergeir
10 года (лет) назад

А почему все время упоминается Ливанов? Он же марионетка в руках Путина. Не нужны ученые режиму, вот и гонят их.

сергей
10 года (лет) назад

ЗАШКВАЛИВАТТ…

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...