8 октября 2013 года в Москве, в Институте проблем передачи информации РАН,на заседании Совета научных сообществ была создана Комиссия общественного контроля за ходом и результатами реформ в сфере науки в составе координаторов рабочих групп и секретариата. В секретариат Комиссии вошли академики РАН Владимир Захаров, Александр Кулешов, Валерий Рубаков, от Профсоюза работников РАН — Виктор Калинушкин, от Совета молодых ученых — Александр Сафонов.
На заседании 16 октября были определены координаторы рабочих групп и тем самым зафиксирован персональный состав комиссии (приводится по состоянию на 1 ноября 2013 года):
1 группа (хроника событий, сбор информации, взаимодействие со СМИ) — Илья Бетеров, Елена Ляпустина, Ольга Соломина, Андрей Цатурян;
2 группа (оценка эффективности научных коллективов на основе профессиональных критериев) — Михаил Гельфанд, Сергей Гулев, Аскольд Иванчик, Михаил Фейгельман;
3 группа (анализ и оценка нормативно-правовых актов) — Ирина Сапрыкина, Галина Чучева;
4 группа (обеспечение юридической поддержки отдельных людей и институтов) — Вячеслав Вдовин, Николай Демченко, Анатолий Миронов;
5 группа (выстраивание коммуникаций с обществом) — Григорий Колюцкий, Анна Щербина.
Стоящие перед рабочими группами задачи в целом были определены так: первые четыре группы на основе профессиональной оценки фактов и ситуации в целом предлагают позитивную повестку, пятая группа работает над тем, чтобы донести до общества точку зрения Комиссии и разрабатываемую ею программу действий.
По результатам обсуждения первоочередных задач работы Комиссии было решено запустить два проекта — «Рассылка» и «Расширение СКИ», — нацеленных на выстраивание связей с научным сообществом через налаживание информационного взаимодействия с институтами, Президиумом РАН, общественными организациями и отдельными учеными. Адрес для обращений: rascommission@gmail.com. С 25 октября 2013 года начал работать сайт Комиссии: http://www.rascommission.ru/.
Во вторник 29 октября 2013 года на площадке РБК состоялась интернет-пресс-конференция Комиссии, посвященная итогам обсуждения Положения о ФАНО и прогнозу вероятных последствий его принятия. В ней приняли участие Виктор Калинушкин, Александр Кулешов, Валерий Рубаков, Ирина Сапрыкина и Ольга Соломина. Аудиозапись пресс-конференции см. http://presscentr.rbc.ru/pressconf/2013/10/29/1348/
1 ноября состоялось очередное заседание Комиссии. Были подведены итоги уже проделанной работы, дана оценка результатам состоявшейся накануне встречи президента РФ Владимира Путина с главой РАН Владимиром Фортовым и главой ФАНО Михаилом Котюковым и намечены планы на будущее. В частности, было высказано предложение, учитывая отмену Общего собрания РАН и собрания СМУ РАН, провести в декабре 2013 года вторую сессию Конференции научных работников РАН, и соответствующее обращение было направлено членам Оргкомитета конференции.
Комиссия продолжает свою работу и приглашает к сотрудничеству всех, кому дороги академические свободы и достоинство ученых.
Елена Ляпустина,
канд. ист. наук, с.н.с. Института всеобщей истории РАН
Плохо виден смысл работы комиссии.
Во-первых, чиновнки работают медленно и тайком,через бумаги.
Эти бумаги видны только директорам.
Кому директор их покажет??
Значит надо «Обязать» директоров выходить на комиссию.
Значит в каждом институте РАН д.б. свой представитель комисии,
(назовем его «политкомиссар»).
второе, ладно комиссар получил инфо, и дает ее в комиссию.
Ну и что дальше??
Куда комиссия двинется с протестами??
Надо решать «круче».
Надо гготовить свой законпроект.
Если будет единство в его понимании(а тут масса сомнений), тогда дело пойдет у нужном направлении.
Хорошее дело, хорошие люди, а ощущение полной безнадежности их дела. Не могу в голове построить стратегию с положительным результатом при таких начальных условиях. Может быть потому, что ликвидация АН это мегапроект и противостоять ему ему может только другой не менее масштабный проект, проект соизмеримый с масштабом наших лучших ученых. Тогда у «эффективных менеджеров» не будет шансов. Нужно самим откровенно признать, что мы им мешаем делать то, что они делают лучше всего, нужно признать, что мы не только проиграли, но и дальше будем проигрывать, т.к. играем по их правилам. Сохранение существующих тенденций губительнее всего, на мой взгляд, скажется в том, что тысячи молодых талантливых людей, которые могли бы стать гордостью мировой науки, не станут учеными. Опыт «Сколково» показывает, что решить проблему сохранения научного потенциала в рамках создаваемых чиновниками структур невозможно.
Фантазирую. Вот, если бы несколько десятков (сотен) российских ученых с мировым именем создали международный проект по которому на депрессивной территории нормальных государств были бы созданы научные анклавы, где без визовых проблем могли бы создать свои лаборатории, группы… с некоторыми льготами в начале деятельности….под патронажем ведущих ученых… . Может быть что-то удалось бы сохранить (русскоязычную среду творчества?).
Русскоязычную среду вам не разрешат сохранить, как преобладающую, так как русские составляют примерно 80 процентов от всего населения России и не являются титульной нацией. Смешно и горько это сознавать, чувствовать себя практически, как бесправные американские индейцы 18 — 19 века, учёными. Надо говорить об этом внутри руководящего состава действующей высшей школы. Как это сделать не вопрос, а организация, пусть даже на первых парах ленивая…